Не первый день на рынке
Александра Омаль
Экономика
На минувшей неделе смоленский губернатор Алексей Островский договорился с первым вице–премьером Белоруссии о том, что белорусская сторона сохранит в полном объеме все существующие заказы двум смоленским автоагрегатным заводам.
«А по каким–то позициям белорусы даже увеличат заказы, что даст возможность постоянно загружать трудовые коллективы и выплачивать заработную плату», — добавил глава региона, комментируя итоги переговоров. Данное событие наглядно иллюстрирует один из вариантов того, каким образом можно избежать процедуры финансового оздоровления — стабилизировав ситуацию со сбытом. Есть и второй вариант, который, правда, подходит в случае благоприятного текущего финансового состояния компании: инвестирование в основные фонды. О том, какие вопросы можно решить путем привлечения внешних и внутренних инвестиций, мы беседуем с начальником департамента экономического развития Смоленской области Виктором Кожевниковым.
Соотношение объема инвестиций к ВРП
— Виктор Дмитриевич, почему хороший инвестиционный климат является ключевым для смоленской (и не только) экономики?
— Главные составляющие успеха любого производства — это рост производительности труда и завоевание новых рынков сбыта. Рост производительности труда вряд ли возможен без изменения состава основных фондов предприятия, без освоения выпуска новых видов продукции. Следовательно, инвестиции — это и есть замена оборудования, строительство новых предприятий. Вот для чего нам они нужны. И чем быстрее производится замена, тем лучше развивается экономика региона. Считается, что если соотношение объема инвестиций региона или государства к его валовому внутреннему продукту составляет более 25–30 процентов, то регион или государство хорошо развивается.
— Если валовой продукт условно составляет 10 миллиардов рублей, то инвестиции должны быть как минимум 2,5–3 миллиарда рублей.
— Верно. Для того, чтобы не просто менять основные фонды, а развиваться. Отмечу, на Смоленщине данный индекс составляет около 30 процентов — это выше среднероссийского показателя.
— Когда говорят про инвестиции, чаще всего представляют, что где–то там в чистом поле возводится новый завод. Однако инвестиции можно и не заметить невооруженным глазом. Вот, например, смоленский завод «Измеритель» переоснастился, внешне изменений вроде бы и не видно, но на самом деле инвестиции в его основные фонды составили несколько десятков миллионов рублей, и это плюс смоленской экономике в целом.
— Действительно, многие сводят инвестиции исключительно до строительства чего–либо нового. Это не совсем так. Львиную долю инвестиций составляют вложения в действующее производство: модернизацию оборудования, иногда — строительство на действующих предприятиях. Смысл инвестиции, повторюсь, заключается либо в освоении нового продукта (которой затем можно продвинуть на рынок), либо новых технологий (которые позволят снизить себестоимость продукта, увеличив его конкурентоспособность).
Инфраструктуру предлагать
— Какой практический смысл заключен в словосочетании «поиск инвестора»? Как происходит этот поиск: они сами приходят, стучатся в ваш кабинет, или прежде власть производит некие магические действия?
— Никакой магии нет. Любое предприятие, если оно хочет выживать в существующих условиях, понимает, что должно инвестировать в себя самого. Власть в данной ситуации может лишь создавать некоторые комфортные условия, к примеру, те или иные налоговые послабления. То же самое мы наблюдаем и на федеральном уровне: скажем, уже несколько лет не облагается налогом на имущество вновь введенное оборудование.
— Не облагается в течение какого срока?
— В принципе. В отношении вновь введенного оборудования налог на имущество не взимается. Кстати говоря, ранее у нас действовал закон о налоге на имущество Смоленской области, в котором было прописано, что вновь вводимое оборудование облагается пониженной ставкой этого налога. Выходит, первые шаги в данном вопросе мы сделали раньше Федерации.
Вы упомянули про то самое строительство «в чистом поле». Что для этого нужно? Не просто чистое поле, а земельные участки, где можно подключить основную инфраструктуру: электричество и газ. Ну и неплохо бы иметь дорогу к такому участку. Здесь задача власти состоит в том, чтобы найти такие участки, и если их недостаточно (или они не совсем подходят по требуемым параметрам), то помочь предприятиям в создании соответствующей инфраструктуры.
Например, Смоленская область с 2009 года совместно с инвестиционным фондом РФ реализовывала инвестпроект в Игоревке. Менеджмент игоревского деревообрабатывающего комбината принял решение, что в силу хорошего рынка сбыта панелей МДФ, которые в основном завозятся из–за рубежа, необходимо фактически построить вторую очередь завода. Но для этого нужно было обновить дорогу, провести электричество, что и реализовывалось на условиях государственно–частного партнерства.
— Недавно там побывал губернатор Островский, и его заверили, что «все будет хорошо», и завод обеспечит около пятисот новых рабочих мест. А почему в один район идут инвесторы, в другой — не очень?
— Кроме инфраструктурного вопроса еще есть вопрос понимания рынка сбыта. Возьмем Гагаринский район — он расположен очень близко к московскому региону, и австрийская компания «ЭГГЕР» по производству ДСП географически чувствует себя там превосходно, поскольку ее основные потребители тоже находятся в пределах Московской области. Компания «ЭГГЕР», кстати, заинтересована в развитии мебельного производства и на Смоленщине, поскольку здесь более короткое плечо поставки.
То же самое можно сказать про мясное производство «Гагарин–Останкино». Главный его потребитель — город Москва.
Также большим притяжением для инвестиций являются автомобильные и железнодорожные трассы. Понятно, это логистика.
Диверсификация отраслевая и территориальная
— Скажите, есть у вас задача равномерно насытить географию Смоленской области инвестпроектами или «плетью обуха не перешибешь»?
— Знаете, при желании можно найти уникальность во многих районах Смоленщины. У каждого есть свои преимущества. Допустим, есть территории, прекрасно подходящие для промышленного развития, но там вы не будете отдыхать вместе с семьей. Вообще, в настоящее время у нас действует стратегия развития Смоленской области, написанная в 2007 году, и в ней предусмотрено как промышленное (кластерное) развитие, так и диверсификация экономики — отраслевая и территориальная. Если говорить очень просто, то в непромышленных районах предпочтительно развитие АПК и туризма.
В настоящее время составляется программный документ под названием «Инвестиционная стратегия развития Смоленской области». Не полная, а лишь инвестиционная. Справедливости ради нужно отметить, что и стратегия 2007 года предусматривала инвестиционное развитие в качестве основного сценария. Поэтому инвестиционная стратегия крайне важна для нас. Она была запущена осенью прошлого года, разработчик стратегии — московская компания «Ки партнер», достаточно известная на консалтинговом рынке, подготовившая аналитику и основные выводы по стратегии на период 2013–2025 годы. Сегодня завершается публичное обсуждение документа, и с учетом выработанных предложений и замечаний мы будем работать далее с разработчиком, после чего вынесем стратегию на обсуждение совета по экономике и инвестициям, в состав которого входят многие известные смоленские общественники и предприниматели.
Помимо этого, существует федеральный стандарт деятельности органов исполнительной власти по созданию инвестиционного предпринимательского климата, разработанный учрежденным российским правительством агентством стратегических инициатив и принятый на Госсовете. В стандарте обобщен опыт передовых регионов РФ и международный опыт, и выработан ряд рекомендаций к исполнению. Этот стандарт, если хотите, набор действий, осуществляемых региональной властью для того, чтобы заинтересовать внешних инвесторов. Некоторые вещи, казалось бы, не играют большой роли, однако для внешнего инвестора они зачастую важны. Например, инвестиционная декларация.
— Такие общепринятые правила хорошего инвестиционного тона.
— Да, чтобы инвестор понимал, например, личную заинтересованность главы региона. Есть иные документы, и посложнее.
— Есть ли федеральные критерии оценки эффективности вашей работы? По каким показателям оценивают Смоленщину федеральные эксперты, и насколько пристальны взоры таких оценщиков?
— Если говорить о предоставлении текущей информации, мы делаем это регулярно. Также есть указ президента об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти региона. Ранее эффективность оценивалась по почти тремстам показателям, оценивались все основные полномочия по всем направлениям социально–экономического развития. Это смущало, нельзя было сделать однозначный вывод: по одним направлениям регион показывал неплохой результат, по другим — хуже. Поэтому в настоящее время, согласно президентскому указу №1199, такая оценка ведется лишь по двенадцати показателям. Они разбиты на две части: экономические и социальные.
Рынки покрупнее вам в помощь
— По каким секторам экономики вы прогнозируете рост?
— Есть приоритеты, среди которых, естественно, развитие товарного производства. Дело в том, что это вопрос и экономический, и социальный. Есть приоритет развития обрабатывающей промышленности. Эти отрасли вывозят товар и привлекают финансы в Смоленскую область. (В отличие от торговли и услуг — они в значительной степени перераспределяют имеющиеся внутри Смоленской области средства.) Наше товарное производство преимущественно рассчитано на кооперационные связи с другими регионами и даже ближним зарубежьем.
— В последнее время много говорится о возможности закрытия нескольких смоленских предприятий. Насколько серьезен такой удар для экономики региона?
— Состояние любого предприятия — это величина динамическая. Одни снижают объем производства в данный момент времени, другие, наоборот, наращивают его. Одни развиваются, другие стагнируют. Стагнируют необязательно ввиду неэффективности менеджмента или низкой квалификации персонала, просто складывается объективная негативная ситуация на рынке сбыта.
Вот и сейчас отдельные предприятия закрываются или близки к этому. Однако если говорить о росте уровня безработицы, критичного роста нет. Полугодовой уровень безработицы в Смоленской области по методике международной организации труда по сравнению со средним показателем 2013 года снизился с 5,2 процента до 5 процентов. Просто значительная часть высвобождаемых людей поглощается другими предприятиями. И чем крупнее рынок труда, тем проще найти работу. Допустим, автоагрегатный завод находится в стадии банкротства, но в том же районе Смоленска есть авиационный завод, и он активно набирает персонал.