Дороги второй свежести
Михаил Ивашин
Главная тема
Когда мы только начали обсуждать главную тему этого номера, то в первую очередь попытались сформулировать самый важный вопрос, на который должны ответить. После того, как выкинули шелуху частностей и счистили налёт эмоциональных «доколе», вопрос, наконец, обрёл очертания. Звучит он так: «Почему в таком богатом государстве, как РФ, дорожная сеть не соответствует социальным запросам граждан и экономическим реалиям?». И, как местное приземлённое уточнение — «Почему в Смоленске и области плохие дороги?».
Не стоит прятать скептическую улыбку в кулак: при всей риторичности вопроса он имеет совершенно чёткий ответ. Точнее, целую совокупность ответов.
Начнём с того, что наша страна действительно богатое государство. И деньги у нас есть. На дороги — в том числе. Абстрагируясь от массы побочных факторов, посмотрим на размер резервного фонда РФ.
В январе 2011 года он составлял почти 26 миллиардов долларов, и это его самый нижний уровень (в январе 2009, например, у нас в загашнике лежало 137 миллиардов, в пять раз больше). При этом текущие затраты на содержание дорожной отрасли в 2011 году составили 2,4 миллиарда долларов. То есть при желании (ещё раз подчеркну: мы сейчас отбрасываем прочие расходы, сопоставляя лишь возможность затрат на дороги с состоянием резерва) можно было ещё в 2009 году влить в приведение дорожного хозяйства страны такие колоссальные деньги, что за несколько лет мы получили бы сеть, которой позавидовали бы Америка и Китай вместе взятые.
Конечно, сейчас набежит куча экспертов, которые докажут с формулами, почему мы не могли этого сделать и не сделали. Но есть и не менее понятная логика: ежегодно Россия вкладывает в дорожную отрасль 700 миллиардов рублей, но при этом теряет на её неразвитости около 1,6–2 триллионов рублей, потому что 47 процентов всех коммерческих перевозок у нас осуществляется именно по дорогам. Эти цифры приведены в докладе, подготовленном экспертами межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог».
Синдром «всевсёпонимания»
Итак, деньги в государстве есть, а дорог по-прежнему нет. Весь парадокс состоит в том, что ВСЕ ВСЁ ПОНИМАЮТ. Если вы остановите дядю Гришу на раздолбанной «ГАЗели» и спросите, почему у нас всё так безрадостно, то после порции мата он даст абсолютно чёткий расклад: плохие дороги —
Мы можем сколько угодно слушать объяснения чиновников и дружественных строителей про трудный климат Смоленщины, про нехватку финансирования, про понос и золотуху. И все эти прекрасные умозаключения в прах разбиваются десятком дыр на улице Шевченко. На улице Дзержинского. На улице Кирова. Осетрина не бывает второй свежести. Дорога построена либо хорошо, либо плохо. Как в двоичном коде: ноль или единица. Промежуточного состояния не существует. Если хорошо — значит, можно просто спокойно ехать и не бояться влететь в яму. Если плохо — значит, деньги или растащили, или неграмотно ими распорядились (выбрали, например, подрядчика-коекакера). Именно такими категориями думает рядовой обыватель-налогоплательщик, меняя искорёженное колдобиной колесо. И ему наплевать на климатические условия и мировые цены на щебёнку. Климат плохой (а он действительно плохой)? Используйте соответствующие технологии: не асфальтобетон, а модифицированный битум. Воруют? Сдайте воров в полицию. Неграмотные специалисты? Увольте и наймите грамотных. У водителей и пешеходов тоже есть своя логика…
Люди и система
Проблема дорог — это диагноз всей государственной системе. За рубежом отработано не меньше полудюжины схем эффективного финансирования и управления дорожным хозяйством.
Ямы — внутри нас
Можно ли справиться с этой напастью? Для скептика ответ прозвучит наивно, но да — можно. Это многослойный контроль. В 2007 году мне довелось приложить руку к организации акции протеста смоленских автомобилистов. Несколько сотен посетителей смоленского автофорума сначала украсили машины наклейками «Плачу налоги. Где дороги?», а затем собрались у мэрии на митинг. Моментальный эффект тогда был невелик: мэрия покивала и провела плановый ямочный ремонт. Но точка невозврата была пройдена: автомобилисты поняли, что они могут заставить власть считаться с их мнением. В прокуратуру полетели заявления с претензиями на плохие дороги.
Гражданский контроль у нас до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Плохие дороги — это не только коррупция и разгильдяйство, но и отношение жителей города и области к проблеме: мол, ничего не изменишь, что тут сделаешь и так далее… Если мы не будем бомбить инстанции запросами и жалобами, требовать и добиваться — так и будем ездить по кочкам и ухабам. Воровство и разгильдяйство цветут пышным цветом там, где есть безнаказанность. А молчание жителей — это и есть безнаказанность. И если к этому добавим работу чиновников, которые пытаются честно делать свою работу, принимать эффективные решения и добиваться от подрядчиков качественной работы, тогда мы получим эффект синергии. А в результате — дороги без дыр.
Что, собственно, нам и надо.
«Системе не выгодно меняться…»
Мы связались с нашим экспертом, несколько лет отработавшим в Москве, в структуре близкой к Росавтодору и Минтранспорта. Он согласился ответить на некоторые наиболее злободневные вопросы, при условии, что мы не будем называть его имени.
— Есть ли у нас шанс на нормальные дороги?
— Пока у нас будут существовать нынешняя система управления дорожным хозяйством и механизм финансирования, дорог в стране не будет. Я имею в виду не латание дыр и ввод в строй малообъёмных участков, а настоящее массовое развитие дорожной сети и поддержание её в нормальном состоянии. То, что мы видим в развитых странах. Менять систему невыгодно самой системе: она в принципе не замотивирована на хороший результат. Наоборот, ежегодные гигантские вливания в ремонт дорог крайне выгодны всем участникам процесса. Проблема в том, в конце этого финансового ручья должен оказаться человек, который, собственно, и будет ремонтировать дорогу. И тут оказывается-либо нет денег на хороших специалистов, либо у хороших специалистов нет денег на качественные материалов. В итоге мы видим гастарбайтеров, которые трамбуют дешёвый асфальт.
— На каком этапе откачка денег максимальна?
— Я не прокурор и не следователь, но исходя из примитивного анализа системы распределения бюджетов, самым точным ответом будет «на всех». Вопрос масштабов. Учитывая жёсткий сплав бизнеса и власти, трудно сказать — где заканчиваются интересы чиновников и начинаются интересы бизнесменов. Судьба всех крупных федеральных контрактов решается на самом верху. В муниципалитетах — та же схема, только цифры там меньше. А дальше включаются всем известные схемы: подрядчик или субподрядчик может, к примеру, построить сто километров трассы, но только на небольшом участке будут использованы качественные материалы. Выезд приёмочной комиссии и лаборатории организуется на «качественный» участок. Подкрепляется материальным стимулом. Чиновник, получающий 30–40 тысяч в месяц, вряд ли устоит перед миллионом-другим. А учитывая деньги, которые в отрасли крутятся — это копейки.
— Почему в России стоимость километра федеральной трассы гораздо выше, чем в Европе?
— Я часто встречаю это сравнение: мол, у нас