#13 (103)
11 августа 2014

ТЭК и эдак хорошо

Валерий Лобанов

Персона

Знаете выражение «горит на работе»? Без зазрения совести его можно применить в отношении нашего сегодняшнего собеседника. Еще бы, договаривались об интервью с ним мы чуть ли не больше недели — и вовсе не потому, что говорить не о чем. Просто в плотном рабочем графике никак не находилось места для беседы: то встречи в столице, то поездки по районам, то общение с людьми, и так далее, далее и далее. Но наша беседа все–таки состоялась — в перерыве между очередным совещанием и деловой встречей. В эти полчаса мы с первым заместителем губернатора Смоленской области Александром Медведевым успели обсудить, почему смолянам задержали подключение горячей воды, ждать ли зимой внештатных ситуаций на тепломагистралях, а также, что за инвестор может прийти на Смоленщину в ближайшее время

На что жалуетесь

— Александр Александрович, начну с «острого» вопроса. Он, конечно, не совсем относится к сфере деятельности областной администрации, тем не менее. Исправлены ли претензии граждан по юбилейным домам в микрорайоне Королевка?

— Сразу хочу сказать, что в адрес нашей государственной жилищной инспекции никаких официальных жалоб не поступало. Да, действительно, два данных дома имеют определенные отклонения: в одном доме нарушений за восемьдесят, во втором — за шестьдесят. К сожалению, руководителя компании–застройщика уже нет, с проблемами разбирается новый директор. Застройщику неоднократно выдавались предписания, и организация неоднократно штрафовалась. Тем более что и сроки ввода в эксплуатацию нарушались. К тому же были некоторые проблемы с проектно–сметной документацией. Если нарушения не будут исправлены в ближайшее время — будут жесткие санкции.

— Кстати, о жалобах граждан. Вы сейчас проводите большую работу по приему граждан. С чем к вам приходят люди? И кого среди них больше: жителей области или областного центра?

— К сожалению, жителей города Смоленска больше. И это не потому, что люди из области не едут. Едут. В основном, по вопросам водоснабжения, газоснабжения. Причем это вопросы не каких–то нарушений, а перспективного развития — люди хотят иметь дома газ, воду, хотят иметь новые источники водоснабжения. Что касается строительства — вопросов немного. Есть даже муниципальные образования, где по вопросам жилищного фонда жалоб нет. В Рудне, например. За два года оттуда был на приеме только один человек. То же самое Сафоново — там с населением работают адресно, корректно и быстро. В то же время по городу Смоленску ситуация иная. Фактически приходится отвечать на вопросы, которые к компетенции областной администрации, по сути, не относятся. В то же время я хочу сказать, что согласие и понимание с городскими властями у нас есть.

— Откуда же тогда все эти обращения горожан?

— Слишком много исторически сложившихся проблем, которые не решались. В то же время много вопросов, касающихся текущих ремонтов, которые перерастают в ремонты капитальные. Например, тепловые сети. Есть запланированная сумма, которая выделяется на работу с этими сетями, в том числе, на ремонты. На приеме люди обращаются — нет горячей воды. А все потому, что сети изношены. Начали работу — и сразу четыре прорыва. Но лучше мы эту работу сделаем сейчас, пока не поздно. Отсюда и задержки с подачей горячей воды. Кроме того, есть некоторые проблемы, связанные с выполнением законных требований, которые находятся на выполнении у судебных приставов. Люди–то с претензиями приходят к власти, а она порой и не в силах ничего сделать: есть решение суда, которое выполняют судебные приставы и только они. Приходится писать письма, собирать совещания.

Зима — общая тревога

— Но зиму переживем?

— Мы не просто обязаны пережить, и переживем, естественно. К зиме отношение очень трепетное, потому что все мы не первое десятилетие работаем в этой сфере. Зима — это наша общая тревога. И любой форс–мажор зимой должен решаться за часы, а то и минуты: если чуть не успел, потом уже поздно, надо срезать все. Исходя из этого есть план мероприятий, который не просто выполняется, а идет с опережением. По подготовке к зиме мы в целом среди всех регионов России находимся в пятерке лучших. И это не первый год. По прошлым зимам вы могли заметить: если где–то и были аварии, люди на себе их практически не чувствовали, поскольку аварии быстро устранялись.

В прошлом году впервые губернатор выделил деньги всем муниципальным образованиям на создание аварийного запаса — у всех были трубы, бандажи, хомуты и так далее. В этом году, мало того, что у нас почти 150 миллионов программных денег, мы с губернатором рассматриваем вопрос о выделении дополнительных денег муниципалитетам для проведения более углубленных ремонтов. Тем более что и сети, и теплоисточники сегодня нуждаются не просто в латании, но в замене (в идеале). А вообще, ремонты надо делать так, чтобы ближайшие 3–5 лет был бы обеспеченный остаточный ресурс. В прошлом году мы сделали большие котельные: Вязьма, Ярцево, Сафоново. В этом году работа продолжается. В то же время мы идем по пути системной замены котельных. Например, в прошлом году поставили новые сети в Гусино, в этом году ставим там новую котельную. Поскольку менять что–то одно — эффект, конечно, будет, но будет незначительным. Кроме того, все это сказывается на экономике теплоснабжающих организаций, которые сегодня, к сожалению, не всегда исправно платят за газ. Ведь потери колоссальные, а в тариф они не входят. И фактически потери ложатся на их плечи. Несмотря на то, что организации в этом заинтересованы, большой системной работы, которая должна проходить не на уровне области, а на уровне всей страны, не наблюдается. Хотя должна быть единая федеральная целевая программа. Поскольку котельные можно поставить сколько угодно, но если сети дырявые, толку от этого не будет. А пока теми ресурсами, которыми мы обладаем в области и которые вкладываем в эту сферу (несмотря на то, что деньги это серьезные), мы будем идти к результату довольно долго. Реально на сегодня надо менять как минимум 12 процентов сетей в год, норматив же 5 процентов. Я очень благодарен коллегам из администрации города, они понимают это и рвутся вперед, полностью меняют участки. И это правильно.

Как исключить воровство в ЖКХ

— Вы отмечаете, что областной бюджет постоянно увеличивает расходы на замену сетей и все жилищно–коммунальные процессы. Возникает следующий вопрос: тарифы для населения уже повышены. Куда идут эти деньги?

— На 1 июля 2014 года тариф на природный газ повысился всего на 4,2 процента, электроэнергию — на 3,8 процента, тепловую энергию — 4,7 процента, водоснабжение — 6,4 процента. В 2015 году тарифы останутся неизменными и по всем прогнозам на плановый период 2016–17 годов они вырастут не более, чем на 6 процентов. В то же время Алексей Островский поставил задачу, чтобы это было еще меньше. Теперь что касается вопроса, куда идут эти деньги. В основном, ресурсоснабжающим организациям, на 99 процентов. Фактически сегодня в структуре себестоимости организаций главенствующий газ, затем — заработная плата, налоги. На ремонт денег остается очень мало. И сегодня мы рассматриваем вопросы, в том числе и с федеральным центром, о дополнительном субсидировании. Поскольку газ растет прогрессивно, а тарифы практически стоят на месте.

— Следующий вопрос про ОДН. В нашей предыдущей беседе вы отмечали, что управляющие компании должны будут перейти на механизм, указанный в одном из постановлений правительства. Как сейчас обстоят дела с ОДН?

— Вы сами видите, сейчас и в обществе относительное спокойствие по этому вопросу. Несмотря на это, я думаю, что изменения не за горами. Потому что сегодня все «повесить» на управляющие компании — для них смерти подобно. Ведь сегодня они и так стоят перед выбором: кому платить первому за ресурс. Эта тема обсуждается во всех наших кулуарных темах в Москве. Думаю, что к отопительному периоду вопрос с ОДН будет изменен в еще более понятную сторону. Всем должно быть хорошо. А так получается, что им сказали: вы взялись — вы и отвечайте. Из этого вытекают проблемы ресурсоснабжающих организаций, и в итоге страдают все. Кроме того, по новым правилам два нарушения — отзыв лицензии. И ситуации, когда раньше с людей собирали деньги и исчезали в неизвестном направлении, просто исключены. На рынке останутся лишь самые сильные и настоящие энтузиасты своего дела. Главное, чтобы появилась система нормальных платежей и нормальных взаимоотношений.

Газ вам в руки

— Целый блок вопросов хотим посвятить знаковым инвестпроектам в Смоленской области. Какие бы вы назвали?

— Сразу хочу отметить: наш регион признан немецким сообществом по всем критериям, которые сделаны для инвестора, самым привлекательным в России. Те преференции, которые даются инвестору в Смоленской области, очень серьезны и существенны. Однако есть большое «но». Мы попали в то экономическое время, когда есть определенные антироссийские настроения. Большие предприятия, конечно, в политику не играют, для них главное — экономическая составляющая. А вот малый и средний бизнес боится. Хотя работать с нами, честно скажу, хотят. У нас есть большой проект по переводу на газомоторное топливо сначала муниципального транспорта с установкой газозаправочных станций за счет инвестора и покупкой сорока новых автобусов. Затем следующие этапы сотрудничества. Плюс — размещение 4–5 газозаправочных станций на магистрали М–1. Ну а затем перевод всего муниципального транспорта на газ. Ведь это колоссальнейшая экономия! Вся Европа уже перешла на газ. Кроме того — это экология. Второй проект: создать электротехнический кластер. Я уже был в Москве и разговаривал на этот счет — определенное понимание есть. Мы хотим привлечь организации, которые будут заниматься производством своих котельных, ведь это прекрасный бизнес! Пожалуйста, делайте. Если будут соответствовать показатели цена–качество, то мы будем покупать их с огромным удовольствием. Завода по трубам в Ярцево, например, явно мало. Кроме того, они хороши для сегодняшнего дня, но на Западе уже совершенно другие технологии. Приходите и производите, пожалуйста, мы только рады будем.

Кроме того, рядом находится Калуга, где собирают автомобили. А вот автокрепежа, по сути, нет. Выпускай тоннами каждый день гайки и болты нармального качества — да с руками оторвут! Ведь сегодня крепеж, который они получают, поставляется из Китая, технология металлов там пока слабее. Я уже не говорю про строительство новой атомной станции. Надеемся, что наши природные ресурсы будут полностью использованы. Хотя не спят наши соседи–калужане, так что никакого промедления в этом вопросе не может быть — рынок замещается очень быстро.

Сколько можно «нянчить» инвестора

— По вашим прогнозам, когда начнется реализация данных инвестпроектов? Ведь если все перечисленное вами произойдет, мы по сути будем жить в регионе с совсем другой экономикой.

— По опыту любого региона могу сказать: не бывает такого, чтобы сегодня решили построить завод, завтра появились рабочие места, а послезавтра производство заработало. Ведь инвестора надо, уж извините за выражение, еще и «понянчить». Те же немцы ездят к нам уже два года: изучают досконально все, все малейшие детали. Они научились экономить буквально на всем. Ситуацией обеспокоен и губернатор, и это вполне понятно — два года работа идет, а из–за всей этой «мелочевки» больших инвестпроектов до сих пор нет. Хотя на сегодня, скажем прямо, реально большие инвестпроекты могут появиться, только связанные с «оборонкой» — время такое. Сегодня нужно создать такие условия, чтобы люди ушли с базара на производство со стабильной зарплатой. А вот что касается малого и среднего бизнеса — инвесторов привлечь сегодня реально.

— Можно приоткрыть завесу тайны и рассказать о каком–нибудь проекте, который, скажем, близок к тому, чтобы реализоваться?

— У нас есть сегодня большие надежды на приход в область крупнейшего европейского производителя кондитерских изделий — частной компании «Кюхельбейкер», которая выпускает знаменитые конфеты. На рынке кондитерских изделий они уже несколько сотен лет. Смоленский регион и условия, которые предложил губернатор, им очень интересны. Ведь мы по сути полностью помогаем инвестору жить. Вообще, они для себя ставят цель: 14 месяцев — и предприятие. У них, кстати, нет ни одного предприятия в России. Так что мы можем быть первыми. Сегодня конфеты у них закупают наши крупные торговые сети. В конце августа они должны приехать и мы будем говорить конкретно: по земле, по месторасположению, по условиям. Тем не менее, надо понимать, что процесс этот не самый быстрый — от конкретного выбора места до строительства должно пройти время. И «очень быстро» в данном случае — это полтора года. В то же время надо понимать, что с приходом одного–двух инвесторов придут третий–четвертый и так далее. Нужно, чтобы они увидели, что здесь действительно комфортно работается и нет никаких административных барьеров. Их очень прельщает, когда губернатор лично дает каждому инвестору визитку и говорит, что как только в области вас кто–то хоть на рубль «напряжет» — звоните мне в любое время дня и ночи и я лично с этим разберусь. Это очень правильная позиция Алексея Островского, немцы даже хлопают, честно говоря. Они понимают, что условия в области действительно созданы.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/102/01