За тысячи километров
Евгений Ванифатов
Гость номера
Флагман дорожного строительства Смоленской области подводит итоги 2016 года и делится планами на 2017 год.
«Смоленскавтодор» обслуживает более восьми тысяч километров автодорог на территории региона. Кроме этого, предприятие имеет ряд дорожных контрактов в Калужской области, а также выступает в качестве одного из субподрядчиков на строительстве федеральной трассы «Москва — Санкт–Петербург».
По словам его руководителя Владислава Апакова, «Смоленскавтодор» является одной из наиболее надежных организаций в сфере дорожного строительства и содержания дорог, которая всегда будет исполнять свои гарантийные обязательства.
«При этом наш главный приоритет — безопасность на дорогах. Смоленская область три года подряд занимает первое место в ЦФО по безопасности дорог. И это совместная заслуга «Смоленскавтодора» и ГИБДД», — подчеркивает он.
О том, какие задачи стоят перед предприятием в 2017 году, почему «Смоленскавтодор» больше не будет заниматься ямочным ремонтом в Смоленске, как можно эффективно работать при финансировании на треть от норматива, а также — попадет ли мини–футбольная команда «Автодор» в плей–офф первенства России, Владислав Апаков рассказывает в интервью журналу «О чем говорит Смоленск».
«Главный приоритет — безопасность на дорогах»
— Владислав Викторович, какие главные итоги работы в 2016 году вы выделяете, и какие ключевые дорожные объекты были сделаны «Смоленскавтодором» в прошлом году?
— Если говорить про объекты, стоит упомянуть некоторые из них. Это открытие после реконструкции моста через Западную Двину в Велиже и строительство автодорожного обхода в Велиже. Также в минувшем году мы сдали в том же Велиже в эксплуатацию школу на 660 мест с бассейном и двумя спортзалами.
Вообще, 2016 год для «Смоленскавтодора» стал завершением периода освоения ниши строительства автодорог. Несколько последних лет мы восстанавливали кадровый потенциал в данном виде деятельности, утерянный после распада СССР, и оснащали предприятие всей необходимой современной дорожно–строительной техникой.
Как результат, в прошлом году уже смогли успешно освоить федеральные субсидии на дорожное строительство и реконструкцию — работали, в частности, в Руднянском, Сычевском и Сафоновском районах. Кроме того, «Смоленскавтодор» продуктивно работал и работает на строительстве федеральной автотрассы «Москва — Санкт–Петербург».
Таким образом, сегодня я полностью уверен в своих специалистах и могу ответственно заявить, что мы можем взяться за любую работу по строительству дорог.
— Дорожное строительство становится одним из приоритетных направлений деятельности «Смоленскавтодора»?
— Для нас важно все в комплексе. Подготовка специалистов, подбор кадров, новые технологии, проектирование, получение федеральных субсидий… Главный же приоритет — безопасность на дорогах. Это основа нашей деятельности. Тем более, что требования к дорожной обстановке ужесточаются год от года. Например, если ранее наносилась лишь осевая разметка, теперь еще наносим и краевую. Все больше внимания уделяется фото– и видеофиксации. Здесь я считаю, что установка соответствующих камер слежения дает результат — это дисциплинирует и водителей, и пешеходов. В итоге, Смоленская область три года подряд занимает первое место в ЦФО по безопасности дорог. И это совместная заслуга «Смоленскавтодора» и ГИБДД.
«Без современной техники нам было бы крайне тяжело»
— Для того, чтобы технически подготовить «Смоленскавтодор» к проведению дорожного строительства, необходимо было инвестировать серьезные средства в приобретение техники, в технологии. Как вы решили эту задачу: с помощью кредитов, лизинга, собственных средств?
— Сегодня ситуация в дорожной отрасли Смоленской области кардинально отличается от ситуации в других регионах. Не случайно к нам приезжают перенимать опыт не только соседи по ЦФО, но и южные регионы России. Наша уникальность в том, что реорганизация дорожной отрасли, которую губернатор Алексей Владимирович Островский запустил в 2012 году, подразумевала под собой отраслевое развитие. В организационной структуре «Смоленскавтодора», которая была создана четыре года назад, нам удалось систематизировать работы по содержанию и ремонту дорог и выйти на плановую экономику. Сегодня мы планируем свою деятельность на три года вперед, знаем, когда и где вести текущие и капитальные ремонты. Также планируем развитие сети региональных автодорог в увязке, например, с программами развития села. То есть, как только профильный департамент обладминистрации вносит в свои планы создание производства в том или ином районе области, «Смоленскавтодор» сразу же начинает планировать дорогу к будущему объекту.
Наши трехлетние планы предусматривают ежегодную закупку техники. Мы не берем кредиты, мы — бюджетное учреждение, наш учредитель — обладминистрация — выделяет «Смоленскавтодору» средства на обновление парка техники из дорожного фонда.
В 2016 году мы закупили экскаваторы, бульдозеры, тяжелые грейдеры — то есть сделали уклон в сторону дорожного строительства, о чем я уже говорил ранее. А так, в основном техника закупается для проведения работ по содержанию дорог (как в летний, так и в зимний период). Это дает возможность применять новые технологии ямочного ремонта и строительства. Честно признаться, с учетом нынешних погодных условий, когда снега очень много, без современной техники нам было бы крайне тяжело обеспечить проезд по той сети автодорог, которая находится у нас на балансе. А так — справляемся, никаких коллапсов на межмуниципальных дорогах нет.
— Это для вас контрактная работа?
— Нет. Для нас это госзадание.
«Если Алексей Владимирович поставит задачу прийти на помощь администрации Соваренко, мы обязательно придем»
— Вы не хотите заняться расчисткой от снега улиц Смоленска? А то по итогам последнего снегопада замглавы города поставил коммунальным службам «неуд» за качество уборки города. И «неуд», в общем–то, вполне заслуженный.
— В Смоленске есть собственное бюджетное учреждение «СпецАвто», у него в наличии имеется специализированная техника для работы в городах. Вы знаете, не так легко справиться с расчисткой городских улиц. Много автомобилей, которые мешают расчистке…Где–то я даже сочувствую «СпецАвто».
Что касается «Смоленскавтодора», мы работали в Смоленске три последних года. Губернатор поставил перед нами задачу привести городские дороги в порядок, и мы три года занимались их содержанием и ямочными ремонтами. Ситуацию выправили. Сегодня сами следим за теми участками дорог, которые ремонтировали, содержим их и восстанавливаем в случае необходимости. Хотя с точки зрения прибыли для нас это была своего рода социальная нагрузка — на контрактах с городом мы абсолютно ничего не зарабатывали, работали с рентабельностью в один процент.
В прошлом году городские власти приняли решение, что справятся силами муниципального предприятия «Дормостстрой», без нас. Конечно, весной ситуация будет сложная. Надеюсь, у них получится. Но если Алексей Владимирович Островский, который держит ситуацию с состоянием дорог в Смоленске на личном контроле, поставит задачу прийти на помощь администрации Соваренко, мы обязательно придем.
— То есть, в 2017 году «Смоленскавтодор» не будет заниматься ямочным ремонтом в Смоленске?
— Нет.
— А капитальным?
— Там, где будут проводиться торги, мы обязательно будем участвовать, стараться выигрывать и «заходить» на капитальные ремонты улиц Смоленска. Это еще один из приоритетов работы «Смоленскавтодора», который нам определил глава региона.
— Наверняка вы сами ездите по улицам Смоленска. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее опасны с точки зрения состояния дорожного полотна и безопасности движения?
— Что касается безопасности движения, «Смоленскавтодор» продолжает выполнять в Смоленске мероприятия, направленные на ее поддержание. Работаем в тесной связке с ГИБДД по установке камер фото– и видеофиксации на перекрестках, по организации движения по принципу «зеленой волны» на улицах Кирова, Гагарина, Большой Советской, площади Победы, по обслуживанию всех светофоров. Поэтому, думаю, что с точки зрения безопасности движения в Смоленске нет откровенно «провальных» мест.
По дорожному полотну самая больная проблема — это Краснинское шоссе. В прошлом году мы должны были успеть его сделать, но, к сожалению, финансирования не хватило. Насколько мне известно, в планах на 2017 год ремонт этого шоссе есть…
— Ремонт ямочный или капитальный? В прошлом году ваша заместитель Галина Микотина называла Краснинское шоссе в числе улиц Смоленска, которые ямочным ремонтом уже не спасти.
— Однозначно не ямочный. Если не реконструкция, значит капитальный ремонт.
«Технологии кардинально не изменились со времен СССР»
— В конце позапрошлого года в связи с уменьшением объемов финансирования озвучивались не самые радужные перспективы на 2016 год. Так и случилось. Теперь говорят, что вся страна должна затянуть пояса и на 2017 год. Как в данной связи будут скорректированы производственные планы «Смоленскавтодора»?
— Алексей Владимирович Островский всегда отслеживает, чтобы средства дорожного фонда шли строго по назначению — только в дорожную отрасль. Поэтому у нас и в прошлом, и в текущем году ситуация довольно–таки стабильная. Конечно, средств на то, чтобы содержать дороги по нормативам, катастрофически не хватает. Могу вам сказать, что существующий объем финансирования составляет приблизительно 25–30 процентов от нормативного. Несмотря на это, мы приспособились, сделав ставку на сохранность дорог. Для этого специалисты «Смоленскавтодора» работают с весовым контролем, постоянно следят за состоянием дорожного полотна. Критические участки сразу ставим в план ремонтов, делаем там защитные слои асфальта, благодаря чему продлеваем жизнь полотна на 3–5 лет. И в этом, подчеркну, ситуация в Смоленской области уникальна. Мы приспособились к существующему уровню финансирования и максимально эффективно используем имеющиеся финансы.
— Даже трети от необходимых средств хватает, чтобы держать первое место по безопасности дорог в ЦФО?
— Совершенно верно.
— Насколько передовыми являются технологии, которые использует «Смоленскавтодор» в дорожных ремонтах? Возьмем самые распространенные, которые на слуху: «горячий асфальт», «литой асфальт», «эмульсия и щебень» — это чисто российские реалии или та же Европа идет аналогичным путем?
— Сегодня флагманами технологий дорожного строительства и содержания дорог являются США и Германия. Однако кардинально они не изменились со времен СССР. Разве что техника стала более производительной и появились новые материалы. Например, эмульсия — более жидкая консистенция битумной смеси, давшая толчок развитию теплых асфальтовых смесей, для производства которых не нужен асфальтовый завод. Появились новые машины, так называемые «Мадпатчеры», которые работают по струйно–инъекционному методу. Одна такая машина за день выполняет ту же работу, что и бригада из пяти человек за три–четыре дня. Ну и качество восстановления асфальта, разумеется, совершенно иное.
К настоящему моменту мы полностью укомплектовали «Смоленсквтодор» машинами струйно–инъекционного метода, благодаря чему, работая три года в Смоленске, могли в весенние периоды оперативно справляться с ямочными ремонтами. Восемь–десять таких машин за две недели приводили в порядок практически весь город.
Есть также зимние технологии. К примеру, можем работать по технологии «холодного асфальта», можем делать ямочный ремонт литым асфальтом. А можем производить и так называемые теплые асфальты, дающие возможность их укладки в минусовые температуры (до минус 11 градусов). Для этого у нас есть два мобильных мини–завода по выпуску смесей.
— «Смоленскавтодор» заключил ряд дорожных контрактов с соседними регионами по ЦФО. За счет чего вы подтверждаете конкурентоспособность?
— Мы торгуемся только до тех пор, пока видим собственную рентабельность. В основном пока работаем с Калужской областью. У них нет структуры, аналогичной «Смоленскавтодору», там на дорогах работают частные организации. Больше того, два года подряд у них были проблемы с предыдущими исполнителями заказов. Мы же успешно сделали им несколько объектов.
Для нас такая контрактная работа очень важна потому, что она дает возможность развиваться, привлекать работников высокого уровня и давать им дополнительный заработок.
«Мост всегда дешевле сохранить, чем строить новый»
— «Смоленскавтодор» занимается мостами — стратегическими объектами дорожной инфраструктуры. В числе ваших последних сданных объектов — Пятницкий путепровод и Крестовоздвиженский мост в Смоленске, мост в Велиже. Насколько вообще «больная» тема автомобильных мостов в регионе?
— Мосты — очень болезненная тема в целом для России. Они требуют ухода, и когда денег не было, когда ремонты десятилетиями переносились, все это сказалось на их состоянии.
В структуре «Смоленскавтодора» есть специальное подразделение, которое занимается мостами, в нем работают профессионалы очень высокого уровня. Когда мы заключили контракт на ремонт и содержание автомобильных дорог Смоленска, я дал этим специалистам задание провести обследование всех городских мостов. Результаты повергли всех в шок. Мы сразу же доложили серьезность ситуации Алексею Владимировичу Островскому, он выделил для Смоленска финансы, определил сроки для приведения мостов в порядок. И ежегодно мы этим занимаемся.
Пятницкий путепровод со съездом на вокзальную площадь и саму эту площадь, например, сделали настолько капитально, что ближайшие 15–20 лет там никаких проблем быть не должно.
Сегодня есть большая проблема с Беляевским путепроводом, он закрыт и находится под угрозой разрушения. Надеюсь, в ближайшее время губернатор примет решение о выделении средств на его ремонт.
Если дороги можно восстановить с относительно небольшими затратами, то мосты — «игрушка» на порядок затратнее. Мост всегда дешевле сохранить, отремонтировать или реконструировать, чем строить новый. Исходя из этой позиции, в Велиже было принято решение именно о восстановлении просевшего моста, хотя многие специалисты настаивали на демонтаже. Но мы рискнули и сделали. Сегодня там запущено движение, мы мониторим ситуацию. Конечно, трафик большегрузов по нему не желателен, поэтому занимаемся автодорожным обходом Велижа, строим там новый мост.
— А насколько серьезная проблема движения большегрузов для Смоленска? Возьмем, к примеру, улицу Шевченко. Движение этих самых большегрузов по ней крайне интенсивное. Помнится, звучали призывы запретить движение большегрузного транспорта по этой улице, однако они так и остались призывами.
— Эта проблема не потеряла своей актуальности. Решить ее очень сложно, поскольку сегодня производители большегрузов стремятся максимально увеличить полезную площадь грузовика, а, следовательно, увеличить тоннаж товара, перевозимого за один рейс. Это выгодно всем, кроме дорожников. Но нас мало кто спрашивает.
В данной связи «Смоленскавтодор» совместно с ГИБДД проводит мероприятия по контролю за превышением габаритного веса на дорогах. У нас есть одиннадцать передвижных комплексов, каждую весну мы в обязательном порядке вводим на обслуживаемых трассах ограничение нагрузки на ось. А в остальное время года отслеживаем возможные «очаги» таких превышений. Например, если где–то идет большая стройка, сразу ставим в этом направлении весовой контроль и мониторим ситуацию. Один раз «проморгать» такую стройку — это значит понести потом большие затраты по ликвидации колейности. Фактически это будет означать проведение полноценного капремонта дороги.
«Не буду, конечно, загадывать, но перспективы есть»
— В «Смоленскавтодоре» есть две команды — мини–футбольная и хоккейная. Честно говоря, на ум не приходит ни одно другое предприятие региона, где именно две спортивные команды. Вы ведь сами являетесь большим любителем футбола и хоккея. Но если выбирать между ними, что для вас на первом месте — футбол или хоккей?
— Наверное, придется разорваться, отвечая на ваш вопрос, потому что и футбол, и хоккей… Я не могу выбрать между ними. Футбол, в основном, это физика, а хоккей — техника. Иногда выхожу играть в мини–футбол за команду наших мастеров, но уже тяжеловато. Хоккей — динамичная игра, быстрая, в ней события развиваются мгновенно и, соответственно, нужно очень быстрое мышление. Освоение техники в хоккее мне дается легче, чем в футболе. Пока мастерство не позволяет играть в РХТЛ [Российская товарищеская хоккейная лига — авт.], поэтому выхожу в играх на кубок «Автодора».
— В мини–футболе в этом сезоне «Автодор» показывает куда лучший результат, чем в прошлом. Тогда вы заняли четвертое место, сейчас же по количеству очков — вторые. Какие планы у команды на 2017 год?
— В прошлом году был наш дебют в первенстве России. Четвертое место для первого раза — очень неплохо. Был шанс выйти и в плей–офф, на розыгрыш путевки в Суперлигу, но чуть–чуть не повезло, чуть–чуть не дожали.
В этом году мы изменили подход, пригласили опытного играющего тренера, качественно подошли к подбору игроков. В основном это работники «Смоленскавтодора», жители нашей области. Многие, конечно, удивляются тому, как мы таким составом держимся на первом месте, ведь у соперников — профессиональные команды.
Успешное выступление нашей команды в Высшей лиге дает для спорта Смоленской области очень редкий шанс — возможность участия местной команды в Суперлиге, то есть в сильнейшей лиге России по мини–футболу.
Не буду, конечно, загадывать, но перспективы есть. Вспомнить хотя бы приезд к нам руководства федерации мини–футбола России, которое пообещало осенью этого года провести в Смоленске международный турнир и пригласить топовые мировые команды: сборные России, Португалии, Испании. Дай Бог, чтобы получилось. Любителям спорта это нужно, это интересно. К нам на матчи «Автодор» приходит болеть около тысячи человек. Хороший показатель, но хотелось бы полных трибун. Надо, надо приходить, поддерживать нашу команду. Мы ведь играем для смолян, представляем Смоленскую область на федеральных соревнованиях и очень рассчитываем, что болельщики будут «гнать» нас вперед.
«Главное для нас — попасть в плей–офф»
Алексей Кудлай, главный тренер мини–футбольного клуба «Автодор»:
— Перед нами не стоит задача непременно занять первую строчку. Главное для нас — попасть в плей–офф. В первом круге было много матчей, которые мы выиграли, но победа доставалась очень тяжело, и говорить о каком–то нашем большом преимуществе над остальными нельзя. Поэтому мы готовимся к каждому последующему матчу. А дальше будет видно, возможно, руководство как–то и скорректирует цели на сезон.