Наумова дочь Наумова
Юрий Семченков
Мастерская
Сегодняшняя гостья нашей рубрики актриса и режиссер Наталия Наумова на прошедшем недавно в Смоленске фестивале «Золотой феникс» была удостоена Специального приза имени Бориса Васильева. Высокую кинематографическую награду она получила за свой документальный фильм «Причуды судьбы. Наталия Белохвостикова». Фильм о великой актрисе сделан с невероятной любовью и глубоким уважением, что не могли не почувствовать зрители, пришедшие на премьерный показ. Иначе и быть не могло, ведь это картина о маме. Наталия Наумова — дочь известного кинорежиссера Владимира Наумова и актрисы Наталии Белохвостиковой. Вся жизнь этой замечательной и талантливой семьи подчинена одной общей страсти — кинематографу. Об этом в основном и шел наш разговор.
— Оглядываясь назад, понимая, что родились в кинематографической семье, как вы думаете, был ли у вас шанс заняться в жизни чем–либо иным помимо кино?
— Учитывая, что первое мое воспоминание детства — эпизод, когда меня принесли на съемки фильма «Легенда о Тиле», то вряд ли. Хотя многие говорят, что в таком возрасте, мне было около двух лет, невозможно что–то запомнить, я четко отстаиваю свою позицию: я все помню, вот реально помню. Даже если возможно было пройти мимо мира кино, невозможно было не прочувствовать этот мир. Он мог понравиться или не понравиться, его можно было принять или не принять, но в любом случае в том или ином качестве кинематограф был бы в моей жизни. Это особый мир, конечно. Со стороны кажется, это там все легко и весело, там только цветы и радость, а на самом деле это трудно. Трудно физически: работа продолжается по двенадцать часов в день, и это в лучшем случае. Сейчас, при современном ритме съемок, уже вообще идет «перешкал» по времени. И это изо дня в день, то есть современное кино — это достаточно тяжелые физические нагрузки. Трудно и ежедневно отстаивать свою позицию, свою точку зрения. Даже совсем молодой человек, как наш Кирилл [Несколько лет тому назад Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова усыновили трехлетнего детдомовского мальчика — ред.], например, который сейчас у нас снялся в «Сказке о царе Салтане», уже понимает, что в кино иногда приходится работать на исходе собственных сил. И когда я росла, я тоже всегда это понимала, видя перед собой пример папы и мамы. Я наблюдала, что они находятся в кинопроцессе круглые сутки — и на работе, и дома. С самого детства поняла, что если ты хочешь, чтобы хоть что–то у тебя получилось, ты должен отдать делу себя всего. Только если ты всего себя отдал без остатка, то есть шанс, что что–то получится. А может и не получится, так тоже бывает.
— У вас два профильных образования — актерское и режиссерское. Была ли необходимость учиться, если, как мне кажется, все знания в области кино вы могли получить дома, за вечерними разговорами, из первых рук от лучших представителей этих профессий?
— Я у них и учусь. Учусь, прежде всего, отношению к своему делу. Я вижу, как мой отец относится к работе: для него это самое важное в жизни. Я вижу, как мама относится к тому, что она делает. В эти моменты и для нее уже не важно ничего, даже собственное здоровье. Это иногда меня просто пугает, я пытаюсь с этим бороться, считаю, что нельзя допускать такого, грубо говоря, фанатичного отношения к работе, но для папы и мамы все отступает на задний план, а на первом было и остается кино.
Если продолжить разговор об образовании, я считаю, что во ВГИКе училась у замечательных мастеров: Армена Борисовича Джигарханяна и у Альберта Леонидовича Филозова.
— Вы сейчас с ними продолжаете общаться?
— Конечно. Они очень многое мне дали, у нас замечательные отношения, как, например, и с потрясающей Аллой Ильиничной Суриковой. Кстати, Алла Ильинична Сурикова училась у моего папы.
— Вот как?
— Да, вот так в жизни получается.
— У вас ведь и дедушка был знаменитым кинооператором?
— Совершенно верно. Наум Наумов–Страж, который снимал, например, известный фильм «Мы из Кронштадта».
Наталия Белохвостикова
Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат международных и национальных кинофестивалей, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент компании «Союз Навона». Снялась более чем в тридцати фильмах. Среди них «У озера», «Легенда о Тиле», «Маленькие трагедии», «Берег»
— Если вы снимаете в фильме, скажем, свою маму, и после окончания кинематографической смены возвращаетесь домой, у вас продолжается процесс в том или ином виде, или он прекращается, и все профессиональные отношения остаются на съемочной площадке?
— Вы знаете, кино — это наш образ жизни. Так было с самого моего детства, так всегда жили мои родители, потом в этот процесс включилась и я. Несмотря на то, что родители и я с мужем живем в разных местах, наше общение не прекращается ни на минуту. Мы сидим на телефоне, либо встречаемся, и… продолжается съемочный день. Обсуждаем то, что было, то, что будет, кто что нового придумал и так далее.
— И ваша мама, Наталия Николаевна Белохвостикова, никогда вам не говорила, мол, Наташа, мы отработали целый день, дай мне отдохнуть?
— Это я так могу сказать, а папа и мама — нет. И это касается любой творческой истории. Вот у нас скоро в Москве открывается кинофорум «Я и семья», где мама — президент, и сейчас я, находясь у вас в Смоленске, постоянно на телефоне, на связи, потому что мы в круговерти этих событий.
— Расскажите немного подробнее об этом мероприятии.
— Кинофорум «Я и семья» уже седьмой год проходит в Москве. В этом году со второго по восьмое октября основной площадкой будет кинотеатр «Космос». Фестиваль тематический, на нем представлено все, что объединяет два понятия, семья и кино. Это фильмы для всей семьи, фильмы о семье, фильмы, снятые киносемьями, рассказы о кинематографических династиях. И, конечно, наш фестиваль, как и ваш «Золотой феникс», имеет социальную направленность — вход на все кинопоказы у нас тоже бесплатный. Этим проектом занимается вся наша семья. Мама — президент этого кинофорума, она эту идею уже много лет лелеет и взращивает, а папа — художественный руководитель.
Владимир Наумов
Советский, российский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, педагог, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Европейской киноакадемии, секретарь правления Союза кинематографистов России, член правления киноконцерна «Мосфильм», генеральный директор компании «Союз Навона», лауреат международных и национальных фестивалей. Как режиссер снял около двух десятков фильмов. Среди них «Павел Корчагин», «Легенда о Тиле», «Бег», «Тегеран–43»
— Правда ли, что когда Владимир Наумович был вашим продюсером, вы просили его не приходить на съемочную площадку?
— Во время съемок моей первой картины «Год лошади — созвездие скорпиона» такова была моя принципиальная позиция. Это был мой режиссерский дебют, и было понятно, что если на съемочную площадку в большой коллектив приходит достаточно молодая женщина–дебютант, и потом приходит мэтр Владимир Наумович Наумов, то куда головы обращаются? Правильно, в сторону мэтра. И что бы ты там ни делал, все внимание будет приковано к нему. И какой смысл мне тогда вообще приходить? Мы приняли это решение принципиально, хотя был определенный риск. Безусловно, просматривали отснятый материал вместе, но на съемочной площадке в качестве режиссера работала только я, чтобы это было мое кино. Потому что в противном случае авторитет Владимира Наумовича, его энергия, бесспорно, повлияли бы на весь процесс съемок. Чего бы это ни касалось, у него на все есть свой особый взгляд.
— Он в жизни резкий человек?
— Правильнее сказать, что он решительный, он громкий. Может прикрикнуть, но, увидев, что все затихли, спросит, что вы так тихо сидите. Я говорю: пап, ты же кричал. Я кричал? Да я вообще кричать не умею, я просто громко разговариваю.
— Понятно, что режиссеру на съемочной площадке порой не обойтись без резких высказываний и реплик, а вы позволяете себе иногда грубое слово на съемках?
— Грубое — нет. Это неправильно, а вот требовательное, резкое, к сожалению, бывает необходимо, потому что коллектив большой, и иногда кому–то хочется расслабиться. А расслабляться нельзя, современное кино — процесс дорогостоящий, нужно, чтобы все всё успевали. Режиссер и продюсер — люди, отвечающие за то, чтобы кино состоялось. На них ответственность за результат, значит, и они должны требовать от остальных членов коллектива ответственного отношения к работе.
— А вы можете, скажем, попросить своего отца, чтобы он позвонил кому–нибудь из своих друзей и уговорил его сняться у вас в фильме?
— Нет, у нас другая ситуация. Мы все друг друга знаем, у нас общие знакомые, я имею в виду круг семьи, поэтому этим людям могу позвонить и я сама. Владимир Наумович каждый божий день в десять утра уезжает на «Мосфильм», и поздно вечером, когда я звоню маме, она обычно отвечает, что он еще не вернулся. У него море всевозможных разных дел.
— Документалистика снимается по тем же законам, что игровое кино, или вы начали снимать документальные фильмы, потому что в них есть что–то, чего нет в фильмах художественных?
— Мне интересно и то, и другое. В документалистике я работала над циклом «Тысяча и один рассказ о кино» на студии «Фора–фильм» с замечательным продюсером Андреем Вадимовичем Разумовским, которого не так давно, к сожалению, не стало. Я для себя не разграничиваю эти жанры, даже такой вопрос никогда перед собой не ставила. Но вот сейчас задумалась, как интересно, что–то в этом есть.
— Вы можете своей маме сказать, что она великая актриса, просто так, в домашней беседе?
— Я помню с детства, папа всегда говорил: бойтесь слов «гениальный» и «великий». Кругом все гениальные и великие. И все звезды. Я считаю, что мама очень–очень хорошая, потрясающая актриса.
— Вы ей это говорите?
— Могу сказать. Есть семьи, в которых друг другу никогда доброго слова не скажут, а у нас в семье доброе слово можно сказать.
— Расскажите о вашем новом проекте, который сейчас осуществляется, о «Сказках Пушкина».
— Действительно, нами задуман проект «Сказки Пушкина», и сейчас в производстве находится первый фильм цикла «Сказка о царе Салтане». Для съемок на «Мосфильме» построили потрясающую декорацию — царство Гвидона. Там есть, например, каналы с водой, по ним плавали настоящие ладьи. У нас в проекте замечательные актеры. Юрий Стоянов — царь Салтан, Наталия Николаевна Белохвостикова у нас — Бабариха. Очень смешная, просто ну очень смешная. Все достойно, и я очень верю и надеюсь, что мы эту картину закончим. Пока, к сожалению, все притормозилось по причине того, что деньги закончились, а киносказки — вещь дорогостоящая. Там всякие превращения, компьютерная графика. Хочется сделать кино на достойном уровне, на уровне современном, чтобы современным детям и подросткам, да и взрослым тоже, было интересно. А такое кино требует, конечно, определенных немалых затрат.
— Что для вас такие показы, как сегодня, когда зрители увидели снятый вами документальный фильм о вашей маме, замечательной актрисе Наталии Белохвостиковой?
— Вы знаете, сегодня я просто самый счастливый человек. Какие у вас замечательные зрители! В таких ужасных условиях фильмы смотреть, конечно, нельзя, но люди сидят и смотрят. [Фильм Наталии Наумовой демонстрировался в ярко освещенном солнцем зале на маленьком экране — ред.] У меня чуть инфаркта не было. Видно было ужасно, а ведь кино — это прежде всего изображение. Но, несмотря ни на что, было здорово, я благодарна всем, кто пришел. Ведь истинный премьерный показ — это когда смотрят зрители. Да, фильм до этого прошел по каналу «Культура», его видели люди, но это немного другая ситуация. А вот когда ты сидишь вместе с людьми в зрительном зале и смотришь свое кино — это совершенно другое ощущение. И сегодня это случилось со мной впервые. У вас красивый, уютный, очень спокойный и хороший город. Он живой, он наполненный, здесь у вас в Смоленске хорошо и красиво.