#1 (157)
20 Января 2030

Кампания года. Выборы в Госдуму

Главная тема

Главным политическим событием прошлого года, безусловно, стали выборы в Государственную Думу.

Прошедшую избирательную кампанию в РФ эксперты назвали «пресной» и даже «скучной». И Смоленская область в этом плане не стала исключением.

После того, как главная политическая сила — «партия власти» — определилась с кандидатами–одномандатниками, единственной интригой предстоящего голосования оставался лишь один вопрос: сможет ли регион «улучшить» показатели по «Единой России» в сравнении с выборами в Госдуму в 2011 году. По остальным позициям понимание появилось задолго до дня голосования.

Еще 4 июля наш журнал опубликовал собственный прогноз о том, как партии и кандидаты будут вести борьбу на выборах в Госдуму в Смоленской области, и какие результаты они смогут получить (см. материал «Лидеры и лузеры» https://journal.smolensk–i.ru/146/03/).

Местным коммунистам (судя по публикациям на официальном сайте смоленского обкома КПРФ) наш прогноз очень не понравился (и про Неверова с Окуневой, и про второе место ЛДПР, и про «всех остальных», к которым смоленские коммунисты сгоряча сами себя причислили). И автор этих строк тут же был обвинен в «заказном материале» и в желании «нагадить коммунистам».

Но вот незадача, тот прогноз, который в КПРФ сочли «заказным», по итогам голосования сбылся на все 100 процентов. По всем позициям. По всем участникам прошедших выборов, упомянутым нами.

Надо отметить, что за прошедшие пять лет в регионе очень многое изменилось. И нынешние выборы в Госдуму проходили в совсем иной социально–политической ситуации, нежели в 2011–м, когда на Смоленщине налицо были все признаки кризиса власти.

И это не могло не отразиться на смене политических предпочтений жителей региона.

Итоги нынешних парламентских выборов получились следующими: «Единая Россия» и ЛДПР укрепили свои позиции в регионе. ЕР поднялась (с 36,23% в 2011–м году до 47,25% нынче), ЛДПР усилилась (с 14,75% в 2011 году до 19,74% нынче).

А вот КПРФ, выступавшая на выборах в качестве оппонентов власти, в итоге «слетела» со второго на третье место. И, думается, причина провала коммунистов на Смоленщине в том, что, заняв оппозиционную нишу, они «наступили на грабли» эсеров.

 Не удивительно, что эти две парламентские партии в конечном итоге понесли существенные потери. «Справедливая Россия» вообще ушла в крутое пике, снизив свой результат на выборах с 18,6% (в 2011 году) до 3,08%, КПРФ потеряла 8 процентов — уровень поддержки упал с 24,24% (в 2011 году) до 16,11%.

Повторим, падение результатов этих двух партий, сделавших ставку на «протест», было закономерно. Чтобы предсказать такой исход, не надо иметь семи пядей во лбу: люди научились отделять популизм и пустое политиканство от реальных дел. И если бы в Смоленской области не было реальных дел, поверьте, мы бы увидели совсем другие результаты...

Кстати, стоит иметь в виду, что любая федеральная избирательная кампания является своеобразным экзаменом для губернаторов. В 2011–м, если помните, Сергей Антуфьев этот экзамен «не выдержал», в результате чего и лишился поста руководителя региона.

Что касается Алексея Островского, он показал действительно блестящий результат, выбрав единственно верную (как показали итоги выборов) стратегию: не демонстрировал явной вовлеченности в избирательную кампанию, но при этом успешно формировал выборную повестку.

 В ходе кампании эксперты фонда «Петербургская политика» отметили, что «только шесть губернаторов активно формируют выборную повестку», и среди них — Алексей Островский. При этом он не был замечен в «игре» за какую–либо партию: ни за «Единую Россию», ни за ЛДПР, представителем которой является сам.

Островский работал исключительно на повышение градуса социального оптимизма. Он расширял рынок сбыта для смоленских сельхозпроизводителей, презентовал композитный кластер в Минэкономразвития (Смоленщина претендует на включение кластера в число приоритетных проектов), подписывал соглашение с правительством Москвы (что позволяет региону получить уборочную технику и дополнительные сотни миллионов рублей на ремонт дорог), согласовывал с «Газпромом» газификацию 28 населенных пунктов, налаживал работу кабинетов врачей общей практики и так далее…

 В целом же прошедшие выборы в Смоленской области можно отнести к самым «тихим» и «спокойным» за весь период новейшей истории России. И то, что в Смоленской области «праздник непослушания» на выборах не случился — это показатель.

Как говорят эксперты, это свидетельство того, что и предвыборная кампания, и голосование прошли по правилам. «А если где–то и были какие–то нарушения (идеальных выборов не существует), то они не повлияли на конечный результат».

И последнее. О пресности и скучности прошедшей выборной кампании. Хорошо это или, быть может, плохо?

Чисто эмоционально, конечно, чего–то «не хватило». А если отключить эмоции и подумать, получается, что все–таки «скучные» выборы — это очень неплохо. Особенно четко это понимаешь, когда начинаешь сравнивать их с «лихими» и «веселыми» выборами прошлых лет.

Помните кампанию по выборам мэра Смоленска в 2009–м? Очень «веселая» кампания была, правда? Но, как показало время, «веселье» очень скоро обернулось весьма печальными последствиями (кризис управления, постоянные скандалы и полная дискредитация смоленской городской власти).

Поэтому, пусть уж и дальше будут «пресные» и «скучные»…

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/157/03