#21 (67)
10 декабря 2012

«Главная задача — сохранить сеть смоленских дорог»

Транспорт

Валерий Лобанов*

* эфир радио ВЕСНА (102.7 fm) 5 декабря 2012 г.



Двухсоткилометровый коллапс на автотрассе Москва-Санкт-Петербург в очередной раз наглядно показал беспомощность дорожных служб в борьбе даже с более чем скромными капризами стихии. При этом, заметьте, речь об автомобильной артерии федерального значения, на поддержание которой в должном состоянии выделяются значительные финансы. Что уж говорить про уровень районных или сельских дорог, разве про их… отсутствие.

Смоленскую область разрезают вдоль и поперек более восьми тысяч километров дорожного полотна регионального и муниципального значения, и в последние годы не представлялось никакого повода говорить с оптимизмом об их развитии, поскольку с канувшими в конце девяностых в Лету дорожными фондами финансирование отрасли упало гораздо ниже всяких допустимых уровней. «В последние годы отрасль хронически недофинансировалась, — отмечает начальник департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов. — Нужно было что-то делать, иначе просто возникли бы тромбы на многих участках дорожной сети. На федеральном уровне было принято решение создать снова дорожный фонд».

В интервью с Владимиром Шукаловым мы рассуждаем о том, окажется ли подобное «старое новое решение» спасательным кругом для дорожной сети Смоленщины, каковы перспективы дорожно-строительных «долгостроев» вроде недоремонтированной и брошенной улицы Дзержинского, а также — когда смоленские работодатели перестанут задерживать выплату заработной платы сотрудникам.

— Владимир Иванович, на одном из последних заседаний администрации Смоленской области вы заявили, что реальная задолженность по заработной плате гораздо выше, чем утверждает статистика. Откуда такая уверенность, и вообще, как эта «долговая проблема» решается сегодня?

 — Проблема невыплаты заработной платы — существенная проблема, поскольку она непосредственно затрагивает жизнь и благополучие многих смолян. По большому счету, сегодня динамика положительна, и по уровню задолженности по заработной плате мы занимаем девятое место в ЦФО (исходя из официальной статистики); к уровню прошлого года объем задолженности снизился в несколько раз: если год тому назад он равнялся примерно двадцати шести миллионам рублей, то сегодня — менее семи миллионов.

Есть, правда, еще и оперативные данные, которые разнятся с данными официальной статистики, ведь не все предприятия отчитываются вовремя, а некоторые вообще находятся в стадии банкротства. Впрочем, как я уже отметил, в целом динамика показывает уверенное снижение. Конечно, данный показатель зависит и от уровня развития смоленской экономики (рост которой в настоящее время хотя и есть, но очень небольшой), поэтому, думаю, этой проблемой нам еще предстоит заниматься некоторое время.

— И какие механизмы контроля есть в вашем распоряжении на сей счет?

 — Создана и работает межведомственная комиссия, в ее состав входят руководители исполнительной власти, налоговых органов, общественных организаций, судебные приставы. Конкретно по каждому проблемному предприятию вырабатываются индивидуальные меры решения вопроса: составляются графики погашения задолженности, исполнение которых затем тщательно контролируется. Есть задолженности, которые удалось сократить благодаря обращениям в министерство промышленности. Вообще, мониторинг крупных предприятий показывает, что у них задолженности нет. Была, правда, сложная ситуация на рославльском автоагрегатном заводе, но сейчас ситуация стабилизировалась.

— Тогда из чего складываются миллионы долгов?

 — Есть текущая задолженность, которая, как правило, погашается и нами в расчеты не берется, а есть сложившаяся. Статистика показывает большую задолженность лишь в Починковском и Рославльском районах. В Починке это комбикормовый завод (банкрот) и предприятие «Россельхозакадемия», в Рославле — 720-й ремонтный завод средств обеспечения полетов. Что касается банкротств, существует соответствующий федеральный закон, и если нет возможности финансового оздоровления предприятия, то арбитражным судом по представлению профильной саморегулируемой организации назначается конкурсный управляющий, после чего определяется перечень должников, реализуется имущество предприятия-банкрота и идет расчет с должниками, и в первую очередь — по заработной плате сотрудникам.

— Есть ли при этом стопроцентная уверенность, что люди получат заработанные деньги?

 — Случаи бывают разные, иногда у банкрота нет никакого имущества, и тогда ваш вопрос становится крайне сложным. Если же есть имущество, то проблем обычно не бывает.

— Перейдем от долговых проблем к не менее серьезным — дорожным. Вам наверняка известен слоган автолюбителей «Плачу налоги, где дороги?» Можно ли сегодня, с возобновлением работы дорожных фондов, сказать, что ответ на этот вопрос найдется в скором будущем?

 — Когда-то дорожные фонды уже существовали, в период гиперинфляции. И, кстати, тогда был найден правильный механизм, позволяющий пополнять дорожный фонд. Главной его составляющей в те времена являлся налог с оборота, который уплачивался с любой реализации, производства или приобретения. Несмотря на трудности в российской экономике, уровень финансирования дорожных фондов был приемлемым. Если оценивать по доли ВВП, направляемой на дорожное хозяйство, тогда это были почти три процента — показатель, близкий к уровню развитых государств.

Далее налог с оборота посчитали нерыночным и стали искать пути его замещения. Было принято решение о сборе акцизов, однако схема оказалась крайне непродуманной, и вышло, что регионы, имеющие на собственной территории нефтеперегонные заводы, получили в десятки раз больше финансов в свои дорожные фонды, нежели остальные. На Смоленщине, к примеру, был полный провал. Затем дорожные фонды вообще были отменены, и с начала «нулевых» началось провальное время для дорожного хозяйства.

Сегодня ситуация сложная. Дорожная сеть создавалась десятки лет тому назад под совершенно иные нагрузки, чем сейчас. А они (нагрузки) выросли в разы, и российский автопарк ежегодно растет на пятнадцать процентов. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом финансирование смоленского регионального дорожного фонда увеличено почти в два с половиной раза, и если в 2010 году за счет средств фонда было отремонтировано порядка тридцати пяти километров дорог регионального назначения (сеть которых обслуживают ДРСУ), то в этом — семьдесят четыре километра, а на следующий год выходим на сто сорок пять километров. Как видите, динамика хорошая.

— На какие цели идут средства дорожного фонда в первую очередь?

 — Приоритеты расходования дорожного фонда — содержание автомобильных дорог, в рамках которого можно вести и мелкие текущие ремонты, ямочный и другие виды ремонтов. Кроме того, капитальный ремонт, реконструкция и строительство. Последние два вида работ — реконструкция и строительство — требуют очень больших затрат, и сегодня наша главная задача заключается в обеспечении сохранности сети смоленских дорог (а это восемь тысяч триста километров), поэтому основные средства направляются на содержание и ремонт, чтобы привести в надлежащее состояние максимальное количество участков дорог. Да, некоторые участки требуют серьезной реконструкции с расширением полотна, но если мы акцентируем работу только на этом направлении, на текущий ремонт средств не останется, и дорожную сеть мы потеряем.

Должен отметить, что по данному направлению мы впервые выделяем субсидии муниципалитетам, и в следующем году они получат более чем по двести миллионов рублей на дворовые территории, муниципальные улицы, а также проектирование и строительство. Итого — более шестисот миллионов. Трудно и вспомнить, когда еще оказывалась подобная помощь.

Планируем мы и отдельные участки реконструкции, например, есть такой объект по Старой смоленской дороге — обход Кардымова — он давно начат, но из-за отсутствия финансирования работы не велись. Вместе с тем, учитывая возрастающую роль Старой смоленской дороги, его, конечно же, нужно завершать. На будущий год там запланировано строительство путепровода (около 120 миллионов рублей), а в 2014 году планируем полностью завершить данный участок, чтобы через него шло все транзитное движение… Также в следующем году необходимо закончить реконструкцию моста через реку Сож на дороге Прудки-Монастырщина. Вот вам некоторые основные объекты будущего года.

— Разделение автомобильных дорог на три уровня — федеральные, региональные и муниципальные — совершенно не на руку последним. Местные бюджеты самые скудные, денег на дорожное строительство в них катастрофически не хватает…

 — Если говорить о Смоленске, стоит сказать, что мы оказываем городу очень большую финансовую помощь по приведению его улично-дорожной сети в порядок: и специальные кредиты оформлялись, и субсидии из федерального бюджета выделялись… К сожалению (и это, наверное, вина прошлого руководства города), вы видите, как неэффективно и неправильно они расходовались: многие объекты не завершены, в настоящее время идут судебные разбирательства, при том, что до празднования 1150-летия Смоленска осталось не так уж и много времени. Выделялись значительные средства Смоленску и по линии «Единой России» с целью приведения в порядок дворовых территорий. Таким образом неправильно говорить, что помощь не оказывалась. И, кстати, на будущий год вопрос о выделении Смоленску субсидий также рассматривается.

— Вы верно перечислили все «язвы», поразившие сферу смоленского дорожного строительства за последние годы при неслыханном, казалось бы, финансировании таких работ. Однако в не меньшей степени любят у нас ругать и подрядчиков.

 — Вопрос взаимоотношений заказчиков и подрядчиков непрост. Существует 94-й федеральный закон, регулирующий процесс госзакупок. Закон очень несовершенный, но пока действующий. Что происходит? Заказчик (например, УЖКХ Смоленска) размещает заказ в форме электронного аукциона. Торги проходят на электронной площадке, подрядчики выступают под номерами, и никто не может определить, кто есть кто, а главный критерий для победы — наименьшая цена… Знаете, когда эра электронных торгов только наступала (я в то время возглавлял управление «Смоленскавтодор»), мы в отсутствии федерального закона при проведении торгов руководствовались своим внутренним положением, и у нас они проходили иначе, в две стадии. На первой стадии — предквалификационной — все участники подавали в комиссию документы, комиссия тщательно их проверяла и выясняла возможности того или иного участника: наличие производственной базы, парка техники и собственной лаборатории, квалификацию персонала, опыт предыдущей работы и так далее. Все это учитывалось. Кроме того, если претендент в процессе торгов снижал цену контракта на пятнадцать процентов и более, он должен был дать комиссии развернутое финансово-экономическое обоснование своего демпинга.

Хорошо, если аналогичные вещи были бы введены в действующий 94-й закон. К сожалению, должен отметить, что смоленская тенденция незавершенного дорожного строительства начала распространяться и на региональные дороги. В этом году на торги в массовом порядке стали выходить слабые подрядчики, которые, получив заказы благодаря демпингу, своевременно с работами не справляются. Как уже было указано выше, по закону таких подрядчиков отклонить от участия в аукционе нельзя.

— А кто контролирует состояние дорожного полотна в процессе его эксплуатации?

 — Государственный или же муниципальный заказчик. В отношении региональных дорог заказчиком является управление «Смоленскавтодор», в чьем составе есть специальная служба технадзора и лаборатория, осуществляющая входной и текущий контроли. Проверяются все материалы, их соответствие нормативным требованиям, оформляются гарантийные паспорта. Везде есть гарантийные обязательства подрядчика, и муниципалитеты, в том числе, обязаны контролировать их соблюдение, если речь о муниципальных дорогах. Другой вопрос, что здесь есть объективные сложности, потому что для муниципальных служб электронные торги — дело новое, и многое зависит от правильного составления конкурсной документации. Бывает, что документация составлена плохо, и тот или иной добросовестный заказчик просто не заявляется на такой конкурс, видя его экономическую необоснованность.

— Многие горожане выказывают массу нареканий к дорожной разметке. Кто отвечает за ее нанесение?

 — За разметку отвечает собственник дороги. Если говорить о семистах километрах федеральных автодорог — трасса Москва-Минск, калужское направление дороги Москва-Бобруйск (Смоленск-Брянск, а также — на Малый Ярославец и границу с Белоруссией), ответственность за них несет ГК «Автодор». За региональные дороги отвечает «Смоленскавтодор», и на самых важных магистральных дорогах регионального значения разметку выполняют ДРСУ. Улично-дорожная сеть — это полномочия муниципальных властей. В Смоленске, например, разметку части улиц ведет СМЭУ, и мы финансируем такие мероприятия, то есть, по сути, оказываем финансовую помощь. Но, подчеркну, все полномочия и вся ответственность за поддержание разметки улично-дорожной сети в надлежащем состоянии — на стороне муниципалитета.

— В свое время даже начальник областного ГИБДД (!) жаловался на некачественную разметку. И, в общем то, небезосновательно, коль скоро она может исчезнуть после первого проливного дождя.

 — Должен вам сказать, разметочная краска — это специальный состав с высокими показателями отражения и не только. «Смоленскавтодор», допустим, выполняет разметочные работы краской, потому что иначе при существующем километраже дорожной сети финансирования не хватит. Эти работы — по разметке — ведутся ежегодно. Иногда, если дорожное покрытие недостаточно готово, бывают отслоения, но в системе региональных дорог такие случаи крайне редки. Что касается улично-дорожной сети, там, как правило, очень высокая интенсивность движения, и часть разметки СМЭУ выполняет при помощи термопластика. Это, правда, намного дороже.

— Сегодня продолжаются судебные разбирательства по поводу ООО «Ресурс» — подрядчика, «провалившего» капитальный ремонт улицы Дзержинского в Смоленске. Каковы перспективы?

 — Сколько продлится суд, неизвестно, и, возможно, придется делать какой-то аварийный ремонт. Так как есть, конечно, оставлять нельзя. Заказчиком этого объекта — улицы Дзержинского — является город, и областные структуры по закону не могут подписывать никакие документы. Но, думаю, удастся найти выход. Ситуация осложняется тем, что проект капремонта очень некачественный. Не хочу сейчас говорить о предшественниках, однако проект прошел экспертизу, получил положительное заключение, и формально он узаконен. Вместе с тем, работы по нему вести нельзя, в нем не учтены многие виды работ. Да и сам мост через реку Днепр находится в неудовлетворительном техническом состоянии, и это также не отражено в проекте.

— Послушав вас, невольно приходишь к выводу, что единственная нормальная дорога — это Москва-Минск. Но и про нее периодически возникают слухи, мол, она станет платной. Слухи ли это?

 — Это не слухи. Москва-Минск находится под управлением ГК «Автодор», что говорит об ее потенциальной платности. Сегодня в управлении ГК «Автодор» есть также автодорога «Дон» (с выходом на Черное море), российская часть шоссе Москва-Киев, строящееся новое платное направление трассы Москва-Санкт-Петербург и ряд других. Все эти дороги будут платными, но перевод в такой режим будет проходить поэтапно. На территории Смоленской области в течение ближайшего десятилетия платность вводиться не будет, я вас уверяю. Будут строиться параллельные участки-дублеры, решаться вопросы альтернативы. Ею может стать Старая смоленская дорога, но там некоторые участки нужно строить. Учитывая, что это будет скоростной коридор от Москвы, нужно делать пересечения, чтобы потом новая трасса, уже платная, не затрудняла хозяйственную деятельность прилегающих территорий. Дорога должна давать развитие, а не мешать.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/067/09