Независимое общественно-политическое издание
#5 (51)
26 марта 2012

Комментарий

Главная тема

Василий Залесов:

«Так, как они строят — им строить и строить»

Это сегодня Василий Залесов выступает в роли независимого «дорожного» эксперта, поскольку в данный момент связан с дорожной отраслью лишь в качестве автолюбителя. Давать квалифицированную оценку состоянию дел по рассматриваемой теме ему позволяет многолетний опыт руководства организациями и учреждениями, непосредственно связанными со строительством и эксплуатацией «артерий жизни». Причём профессионал Залесов был востребован в разное время и при разной власти. Возглавлял госучреждение — Управление автомобильных дорог Смоленской области, работал первым замначальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области, руководил областным госучреждением «Смоленскавтодор».

— Василий Николаевич, давайте вспомним времена, скажем, капитального ремонта Большой Советской…

— Давайте, я их прекрасно помню и обладаю достаточно большим «дорожным» стажем для своего возраста. В те времена, о которых вы упомянули, я работал директором «Дормостстроя-3». Эта организация занималась благоустройством улиц города Смоленска. Было три организации в каждом районе города: Ленинском, Заднепровском и Промышленном. Мы к 1 мая весь ямочный ремонт заканчивали (то есть улицы были приведены в порядок), и наносили разметку. Это было в конце 90-х. Сейчас же делают разметку, дай бог, к празднику города — к сентябрю.

— Можно ли сравнить масштабы средств, которые были тогда в распоряжении дорожников и сейчас? Во сколько они различаются, в разы?

— В десятки раз. В сторону увеличения, естественно.

— Погодные условия не изменились, технологии улучшились…

— Сейчас есть технология с применением машин «Мадпатчер». Самый сложный период для дорожников — это переход с зимы на весну. Слякоть, асфальтовые заводы ещё не заведены. Между прочим, асфальт можно укладывать при температуре не ниже плюс пяти градусов. Ниже плюс пяти асфальт не укатаешь. То, что делается зимой — это аварийный метод, это временно, на период, когда нельзя укладывать асфальт. Сделали, пришёл сезон ремонтных работ, и всё нужно обязательно переложить. Или, по крайней мере, закрыть «картой». А сейчас считают, что это панацея, и дошли до того, что площади «десять на десять» таким способом делают. Это бред, пустая трата денег. Очень дорого, но для дорожников это хорошо: и работа есть, и деньги большие. Битумная эмульсия стоит будь здоров, да и щебень там не известковый, который у нас в области, а именно гранитный. Известковый щебень в этом методе не работает, но я подозреваю, что лепят именно известковый щебень, и поэтому все эти ямки выскакивают. Должна быть только гранитная крошка и битумная эмульсия. Подозреваю, что часто делают и не на битумной эмульсии или на эмульсии низкого качества.

— Власть, которая платит деньги за эти работы, она должна их контролировать?

— Вот висит пиджак. Один карман — бюджет города, второй — подрядчик. Когда из одного кармана кладут во второй, то разницы пиджаку нет. Деньги те же самые. Только из правого кармана переместились в левый. Чем больше освоят средств, тем лучше. А каким способом — это никого не волнует. Поэтому контроля со стороны города, подозреваю, до сих пор нет. Нет контроля со стороны заказчика. Не было, нет, и не будет. Поймите правильно, они опираются на лабораторные данные подрядчика. А это нонсенс. Лабораторные анализы подрядчика — его внутреннее дело. Пусть он проверяет своих исполнителей. А у заказчика должна быть своя лаборатория, своё оборудование. Я, например, никогда не видел представителя технадзора ЖКХ даже с примитивной трёхметровой рейкой.

— А раньше, например, как вас проверяли?

— У нас был технадзор в управлении ЖКХ и лаборатория в «Дормостстрое-1». Сейчас у заказчиков лаборатории нет. Что им скажут, то они и записывают. Ни «Дормостстрой», ни «СДСК» [«Смоленская дорожно-строительная компания» — один из крупнейших подрядчиков в сфере дорожного строительства и ремонта в Смоленске — ред.], ни других подрядчиков должным образом не проверяют.

Если раньше у дорожных компаний был хороший асфальтобетон, был битум нормальный, щебень хороший, минпорошок добавляли, то сейчас складывается ощущение, что экономят на всём, поэтому такой асфальт г…но.

— Но, например, качество щебня можно проверить без лаборатории.

— Даже визуально. Но тем не менее. То, что есть паспорт на материалы… В нашей стране с этими паспортами можно, извините, сходить в туалет. Они зачастую не соответствуют действительности.

— Гипотетически администрация может потребовать заново переложить покрытие в случае выявленных нарушений?

— Она обязана это сделать, если мы говорим не о ямочном ремонте. Начинается всё с проектной документации, с технического задания, которое должен дать заказчик. Неграмотно составлено техзадание, практически не делаются изыскания. И сколько я видел проектных решений — они все в городе максимально простые. Скажем, фрезеровать четыре сантиметра, и те же четыре сантиметра положить. Всё. Больше ничего нет. Я на сто процентов уверен, что фрезеруют не четыре сантиметра, а три. А потом кладут не четыре сантиметра, как положено, а опять три. Вот они, деньги. Если добавить сюда качество битума (битум 90–130 — проблема по всей стране, а другие марки нельзя применять, а они применяют, дай бог, 70)…

— С этого места поподробнее. Вы считаете, что в стране в принципе проблематично сделать хорошие дороги?

— Конечно. Из-за того, что некачественные материалы. Посмотрите на улицу Николаева. Сколько лет прошло после ремонта? Два? Везде шелушение, везде раковины. Значит, экономили на минпорошке, на битуме. И вся эта экономия сейчас «выпирает» назад.

Гарантийный срок на дороги никому не нужен. А дорога должна стоять семь лет. Когда вам на новое платье пришивают лапик, это не очень хорошо. Когда дорога цельная, она работает. А когда в лапиках, она не будет работать. В шов всегда просочится вода и разорвёт покрытие.

— У нас не было прецедентов, чтобы заставили срезать бракованное покрытие и переложить?

— На федеральной дороге это было. «СДСК» пришлось перекладывать около километра.

— Возможно ли теоретически, чтобы администрация подала в суд на подрядчика, выиграла его и заставила переделать?

— Не нужно никакого суда. Пришёл технадзор, написал предписание, и они обязаны переделать.

— То есть достаточно воли администрации?

— Технадзор обязан просто выполнять свои должностные функции. Он не должен принимать некачественные работы; если он их примет, это уголовно наказуемо. Он просто не имеет права.

— То есть, если улица Дзержинского была принята, есть основания для возбуждения уголовного дела?

— Да. И на подрядчика, и на технадзор. Вот улица Большая Советская или въезд в город со стороны трассы М1. Им сколько лет? Двенадцать! Это качественно выполненные работы. У них нормативный срок был семь лет. Поэтому ничего придумывать не надо.

— Так что сейчас совсем обнаглели, страх потеряли?

— Сейчас никто ничего не боится. Люди идут на должности, вообще не понимая их. И ничего не боятся.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/051/06-1