#21 (67)
10 декабря 2012

Ламбада и другие «символы эпохи»

Юлия Скобелева

Главная тема

Ты помнишь ламбаду? Конечно, помнишь! Как же, песня номер один нашего детства. И я помню. Хотя многое затерялось в моей голове как ежик в тумане, но — пекло городского лета, пыльный подорожник во дворе, старые дома, два, прячущие нас от шума улицы Кирова… Все остальные дома в глубине этого двора были «хрущевками». В них не было ни капли той чуть жутковатой романтики, которую я сейчас так люблю в сталинских домах. Зато в них были низкие потолки — рассадник клаустрофобии; совмещенные санузлы — только плюхнешься в ванну с сугробом шампуневой пены (пены для ванн не было тогда, только ламбада была… вместо нее… вместо всего), вставай-вытирайся-выходи или ныряй минут на пять, потому что кому-то приспичило; крохотулечные балкончики. Мои бабушка и дедушка жили как раз в таком доме, только у них и балкончика не было. А у моей подружки Ани был.

На этом балконе, выходящем на прохладную и шумную Кирова, мы развлекались тем, что брызгали на прохожих водой. Или роняли на химически отбеленную и превращенную в букет соломы прическу (помнишь эту моду?) какой-нибудь женщины смесь жеваного хлеба и мякоти листьев столетника. Когда не в меру обидчивый прохожий начинал грозить нам милицией, родителями и небесной карой (не припомню ни одного случая, чтобы мы прекращали это безобразие, потому что становилось стыдно), мы шли играть «в Барби».

Помнишь этих Барби? Условных, с негнущимися руками-ногами и без белозубого «барбиного» оскала. Но свою Августу — беловолосую, с пухло нарисованными розово-сиреневыми губами и интеллигентным (!) выражением лица (одно это доказывало, что фирма «Маттель» к моей кукляшке отношения не имеет) — я обожала. И могла наряжать ее «на работу», «в ресторан», «на пляж» и т. д. до самозабвения.

Еще одна моя тогдашняя лучшая подруга Таня жила как раз в старом доме — не в «сталинке», правда, но вполне достойном. В нем было два этажа и деревянная лестница, на которой пахло нагретой пылью. Дверь в Танину квартиру вечно была нараспашку. Еще была детская площадка с унылой чахлой травкой, на которой паслись каменные звери, и мы лазали по ним как бандерлоги по развалинам своего Холодного города. Хотя огороженный дырявой решеткой загончик для сушки белья был нам ближе. Особенно если на решетке висели ковры и нас не было видно (вот люди: вешать пыльные ковры рядом с чистым бельем, а?). Рядом была песочница, а по соседству с песочницей — помойка. Последняя, по-моему, привлекала нас гораздо больше…

Да, я совсем забыла — загончик с лопухами и песочницу разъединял заасфальтированный огрызок. На котором мы танцевали ламбаду, взбрыкивая ногами как жеребята и волнообразно размахивая руками. У всех тогда были джинсовые юбки в два яруса с белыми оборочками и маленькой шнуровкой на животе. Нижний юбочный ярус мы почему-то называли «подъюбником», наверное, просто слово нравилось…

Я уверена до сих пор и свято, что для всех, кто помнит начало девяностых, ламбада что-то значит. Время такое было, что любая фигня оказывалась «символом эпохи» (срамно даже такую пошлость вслух повторить, ну, а монитор стерпит). А ламбада не хуже других символов… Хотя в тот момент ламбада была для нас соревнованием — кто выше выкинет ногу вбок/набок и «красивше» изогнет руки. Побеждала обычно Таня — в жюри сидели старухи из тех самых старых домов. Таню они любили — собственные внуки были далеко, а она по соседству.

Ясное дело, я чемпионом по ламбаде не была ни разу.

Неподалеку от нашего двора — рынок. Ни черта на этом рынке не было. То есть, может там что и было, но в моей памяти это как-то не отложилось. Зато там было полно цыганок, и я помню, как их цветастые шелковые юбки взметывали пыль и шелуху от семечек. Помимо прочего цыганки продавали жвачку… В наших душах боролись «желание», нет «алкание счастья» (как писал Бунин) и страх перед «заразой», которую (это мы знали как «Отче наш») цыгане разносили. Тане любящая бабка купила-таки жвачку. У цыган. Мы смотрели на Таню, мерно двигающую челюстями… Жители Краснодона так на молодогвардейцев не смотрели. Все мысленно несли пластмассовые цветочки Тане на могилку.

А по всему городу были расклеены листовки «Белого братства», и на них еврейка с Украины в белой хламиде замахивалась посохом на прохожих. Даже на этих черно-белых листовках с нечетким, размытым изображением было видно, какие у нее безумные и злобные глаза. Я ее боялась. Думаю, не я одна… Но это тоже было потом. Сначала была ламбада… И в магнитофонах, и в головах, и в стране, с которой творилось что-то непонятное…

Дедушкин брат Виктор и его жена к моменту моего появления на свет давно развелись. А у них в доме был культ Толстого с его тридцатитомным собранием сочинений вместо иконостаса. И своего сына, маминого двоюродного брата, они назвали Львом. И еще они были верующими, не так, как нынче, а по-настоящему. А потом они развелись, и мама рассказывала мне, что дядя Виктор любил свою бывшую жену еще двадцать или тридцать лет.

Дядя Виктор, промаявшись в грешном мире, ушел… ушел в монастырь, в Оптину пустынь. Его бывшая жена ударилась в какую-то странную религию до такой степени, что смертельно рассорилась со своей единственной внучкой. А я вот отвлеклась — у меня до сих пор ламбада в голове.

Для меня девяносто первый год — ламбада. А для мальчиков, вернувшихся из Афганистана, это десяток убитых чужих смуглых людей и сотня своих, отправленных на проклятую родину в «черном тюльпане», и потрясающая новость, что страны, для которой они убивали и умирали, больше нет? Нет, и точка.

А для десятиклассницы, взахлеб смотревшей «Интердевочку»? Прекрасный, реалистичный фильм…

Кстати, о нем, о прекрасном и реалистичном кино самого начала девяностых. Во всех фильмах тогдашних — «Интердевочке», «Акселератке», «Аварии — дочери мента», «Дне любви» — обязательно кого-нибудь да насиловали. Подробненько так, в красочках. Поэтому мы с Таней телевизор не включали, а смотрели комедии «по видику». Видик был советский, черно-белый, по-моему, он даже назывался «Электроника». Комедии — тоже начала девяностых и соответственно тоже дурацкие. Но все лучше «Дня любви»…

Странно, но сейчас мне кажется, что даже я ощущала то, что витало в воздухе. Страх, доходящая до истерики эйфория и ожидание. Вот еще чуть-чуть, еще капельку и…

Бурлящее ожидание, капли страха, придающие легкий горьковатый холодок и пышная шапка эйфории — коктейль «1991 год». Наверное. Я ведь все-таки всего этого не знаю. Не помню. Я помню только серый асфальт, джинсовую юбку с «подъюбником» и ламбаду, в которой я никак не могла стать чемпионом.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/067/06