Независимое общественно-политическое издание
#5 (51)
26 марта 2012

Запланировано на XXI век

Владимир Беликов

Человек в футляре

Думается, в ближайшие годы автопарк Смоленска только увеличится, и ещё одна черта столичного шарма размашисто раскрасит нашу провинциальную действительность. (Практика показывает, что даже мировой кризис не отодвинет от нас эту неизбежность.) Если закрыть глаза на организационные меры вроде «тонкой настройки» городских перекрёстков (что улучшает ситуацию, но не изменяет её сути), в запасе остаётся лишь градостроительный аспект.

Тип нашей городской планировочной структуры — радиально-кольцевой. Пусть вас не смущает отсутствие хотя бы одного полного кольца: сегменты и лучи этой структуры выражены у нас достаточно ярко. Центральными осями её являются пешеходные улицы Октябрьской революции и Ленина. Хотя формально «нулевая координата» расположена на «пятачке» перекрёстка улиц Коммунистической и Глинки, перед крыльцом центральной сберкассы. В первом приближении это ядро смыкают Большая Советская, Дзержинского и Кашена. Затем дугой большего радиуса его «обнимают» Гагарина, Николаева, Багратиона. В свою очередь их «огибают» Шевченко, Кирова, Нормандия-Неман. Дуги ещё большего радиуса прослеживаются лишь частично: 25 Сентября — проезд маршала Конева, Индустриальная — проспект Строителей, Автозаводская — маршала Ерёменко.


Подобную структуру имеют многие европейские города и успешно выживают с ней. Также спланирована и Москва, хотя сейчас она не лучший пример для подражания. Важно то, что стратегия развития городов при подобном устройстве достаточно хорошо изучена и описана. Более того, она неплохо учтена и использована в действующем ещё со времён СССР генеральном плане развития Смоленска, обновлённом уже при нынешнем горсовете. Наш генплан направлен на решение самой главной проблемы — объединение разрозненных «полуколец» в единую улично-дорожную сеть. Именно из-за этой фрагментированности сейчас все дороги Смоленска ведут через центр города, стоящий в глухой пробке в часы-пик. Именно из-за неё образуются скопления автомобилей на радиальных лучах Витебского, Краснинского, Досуговского и Рославльского шоссе.

Рассматривая генеральный план Смоленска, невольно обнаруживаешь, что решения сегодняшних проблем есть, и продуманы они даже не вчера — скорее позавчера.

Вы замечали, что нумерация домов по улице 25 Сентября начинается не с первых чисел? Это потому, что когда-то она должна была пересечь улицу Крупской, слиться с маршала Конева, перейти проспект Гагарина, проследовать мимо Оршанской в Энергетический проезд и соединиться аж с Николаева! Очевидно, что только одна эта транспортная артерия сейчас вдвое разгрузила бы напряжённость улиц Шевченко и Кирова. Аналогичное продолжение имеет и проспект Строителей, выходящий на Досуговское шоссе к авторынку. Выше и ниже по Днепру предусмотрены два новых моста: западный должен соединить улицу Лавочкина с Нормандией-Неман, а восточный — Московское шоссе с промзоной Промышленного района. И это лишь самые поверхностные изменения.

Реализуется ли сегодня что-либо из действующего генплана развития Смоленска? Ответ на этот вопрос отрицательный. Даже несмотря на предъюбилейную подготовку он остаётся лишь планом.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/051/07