#13 (103)
11 августа 2014

Дороги, которые мы выбираем

Максим Кузьмин

Власть

Кому только не приписывают знаменитую фразу о двух главных российских бедах: и Карамзину, и Салтыкову–Щедрину, и Гоголю, и даже императору Николаю Первому. Однако доподлинно авторство бессмертного изречения о дураках и дорогах так и не установлено.

К чему это мы вспомнили? Очередная встреча авторского коллектива программы ГТРК «Смоленск» «Лицом к области» с губернатором Смоленской области Алексеем прошла именно в «дорожном формате»: как строить качественно и экономично, а проще говоря — с умом. Глава региона рассказал о политике региональных властей в сфере дорожного строительства, а также остановился на вопросах деятельности областного государственного бюджетного учреждения «Смоленскавтодор». Съемки программы прошли в районе Краснинского шоссе на выезде из Смоленска — именно там г–н Островский инспектировал ход строительно–ремонтных работ.

Что сказал Путин

— Алексей Владимирович, вот сейчас, пока мы едем к одному из объектов дорожного строительства в Смоленске, мне почему–то вспомнился визит Владимира Владимировича Путина в Смоленскую область в статусе премьер–министра, и вот тогда, помимо прочего, он высказался и по нашим дорогам, и высказался предельно ясно. «С такими дорогами вы рывка не сделаете», — сказал тогда Путин. Эту фразу, естественно, много цитировали. Так чего же не хватает нам: денег или, может быть, умения их эффективно использовать?

— Вы знаете, Максим Николаевич, в тот момент, когда председатель правительства Путин посещал Смоленскую область, я еще не работал в качестве главы региона, а был депутатом Государственной Думы, который представлял интересы Смоленщины в федеральном парламенте, но, безусловно, об этой фразе, ставшей на Смоленщине знаменитой, я знал и с нею согласен. Я считаю, что Смоленской области, как и в целом всем дорогам Российской Федерации на территории всей страны, не хватает, наверное, трех составляющих, но первое главное, — финансирование. Ведь даже при огромном желании и при том, что нашей администрации удалось сделать те преобразования, которые коренным образом поменяли варианты работы по ремонту и по строительству новых дорог в области, этого недостаточно.

Вторая составляющая — при необходимом финансировании правильно и эффективно использовать его. Мы стараемся это делать, и я думаю, что те преобразования, которые мы произвели в регионе и которые сейчас как хороший пример для подражания начали реализовывать в других регионах, дадут свои результаты.

Ну и третье, безусловно, — это расстановка приоритетов, потому что есть дороги федеральные, есть дороги областные, есть дороги муниципальные. И в первую очередь, людей нашей замечательной области, наших замечательных смолян волнуют как раз муниципальные дороги, и тут в очередной раз мы сталкиваемся с некачественной, просто плохой работой ряда муниципалитетов. Люди справедливо говорят, почему эта улица в центре того или иного районного центра, населенного пункта в таком ужасном плачевном состоянии и обращаются ко мне с просьбой помочь, произвести ремонт, а мы, администрация региона, не можем это сделать — этой дороги де–юре нет нигде. То есть даже не могут юридически оформить улицы. А для того чтобы их ремонтировать, тратить на них бюджетные средства, они должны быть не де–факто, а де–юре.

У нас в Смоленске до прихода нашей администрации практически единицы улиц были оформлены юридически в муниципальную собственность Смоленска. И при нас, при нашем влиянии на муниципальную власть в городе, на администрацию города Смоленска, сейчас проводится активная работа по взятию этих улиц юридически на баланс, чтобы можно было тратить на это бюджетные средства, чтобы не было нецелевого использования и, соответственно, претензий со стороны правоохранительных органов.

Под личным контролем

— Сейчас, насколько мне известно, основные дорожные работы находятся под личным контролем губернатора. Что, кстати, для вас означает эта формулировка — «под личным контролем», и что сегодня едем проверять?

— Я действительно стараюсь практически все сферы жизни нашей области и жизни наших земляков–смолян держать на личном контроле. Потому что если руководитель не контролирует ежедневно все сферы жизнедеятельности региона, а только некоторые, или вообще глубоко ежедневно не погружается в те или иные проблемы, то подчиненные реально начинают халтурить: они видят, что никакого контроля нет и можно валять дурака, заниматься саботажем.

Я, кстати, буквально недавно распрощался с главой департамента по строительству и ЖКХ администрации региона за постоянный саботаж в реализации тех установок, которые давал как глава субъекта, давали мои заместители. Ключевая сфера для жизни региона фактически проседала: строительство детских садиков затягивалось, строительство ФОКов затягивалось, строительство юбилейных объектов затягивалось, и только потому, что я сам выезжал, постоянно выезжал, смотрел, как строятся ФОКи, как строятся детские сады, как строятся юбилейные объекты, я реально видел истинную картину, а не то, что мне департамент докладывал по справкам.

Что касается дорожной сферы, безусловно, я ее держу на личном контроле. Я постоянно отслеживаю, что волнует жителей нашей области.

Что касается того, куда мы едем сейчас, в первую очередь, мы едем смотреть ремонт дороги «Смоленск–Красный», эта дорога не ремонтировалась более десяти лет, несмотря на то, что за последние годы и, буквально, в последний период интенсивность движения по трассе «Смоленск–Красный» возросла в разы.

— И потом это один из выездов и въездов в город…

— Да, вы очень правильно говорите. Причем, это въезд в нашу область, лицо нашей области, и не только. Это въезд в нашу страну, в Российскую Федерацию со стороны Запада, со стороны Республики Беларусь. Поэтому мы, конечно, должны приводить в первую очередь эти дороги в порядок, но, не забывая о других.

Вся власть «Смоленскавтодору»

— Алексей Владимирович, одним из важнейших решений вашей администрации в сфере дорожного строительства стало создание государственного учреждения — Управления автомобильных дорог Смоленской области, которое объединило порядка 25–ти предприятий, которые существовали ранее. В какой мере «Смоленскавтодор» оправдывает сейчас возложенные на него очень большие надежды?

— Действительно, наша администрация фактически ввела «ноу—хау», которого не было ни в одном субъекте Федерации, и мы сделали это впервые в стране. И помимо того, что это дает очевидные результаты у нас на территории Смоленщины, многие субъекты Федерации сейчас пошли по нашему пути, увидев эффективность той работы, которую мы в свое время начали и успешно провели. Помимо этого нас отмечают и по линии министерства транспорта, и в правительстве как администрацию, которая нашла новые подходы, давшие хорошие плоды для нашего региона. А сейчас будет давать и в других регионах, когда они закончат, а некоторые уже закончили эту реформу.

Первое. Что было раньше? Раньше был отдельно «Автодор», а отдельно были двадцать пять дорожно–ремонтно–строительных правлений. У каждого был свой бухгалтер, свой директор, свой счет, своя касса. И отсюда, из Смоленска, никто фактически не контролировал, как происходит строительство дорог по районам. Люди в районах делали все, что хотели, тратили деньги, как хотели, и фактически ремонта и строительства дорог не было. Как не было новой техники, как не было низких цен на закупку необходимых материалов для дорожного строительства.

Мы, администрация региона, через вертикально–интегрированную структуру «Смолавтодора» стали контролировать все средства, стали эффективно ими распоряжаться. Мы закупили много новой техники, мы пошли по новым технологиям, по передовым технологиям, в частности, касательно покрытия дорожного полотна. Мы в прошлом году купили уникальную фрезер–ресайклинг машину, которой не было никогда в Смоленской области, а в этом году, 2014–м, мы купим вторую. И это позволяет совершено по новым технологиям со значительной экономией финансовых средств региона класть асфальт, асфальт лучшего качества.

Мы стали подходить по–другому к приобретению материалов: гравия, щебня, песка для строительства дорог. И это дало плоды. Раньше каждое ДРСУ по чуть–чуть покупало по высоким ценам. Сейчас мы берем огромное количество материалов оптом для региона, потому что у нас все едино. И, естественно, берем это по ценам в разы ниже, чем было ранее.

Мы контролируем всю дорожную сферу региона, контролируем с учетом интересов государства. Мы, создав вертикально–интегрированную структуру, сделали что: мы сохранили все рабочие места для бюджетников, даже увеличили количество рабочих мест для бюджетников. Каким образом? Мы фактически всю дорожную сеть нашей области, все дорожное полотно делаем своими собственными государственными ресурсами, ресурсами «Смолавтодора». Нет коммерческих организаций, которые ранее получали подряды, неэффективно расходовали деньги, некачественно выполняли те или иные работы. И государство в лице администрации региона фактически их не контролировало. А сейчас мы все отдали под контроль государства.

— При всех этих плюсах, которые вы сейчас назвали, нет опасений, что через некоторое время все это может превратиться в своего рода монополию со всеми вытекающими последствиями: завышением цен, снижением качества и прочими неприятностями монопольными?

— Максим Николаевич, правильно ставите вопрос. Никогда не нужно бронзоветь. Это очень опасная тенденция. Надеюсь, нашей администрации она не грозит. Ровно то же самое я скажу и про «Смолавтодор», и про те решения, что были нами приняты — не надо снижать контроль, не надо усыплять бдительность. И я как глава региона ее не усыпляю. Более того, есть контролирующие организации. Деятельность «Смолавтодора» контролирует Контрольно–счетная палата региона, контрольные органы Федерации, прокуратура, УМВД, иные органы. Поэтому за «Смолавтодором» есть постоянный контроль.

Второе. Цены, по которым работает «Смолавтодор», утверждены государством. Они взяты не «с потолка», не придуманы мною, не придуманы руководителем «Смолавтодора». Есть четкие расценки, они утверждены, по ним работает предприятие. В этом смысле можно не беспокоиться, что предприятие закупает что–то по завышенным ценам, или нормо–час на работу техники, того или иного рабочего также формируется с нанесением ущерба региону. Здесь можно быть спокойным, с одной оговоркой: власть, губернатор должны постоянно держать это на контроле, не должны спать, расслабляться и не должны надеяться на то, что все будет само по себе хорошо. Постоянный контроль — он есть, был и будет.

Кто должен строить дороги

— Как вы относитесь к возможному допуску в нашу дорожную сферу иностранных компаний? У смолян есть такое мнение, что братья–белорусы все делают не в пример лучше нашего. Честно говоря, это уже давно не соответствует реальности, по крайней мере, по многим параметрам. Но миф такой сложился. Некоторые считают, мол, пригласим белорусов — они сделают все быстро и недорого. Как вы относитесь к этому?

— Как глава региона, который граничит с Республикой Беларусь, как человек, который работает в интересах смолян, большинство из которых справедливо любят Белоруссию, любят белорусов и выступают за как можно более тесные интеграционные связи, я никогда не смогу сказать то, что сказали вы: о том, что действительно не все так идеально, как этого хотелось бы или как когда–то это было. Действительно, есть проблемы с работой и белорусских, и российских, и иных компаний, представляющих другие государства. Что касается допуска белорусских компаний к работе на рынке строительства дорог на Смоленщине — мы их всегда ждем, как ждем все компании–резиденты России, резиденты Белоруссии, резиденты иных государств. У нас нет никаких ограничений. Все, кто хотят, могут приходить участвовать в аукционах, побеждать и работать, при безусловном нашем контроле. Но мы рады, что в основном все, что строит сейчас область в сфере дорожного полотна, дорожных сетей, — делает наша бюджетная организация, под нашим контролем, давая рабочие места именно смолянам.

Смоляне и приоритеты

— Алексей Владимирович, а есть у нас такие дороги (построенные или отремонтированные в последнее время), которые можно привести в пример, сказать, что вот это сделано надежно и прослужит долго? Хотя бы так, как улица Большая Советская в Смоленске, которая долгие годы служила примером качества и долговечности?

— К юбилею, и спасибо Федерации за это, мы сделали ряд дорог как внутри города, так и на подступах к городу. Я, наверное, отмечу самую лучшую дорогу, которую удалось нашей администрации сделать в последнее время — это въезд в наш город со стороны Московского шоссе. Очень хорошее дорожное полотно, приятно ехать и приятно, что гости, которые приезжают в Смоленск впервые, въезжают в город по такой трассе. Вот, наверное, ее приведу как главный пример. Но и Большую Советскую мы сделали, и улицу Кирова, и другие улицы. Но на этом мы не собираемся останавливаться — еще очень и очень много проблем. Не надо думать, что мы в администрации региона считаем, что у нас все хорошо, что мы все сделали и можно спокойно вытереть руки и наслаждаться. У нас сделано гораздо меньше того, что еще нужно сделать. И мы будем это делать и делаем ежедневно.

— Понятно, что денег не хватает на все. Это всегда было и всегда, наверное, будет. Поэтому важнейший вопрос — о приоритетах. Каковы приоритеты губернатора Островского в дорожной сфере?

— Приоритет один: за время работы администрации под моим руководством сделать как можно больше дорог, но сделать так, чтобы люди не начали говорить, «что толку от этих дорог, они их 5–10 лет назад делали, а сейчас уже фактически дорожного полотна нет». Поэтому я бы не гнался только за количеством квадратных метров или километров, которые мы построим. Главное для нас — качество. Потому что люди хотят ездить по качественным дорогам, и смоляне не исключение. И они справедливо этого ждут и справедливо этого от власти требуют.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/102/01