Независимое общественно-политическое издание
#5 (51)
26 марта 2012

Комментарий

Главная тема

Сергей Триденежкин:

«Вечный кошмар дорожника — деньги не освоишь, и они „сгорают“…»

В этом году на смоленские дороги выделят в два раза больше средств, чем в предыдущем. Куда пойдут деньги, возможны ли дороги без дыр и почему Большая Советская «держится» уже десять лет? Эти вопросы мы задали начальнику департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области Сергею Триденежкину.

— Сергей Иванович, в этом году на дороги невиданные деньги выделяют…

— Да. В 2011 году на всё дорожное хозяйство ушёл 1 миллиард 450 миллионов рублей. А в этом выделены 3 миллиарда 476 миллионов. За счёт возвращения дорожных фондов.

— Но их же придушили в 2002 году. Из-за непрозрачности.

— Прозвучит, может быть, крамольно, но с точки зрения результата прозрачность — это уже второй вопрос. Это вопрос контроля общественного, государственного, прокурорского. Но тогда, до 2002 года, мы понимали: сколько денег собираем и на что их тратим. Потом десятилетний перерыв. В прошлом году формировали бюджет дорожных работ… Полтора миллиарда — это сущие копейки. У нас только областных дорог больше 8000 километров, про муниципальные я вообще молчу. А теперь, с возрождением дорожного фонда, наконец, есть пространство для маневра. Потому что фонд целевой. Фонд переходящий в следующий год. Это же вечный кошмар дорожника — деньги не освоишь, и они «сгорают»…

— Из 3,5 миллиардов рублей сколько приходится на топливные акцизы?

— Три миллиарда. 200 миллионов — транспортный налог.

— И средства транспортного налога теперь тоже целевые? Просто помнится бардак, который творился ещё несколько лет назад. Транспортный налог шёл на всё, что угодно, только не на ремонт. Что, собственно, очень возмущало автомобилистов.

— Да, последние десять лет так всё и было: транспортный налог уходил в общую копилку и оттуда перераспределялся. Теперь все средства пойдут на дороги. Надо привлекать общественность, обсуждать, что и где мы будем строить. Причём не только в этом году. Текущий год — первый год возвращения дорожного фонда. Надо обкатать новые возможности, посмотреть на участки, до которых раньше руки не доходили из-за элементарной нехватки средств.

— Вот эти 3,5 миллиарда… Вы уже чётко знаете, на что их потратите?

— Миллиард — это содержание. 550 миллионов пойдёт в муниципальные образования. Остаётся два миллиарда. Из них 1 миллиард 326 миллионов — ремонт и капремонт. 446 миллионов — строительство и реконструкция. 82 миллиона — на содержание Смоленскавтодора. И ещё сто миллионов на проектирование.

— Теперь бы ещё что-нибудь с подрядчиками сделать. Чтобы они тоже хорошие были. Внуздать их, по голове дубинкой надавать, чтобы строили и ремонтировали хорошо. Многие автомобилисты об этом мечтают, поверьте. Так и говорят: дайте подрядчика, а я его за гнутые диски и разбитую подвеску по голове буду колотить. Кушать не буду, спать не буду, колотить буду…

— Есть 94-й федеральный закон о проведении госзакупок. Приходит подрядчик. Начинает торговаться. Мы все понимаем, что есть какая-то минимальная стоимость работ, за которой просто невозможно сделать качественно. Но есть закон, который говорит: кто меньшую цену дал, того и тапочки. Есть такие, что и 30 процентов скинут, и 50. И по закону он выигрывает тендер. Правда, строит, мягко говоря, не очень хорошо и не очень быстро. Были у нас такие деятели.

— А заставить переделывать? Есть же СНИПы, в конце концов, лабораторные замеры… Иначе просто выглядит всё это абсурдно: заказчик…

— Смоленскавтодор, наша подведомственная организация.

— Смоленскавтодор, да. Заказчик подписывает акт приёмки дороги и получается, что после подписания все риски он берет на себя. Дорога, положим, через два-три года начинает сыпаться. Кто расхлёбывает потом? Областной бюджет?

— Нет, погодите. Во-первых, акты делаются на каждый этап работ: и геодезия, и лаборатория. Подрядчик предоставляет образцы, специалисты едут на место, делают выемки. Если всё нормально, подписывается акт, разрешаем приступить к следующему этапу работ. И так несколько раз. Заставляем переделывать, если что-то там с нарушениями сделано.

— А улица Шевченко почему на танковый полигон похожа? Её всего года три назад ремонтировали.

— Это муниципальная дорога. И заказчиком там выступала администрация города-героя Смоленска. Наше областное учреждение туда не может влезть, не его компетенция. Мы взяли субсидии, выделили деньги городу, они сами там провели торги, нашли подрядчика. Гарантия на дорожное покрытие — 5–7 лет. И они должны вызвать подрядчика и сказать ему: дорогой, дорога развалилась через три года, давай за свой счёт восстанавливай.

— «Должен» — это теория. А дырки на дорогах — это реальность. Есть какой-то правовой механизм, чтобы всех ответственных за дырки товарищей привести в чувство?

— В апреле прошлого года при губернаторе была создана рабочая группа. Туда вошли и специалисты Смоленскавтодора, и депутаты областной думы, и сотрудники городской администрации. Мы начали вызывать к себе подрядные организации и спрашивать за сроки и качество. Вот, например, московская организация, которая выиграла тендер на работы по городу, она же пять объектов не вовремя сдала… Их в прошлом году не ввели в строй, а должны были. Нормандия-Неман, Дзержинского, маршала Жукова, подъезд к Гедеоновке и Соболева.

— То есть Дзержинка…

— Мы их заставили переделывать улицу Маршала Жукова. Они за свои деньги перекладывали всю основу. Поэтому и по остальным объектам задержка, в том числе и по Дзержинке. Сейчас всё оттает, будут делать. В темпе вальса.

— Почему у нас так любят кивать на климат? Спрашиваешь: чего дорогу плохую сделали? А в ответ — ой, русские зимы, пурга-метели, перепады плюс-минус ноль… В Финляндии климат хуже, а дороги лучше. Разве современных технологий нет? Тот же эластичный модифицированный битум, которому морозы не страшны?

— Технологии есть… И мы их используем — по мере финансовых возможностей. Например, щебеночно-мастичный асфальтобетон. Довольно прогрессивная технология. Дорогая, но более долговечная. В прошлом году та самая организация, которая ремонтирует сейчас город, пыталась заменить его на стандартный асфальтобетон. Тот самый, который родом из 1985 года (тогда как раз СНИПы разрабатывались) и разваливается через пару лет. Ну… скажем так, им это не удалось. Вообще по городу очень много проблем. Посмотрите на улицы, которые ещё два года назад делались в рамках ремонта к 1150-летию. На некоторые страшно посмотреть. В этом году у нас создана комиссия под руководством вице-губернатора, будем заставлять подрядчиков переделывать по гарантийным обязательствам.

— У меня напоследок очень такой народный вопрос. Как удалось сделать, что Большая Советская целых десять лет продержалась?

— Хороший был проект, сложный и интересный. По иронии судьбы, я как раз эту дорогу и строил. А как получилось? Мощные изыскательские работы, тщательное исполнение, требовательный заказчик. Отношение к работе было другое. А люди и материалы — те же.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/051/06-2