Степом по жизни
Мастерская
Юрий Семченков
Артистическая натура и живой темперамент не позволяют Анатолию Полозенко спокойно отвечать на вопросы и размеренно рассказывать истории из своей долгой и насыщенной творческой жизни. Любое упоминание о танцах, и, в частности, о любимом мастером степе, тут же незамедлительно иллюстрируется его собственным виртуозным исполнением того или иного приема, движения, танцевальной комбинации. Когда наблюдаешь работу степиста в непосредственной близости, трудно поверить, что живой человек способен на такие неуловимые взглядом молниеносные движения, на такое следование ритму и обладание музыкальной памятью. Заслуженный артист России, лауреат многих международных конкурсов по степу, художественный руководитель Академии танца Анатолий Полозенко делится своими секретами мастерства и воспоминаниями, которые
— Анатолий Александрович, у вас на стенах гримерки множество фотографий разного времени, какие из них наиболее памятны?
— Каждая фотография и афиша
— Это в каком году было?
—
— Кобзон в самой силе был, крут.
— Ну конечно, к тому же он виртуозно владеет русским разговорным. Можете себе представить. История эта имела, кстати, продолжение. Когда Кобзон два года ездил с туром по Советскому Союзу, был он и в Смоленске. Вот мы у нас в драмтеатре и встретились. Зашел я к нему в гримерку и вот эту самую фотографию подарил. Тогда ведь в Германии он быстро после выступления уехал.
— Есть вопросы, на которые кроме вас, пожалуй, в Смоленске компетентнее не ответит никто. Особенно на те, что касаются степа. Начнем с азов. Что представляет собой степовая обувь, как она устроена?
—
— Подковы?
— Набойки. Они имеют специальное строение, внутри находится полость и специальная прокладка, при ударе получается своеобразный звук, как у кастаньет. Слышится не только удар обуви о пол, но и внутренний резонансный звук. Есть еще специальные шайбы, которые особым образом прикрепляются к подошве. Они вибрируют и издают двойной звук. Я недавно выступал на юбилее нашего известного смоленского музыканта Александра Баудера и репетировал в присутствии музыкантов оркестра, так они сразу определи, что на туфлях есть
— Обувь сами делаете или заказываете?
— Заказываем. Есть в Смоленске мастер, Роберт, который шьет обувь в основном для бальных танцев, но и мне и даже моим московским друзьям много пар пошил. Шьет он добротно, качественно, долго. Даже в Москве так уже не шьют. Вот смотрите (показывает танцевальные туфли), мне подарили туфли знаменитой фирмы, но, извините, я в них танцую только в зале для репетиций. Для концертов эта обувь мне не годится, она некрасивая. У меня концертной обуви много разных пар. Вот смотрите — вариант с шайбой… а это цыганские сапоги. Послушайте, как клацает. Здесь установлены три шайбы, получается особый звенящий звук. А двести лет назад моряки ходили на парусниках по морю и били степ на палубах кораблей. Чем? Оказывается, моряки заходили в разные порты мира, и у них скапливалась денежная мелочь разных стран. Они эти мелкие монеты набивали на подошвы и стучали, а уже позже стали делать специальную обувь. Считается, что степ родился в Ирландии, потом, во время освоения Америки перебрался туда, и потом завезенные рабы — ритмичные, музыкальные — развили это направление танца.
— «Зимний вечер в Гаграх» любимый ваш фильм?
— Как вам сказать? У меня про степ много любимых фильмов. Конечно, у нас в стране «Зимний вечер в Гаграх» самый известный. Но есть замечательные зарубежные фильмы, в которых танцуют Грегори Хайнс, братья Николас. Потрясающий фильм о степе, просто фантастический, я считаю, «Серенада солнечной долины». Там два брата Николас такое вытворяют, пока их до сих пор переплюнуть не может никто. А это 1941 год. Да они и в современных фильмах в возрасте под семьдесят такое вытворяли! Мама дорогая, это
— Вы себя считаете прежде всего степистом?
— Нет, я всеядный, и как танцор, и как хореограф, разве только классические балеты не ставлю. Я танцую, начиная с Дома пионеров, с десяти лет.
— Пятьдесят семь лет танцуете?
— Выходит так. Я ведь к степу не сразу пришел. В детстве танцевал в основном народные танцы, потом выступал в большом ансамбле танца в Донбассе, потом четверть века в военных ансамблях, тоже только народные танцы. И уже работая в Дрездене стал смотреть, чем они там занимаются. У нас ничего подобного на тот момент не было. Джаз, модерн. Стал присматриваться, заинтересовал меня в первую очередь джаз. Начал заниматься. И когда приехал в Смоленск и организовал театр песни и танца в смоленском институте искусств, конечно, поставил для начала большую народную программу, но и одновременно начал внедрять эстрадные номера. Эстрадный танец был у нас тогда в диковинку. Я ведь приехал в Смоленск после работы в профессиональном коллективе, был воспитан на жесткой хореографии, а пришел в тогдашний колледж искусств, глянул, извините, но — полное сельпо. Решили создавать театр песни и танца. Из кого создавать? Два мальчика, не умеющих танцевать, ни костюмов, ничего. Но уже через три года на концерте в драмтеатре только хор менял костюмы семь раз за выступление. Для Смоленска это был шок. В танцевальном ансамбле шестнадцать пацанов. Моисеевский
Впрочем, я отвлекся. Только в 1993 году я начал учиться степу, до этого понятия не имел, что это за танец. Степ уникален в каком плане? Я маститый профессиональный танцор, балетмейстер, разноплановый, разножанровый, вдруг начал учиться и получил такое впечатление, будто я пошел первый раз в первый класс, словно учусь ходить заново. В степе работает только стопа. Если в классическом танце задействована вся нога, то здесь только стопы. Степист похож на музыкального ударника. Барабанщик выбивает всевозможные ритмы палочками, а я — ногами. Суть та же самая.
— В какую сторону, по вашему мнению, будет развиваться хореография?
— Понимаете, в советское время у нас было все ровно и понятно. Все хореографические коллективы Советского Союза обязательно должны были, скажем, иметь в своей программе танец дружбы народов СССР. А сегодня… Возьмите Большой театр. Приезжает
Не знаю, как в других регионах России, но про Смоленщину скажу компетентно. Я семь лет являюсь председателем жюри областного конкурса хореографии. Каждый год проходят
— Что скажете про кураж, должен он быть у настоящего танцора?
— Кураж должен быть, конечно. Кураж, драйв. Но не искусственный, не за счет алкогольных стимуляторов, а свой, внутренний. Я выхожу на танец как спринтер на стометровку. И должен быть предельно сконцентрирован. Степ под допингом бить нельзя — ноги заплетаются.
— Много в городе желающих научиться бить степ?
— Я вам две истории расскажу на эту тему. Целый год на одном из местных телеканалов я вел передачу о степе, его истории, развитии. И после цикла передач мне начали позванивать любители, как бы научиться. Приходите, добро пожаловать. Пришел один таксист. Занимался месяцев восемь, выучил всего один элемент. Но выучил идеально, потрясающе. Давай, говорю ему, дальше продолжать. Нет, отвечает, не надо. И часа полтора в день становился и отрабатывал этот один прием. Больше в степе ничего не умел, но в этом движении набрал такую скорость, что я — профессионал — за ним угнаться не мог. Таксист. У меня ведь нет времени по два часа в день долбить одно и то же, а он долбил и меня в этом движении переплюнул.
— Сейчас, наверное, король вечеринок.
— Еще один занятный случай. Мама привела парнишку. Накачаный такой, ему бы штангой заниматься или боксом. Но мама хотела, чтобы он степ бил. Ну, пусть позанимается. Стал его грузить упражнениями. Мучился он, мучился. Можно, Анатолий Александрович, я посижу. Паша, говорю, мне по барабану. Хочешь — сиди, хочешь — лежи. Но можно и сидя степ бить, смотри. Показываю ему:
— Я слышал, вы с Путиным в шахматы играли?
— Не совсем так. Во времена службы Владимира Владимировича в Германии я работал балетмейстером ансамбля дрезденского гарнизона. И там профессиональные коллеги Путина с немецкой стороны приглашали его и сотрудников на торжественные мероприятия, частью которых стал традиционный турнир шахматный на десяти досках. Шахматистов у Владимира Владимировича не хватало, а я — разрядник по шахматам, вот включали меня в состав команды. Запомнился Путин мне своим длинным до пят кожаным плащом.