«Главная задача — сохранить сеть смоленских дорог»
Транспорт
Валерий Лобанов*
* эфир радио ВЕСНА (102.7 fm) 5 декабря 2012 г.
Двухсоткилометровый коллапс на автотрассе
Смоленскую область разрезают вдоль и поперек более восьми тысяч километров дорожного полотна регионального и муниципального значения, и в последние годы не представлялось никакого повода говорить с оптимизмом об их развитии, поскольку с канувшими в конце девяностых в Лету дорожными фондами финансирование отрасли упало гораздо ниже всяких допустимых уровней. «В последние годы отрасль хронически недофинансировалась, — отмечает начальник департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов. — Нужно было
В интервью с Владимиром Шукаловым мы рассуждаем о том, окажется ли подобное «старое новое решение» спасательным кругом для дорожной сети Смоленщины, каковы перспективы
— Владимир Иванович, на одном из последних заседаний администрации Смоленской области вы заявили, что реальная задолженность по заработной плате гораздо выше, чем утверждает статистика. Откуда такая уверенность, и вообще, как эта «долговая проблема» решается сегодня?
— Проблема невыплаты заработной платы — существенная проблема, поскольку она непосредственно затрагивает жизнь и благополучие многих смолян. По большому счету, сегодня динамика положительна, и по уровню задолженности по заработной плате мы занимаем девятое место в ЦФО (исходя из официальной статистики); к уровню прошлого года объем задолженности снизился в несколько раз: если год тому назад он равнялся примерно двадцати шести миллионам рублей, то сегодня — менее семи миллионов.
Есть, правда, еще и оперативные данные, которые разнятся с данными официальной статистики, ведь не все предприятия отчитываются вовремя, а некоторые вообще находятся в стадии банкротства. Впрочем, как я уже отметил, в целом динамика показывает уверенное снижение. Конечно, данный показатель зависит и от уровня развития смоленской экономики (рост которой в настоящее время хотя и есть, но очень небольшой), поэтому, думаю, этой проблемой нам еще предстоит заниматься некоторое время.
— И какие механизмы контроля есть в вашем распоряжении на сей счет?
— Создана и работает межведомственная комиссия, в ее состав входят руководители исполнительной власти, налоговых органов, общественных организаций, судебные приставы. Конкретно по каждому проблемному предприятию вырабатываются индивидуальные меры решения вопроса: составляются графики погашения задолженности, исполнение которых затем тщательно контролируется. Есть задолженности, которые удалось сократить благодаря обращениям в министерство промышленности. Вообще, мониторинг крупных предприятий показывает, что у них задолженности нет. Была, правда, сложная ситуация на рославльском автоагрегатном заводе, но сейчас ситуация стабилизировалась.
— Тогда из чего складываются миллионы долгов?
— Есть текущая задолженность, которая, как правило, погашается и нами в расчеты не берется, а есть сложившаяся. Статистика показывает большую задолженность лишь в Починковском и Рославльском районах. В Починке это комбикормовый завод (банкрот) и предприятие «Россельхозакадемия», в Рославле —
— Есть ли при этом стопроцентная уверенность, что люди получат заработанные деньги?
— Случаи бывают разные, иногда у банкрота нет никакого имущества, и тогда ваш вопрос становится крайне сложным. Если же есть имущество, то проблем обычно не бывает.
— Перейдем от долговых проблем к не менее серьезным — дорожным. Вам наверняка известен слоган автолюбителей «Плачу налоги, где дороги?» Можно ли сегодня, с возобновлением работы дорожных фондов, сказать, что ответ на этот вопрос найдется в скором будущем?
—
Далее налог с оборота посчитали нерыночным и стали искать пути его замещения. Было принято решение о сборе акцизов, однако схема оказалась крайне непродуманной, и вышло, что регионы, имеющие на собственной территории нефтеперегонные заводы, получили в десятки раз больше финансов в свои дорожные фонды, нежели остальные. На Смоленщине, к примеру, был полный провал. Затем дорожные фонды вообще были отменены, и с начала «нулевых» началось провальное время для дорожного хозяйства.
Сегодня ситуация сложная. Дорожная сеть создавалась десятки лет тому назад под совершенно иные нагрузки, чем сейчас. А они (нагрузки) выросли в разы, и российский автопарк ежегодно растет на пятнадцать процентов. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом финансирование смоленского регионального дорожного фонда увеличено почти в два с половиной раза, и если в 2010 году за счет средств фонда было отремонтировано порядка тридцати пяти километров дорог регионального назначения (сеть которых обслуживают ДРСУ), то в этом — семьдесят четыре километра, а на следующий год выходим на сто сорок пять километров. Как видите, динамика хорошая.
— На какие цели идут средства дорожного фонда в первую очередь?
— Приоритеты расходования дорожного фонда — содержание автомобильных дорог, в рамках которого можно вести и мелкие текущие ремонты, ямочный и другие виды ремонтов. Кроме того, капитальный ремонт, реконструкция и строительство. Последние два вида работ — реконструкция и строительство — требуют очень больших затрат, и сегодня наша главная задача заключается в обеспечении сохранности сети смоленских дорог (а это восемь тысяч триста километров), поэтому основные средства направляются на содержание и ремонт, чтобы привести в надлежащее состояние максимальное количество участков дорог. Да, некоторые участки требуют серьезной реконструкции с расширением полотна, но если мы акцентируем работу только на этом направлении, на текущий ремонт средств не останется, и дорожную сеть мы потеряем.
Должен отметить, что по данному направлению мы впервые выделяем субсидии муниципалитетам, и в следующем году они получат более чем по двести миллионов рублей на дворовые территории, муниципальные улицы, а также проектирование и строительство. Итого — более шестисот миллионов. Трудно и вспомнить, когда еще оказывалась подобная помощь.
Планируем мы и отдельные участки реконструкции, например, есть такой объект по Старой смоленской дороге — обход Кардымова — он давно начат, но
— Разделение автомобильных дорог на три уровня — федеральные, региональные и муниципальные — совершенно не на руку последним. Местные бюджеты самые скудные, денег на дорожное строительство в них катастрофически не хватает…
— Если говорить о Смоленске, стоит сказать, что мы оказываем городу очень большую финансовую помощь по приведению его
— Вы верно перечислили все «язвы», поразившие сферу смоленского дорожного строительства за последние годы при неслыханном, казалось бы, финансировании таких работ. Однако в не меньшей степени любят у нас ругать и подрядчиков.
— Вопрос взаимоотношений заказчиков и подрядчиков непрост. Существует
Хорошо, если аналогичные вещи были бы введены в действующий
— А кто контролирует состояние дорожного полотна в процессе его эксплуатации?
— Государственный или же муниципальный заказчик. В отношении региональных дорог заказчиком является управление «Смоленскавтодор», в чьем составе есть специальная служба технадзора и лаборатория, осуществляющая входной и текущий контроли. Проверяются все материалы, их соответствие нормативным требованиям, оформляются гарантийные паспорта. Везде есть гарантийные обязательства подрядчика, и муниципалитеты, в том числе, обязаны контролировать их соблюдение, если речь о муниципальных дорогах. Другой вопрос, что здесь есть объективные сложности, потому что для муниципальных служб электронные торги — дело новое, и многое зависит от правильного составления конкурсной документации. Бывает, что документация составлена плохо, и тот или иной добросовестный заказчик просто не заявляется на такой конкурс, видя его экономическую необоснованность.
— Многие горожане выказывают массу нареканий к дорожной разметке. Кто отвечает за ее нанесение?
— За разметку отвечает собственник дороги. Если говорить о семистах километрах федеральных автодорог — трасса
— В свое время даже начальник областного ГИБДД (!) жаловался на некачественную разметку. И, в общем то, небезосновательно, коль скоро она может исчезнуть после первого проливного дождя.
— Должен вам сказать, разметочная краска — это специальный состав с высокими показателями отражения и не только. «Смоленскавтодор», допустим, выполняет разметочные работы краской, потому что иначе при существующем километраже дорожной сети финансирования не хватит. Эти работы — по разметке — ведутся ежегодно. Иногда, если дорожное покрытие недостаточно готово, бывают отслоения, но в системе региональных дорог такие случаи крайне редки. Что касается
— Сегодня продолжаются судебные разбирательства по поводу
— Сколько продлится суд, неизвестно, и, возможно, придется делать
— Послушав вас, невольно приходишь к выводу, что единственная нормальная дорога — это
— Это не слухи.