#17 (107)
6 октября 2014

В борьбе за туриста

Сергей Козырев

Туризм

Получив приглашение на первый международный туристско–информационный слет «ВзаимоДействие», я, честно говоря, слегка растерялся. Несколько сбивало с толку именно сочетание слов «туристско–информационный слет». «Туристский слет» — это понятно: бородатые кряжистые мужчины с обветренными лицами, костры, палатки и пение под гитару. «Информационный» — тоже более или менее ясно: слегка субтильные молодые люди с отрешенным взглядом разговаривают на малопонятном языке о непонятных вещах.

А тут — «туристско–информационный».

Однако, прибыв к месту проведения данного мероприятия и побеседовав с его организаторами, сотрудниками областного туристско–информационного центра «Смоленский терем», все постепенно стало на свои места. Дело в том, что практически в каждом городе России, большом или малом — неважно, но представляющим хоть какой–то интерес с точки зрения его посещения туристами, существует подобная структура, куда может зайти каждый желающий и бесплатно получить интересующую его информацию: буклеты, путеводители, туристские карты.

И не только в России, кстати. Общепринятый международный знак обозначения таких организаций — латинская буква «i» — во всех городах мира подсказывает туристу: «Заходи! Не стесняйся! Здесь ты получишь самый важный продукт современного мира — информацию!»

В России взаимное сотрудничество между туристско–информационными центрами (сокращенно, ТИЦами) до настоящего времени недостаточно отлажено. Большинство из них, как говорится, «варится в своем соку». Практически у всех есть какие–то наработки, интересные новшества, иногда даже «ноу–хау». Но до всего приходится доходить своим умом, крайне мало используется бесценный опыт коллег из других российских регионов. Вот для того чтобы наладить взаимодействие между ТИЦами и был организован в Смоленске слет с одноименным названием.

Участников мероприятия в день открытия собралось не то, чтобы очень много, но и не мало. Около сорока человек из пятнадцати регионов России и Белоруссии.

После красочной, веселой и, к счастью, совсем незатянутой церемонии открытия, участники слета приступили к работе, обсудив вопросы создания туристских кластеров, туристских волонтерских служб, а также более тесного сотрудничества между ТИЦами и создания новых туристских маршрутов.

Отведенных регламентом пяти часов на обсуждения не хватило, и обмен мнениями и предложениями был продолжен на следующий день.

Помимо этого, за три дня слета гостям Смоленска была предложена обширная экскурсионная программа: обзорная экскурсия по городу, посещение Свято–Успенского собора, мемориального комплекса «Катынь» и историко–архитектурного комплекса «Теремок». Поучаствовали участники мероприятия и в туристской выставке, проведенной в день города Смоленска.

Главный вывод, который можно сделать по итогам прошедшего туристско–информационного слета, заключается в следующем. В условиях нынешних реалий развития туристического бизнеса в Российской Федерации происходит значительное перераспределение существующего рынка с внешнего на внутренний туризм. В связи с этим значимость и ценность услуг, оказываемых россиянам и гостям нашей страны туристско–информационными структурами, значительно возрастает. И без тесного, взаимовыгодного сотрудничества между ними добиться какого–либо существенного прорыва в этой сфере экономики не удастся.

Что ж, около двух десятков договоров о сотрудничестве, заключенных только «Смоленским теремом», говорят о том, что собирались гости в нашем городе не зря. Об этом же говорит и тот факт, что все единодушно приняли решение продолжить практику проведения слета «ВзаимоДействие» в будущем. В 2015 году он переедет на вятскую землю в город Киров.

Татьяна Астраханцева, центр культуры и туризма Кировской области:

— Ваши впечатления о прошедшем мероприятии?

— Мероприятие крайне полезное. Обмен опытом между ТИЦами весьма насущен. Собственного опыта у подобных структур пока накоплено немного. На таких встречах и происходит накопление знаний, навыков, умения по работе с нашими российскими туристами. Необходимо делиться информацией, помогать друг другу развиваться. Необходимо именно взаимодействие. Мы ведь делаем одно общее дело, которое заключается в том, чтобы создать, если хотите, моду среди россиян — больше путешествовать по родной стране, по нашей России. У нас великое множество прекрасных, красивейших городов, в каждом из которых есть что–то свое, уникальное.

— Вы принимаете эстафету от Смоленска, и следующий подобный слет пройдет в вашем родном Кирове. Как вы к этому относитесь?

— Вы, смоляне, проявили крайне полезную и важную инициативу в вопросе проведения слета «ВзаимоДействие». Мы с огромным энтузиазмом, желанием и воодушевлением принимаем от вашего города эстафету «ВзаимоДействия» и ждем всех участников нынешнего форума, а также представителей других регионов России, Белоруссии, стран дальнего и ближнего зарубежья в следующем году на гостеприимной вятской земле в нашем замечательном городе Кирове! Взяв все самое лучшее от вас, мы обязательно выведем данное мероприятие на еще более высокий уровень.

— А ваше руководство не будет слегка шокировано таким «подарком» из Смоленска? Все–таки организация подобного мероприятия — вещь весьма хлопотная и затратная.

— Я уже переговорила со своим непосредственным руководителем. Он двумя руками «за»! Ведь на таком слете помимо деловой «начинки» есть прекрасная возможность в самом замечательном свете представить свой регион для всех собравшихся. Мы будем очень рады открыть Кировскую область для россиян.

Светлана Зверева, музей истории Йошкар–Олы:

— Из вашего выступления во время заседаний круглых столов у меня сложилось впечатление, что ваш родной город Йошкар–Ола в последние несколько лет развивается крайне динамично, обретает новое лицо. Обычно это присуще молодым и довольно богатым регионам России…

— Честно говоря, наш край, Марий Эл не назовешь в числе самых зажиточных регионов. Да и столица его, город Йошкар–Ола имеет за своими плечами уже 430–летнюю историю. Но в последние 5–6 лет, во многом благодаря инициативе главы республики Марий Эл Леонида Маркелова проделана большая работа по созданию нового облика Йошкар–Олы. Только красивый, чистый, ухоженный город может изменить отношения самих его жителей к нему. Создать и развить чувство гордости за свою малую родину. Привить уважение и к городу и к людям, живущим в нем. Почувствовав это, и жители соседних регионов обязательно захотят приехать к нам в гости, познакомиться с нашей столицей.

У нас за последние годы поменялась сама атмосфера в городе, настроение людей. Стало намного больше позитива, улыбок, радости на улицах Йошкар–Олы.

Город ведь как человек. Как он сам к себе относится, как он сам может себя преподнести окружающим, так к нему и будут относиться другие люди.

Мы поменяли «прическу», «макияж» Йошкар–Олы и стали городом, который может привлечь, заинтересовать, заинтриговать, если хотите. И российские туристы это оценили и стали ездить к нам с гораздо большим интересом и охотой, нежели прежде.

— Слушая ваш рассказ про Йошкар–Олу, у меня возникает аналогия с Казанью. Но все–таки финансовые возможности Республики Татарстан и Республики Марий Эл, видимо, несопоставимы…

— Наверное, у Татарстана больше средств на развитие своей столицы, но, тем не менее, и в нашей республике к этому вопросу подходят очень ответственно, с душой. Есть несколько серьезных программ развития и преобразования, государственное финансирование. Очень много частных инвесторов. Вообще, идея преображения нашего города увлекла людей. Множество местных компаний, предпринимателей принимают участие в строительных, реставрационных, ремонтных работах. Мы даем пример всем, что даже в российской глубинке команда местных специалистов за достаточно короткий срок может выполнить серьезные объемы работ с очень неплохим результатом.

— Чем же все–таки конкретно вы привлекаете туристов кроме обновленного лица?

— У нас есть несколько крупных музейных площадок, где поддерживается и национальные традиции, в том числе и религиозные. Есть сельский туризм, этнотуризм. А если честно, то нам и самим иногда не до конца понятно, почему к нам стали намного чаще ездить туристы. Видимо, все–таки своим бережным, чутким отношением к родному городу люди поменяли саму его ауру. Да что тут говорить! Приезжайте к нам в Йошкар–Олу, и вы сами все почувствуете и поймете!

Дмитрий Цапук , ярославский государственный педуниверситет:

— Какие у вас впечатления о Смоленске?

— Я был в Смоленске, правда, почти двадцать лет назад. И тогда, и сейчас он мне запомнился как очень уютный город со своим лицом, с уникальной крепостной стеной, возле которой кипит жизнь, и сегодня — особенно. Так что всегда сохранял и сохраняю к вашему городу очень теплые чувства. Здесь явственно ощущается, что это несколько другая сторона России, не помпезная, не парадная. Есть здесь что–то свое, уникальное, как во многих городах нашей страны. И люди в каждом городе немножко другие.

— Ярославль в 2010–м году и Смоленск в 2013–м отмечали крупные юбилеи. Ярославль — 1000–летие, Смоленск — 1150–летие со дня основания. И у вас, и у нас подготовка к этим датам велась серьезная, работы выполнялись огромные. В рамках праздничных мероприятий в городе Ярославле были ли возведены какие–то объекты культурного, туристского предназначения, профиля, может быть что–то, что особенно способно привлечь туристов в ваш город?

— Во–первых, так же, как и в Смоленске, была очень серьезно реконструирована набережная. И раньше она была любимым местом отдыха ярославцев, а после реконструкции — особенно. Во–вторых, появился концертно–зрелищный центр — подарок президента России. В нем имеется возможность проводить различные культурные мероприятия самого высокого уровня. Там же будет проводиться через месяц и Ярославский международный туристический форум «Visit Russia», уже в четвертый раз. Приезжайте на это мероприятие, там будет много интересного.

Владимир Березин, волонтерский туристский центр (Москва):

— Вы во время заседания потрясающе интересно рассказали о вашем опыте развития волонтерства именно применительно к туризму. Тем не менее, совершенно понятно, что и с точки зрения потребности в этом направлении деятельности, и с точки зрения ваших возможностей, Москва и, скажем, Смоленск — это «две большие разницы». Как вы считаете, имеет смысл активно развивать туристское волонтерское движение в малых городах России?

— В любом случае, это имеет смысл. Хотя бы только потому, что молодежь таким образом вовлекается в будущую профессию. Если поток туристов другой, то и количество волонтеров просто будет другим. С другой стороны, мы пытаемся добиться того, чтобы волонтеры путешествовали по стране и были лидерами общественного мнения во внутреннем туризме. А так — это кадровый резерв, и резерв очень достойный. Везде нужны активные ребята, поэтому их надо собирать, учить, воспитывать.

— Возвращаясь опять–таки к рассказу о московском центре, я понял, что ваши ребята больше работают с иностранными туристами. А как быть нам в Смоленске? Ведь, наверное, на Красной Площади в день иностранцев бывает больше, чем у нас в городе за год?

— Совершенно очевидно, что вам следует основные усилия в этом вопросе направить на своих, российских туристов. Ведь неважно, откуда приехал турист: из Катманду или Моршанска. Он — новичок в вашем городе, у него есть масса вопросов бытового, технического, культурно–исторического плана. И кто–то должен помочь ему найти на эти вопросы ответы. Вот здесь волонтеры, как, впрочем, и туристко–информационные центры просто незаменимы!

Знаете, по моему опыту путешествий по России мне иногда кажется, что мы превращаемся в «страну неместных». У кого что ни спросишь, один ответ: «а я не местный». А так — увидел международный знак «i» на вывеске или на футболке волонтера, подходи, интересуйся, спрашивай, и тебе помогут.

Вы сказали про Красную Площадь. Да, это своеобразная точка притяжения. Но ведь в каждом городе можно найти такие точки притяжения, сосредоточения туристских потоков. Вот в таких точках и надо организовывать волонтерскую работу. В региональном масштабе волонтеры — те же добровольные помощники туристско–информационных центров, ваш кадровый резерв.

Владимир Сорокин, коммунальное предприятие «Курортное агентство» (Республика Крым, г. Судак):

— Владимир, мы все очень рады видеть представителя одного из двух новых «старых» российских регионов — Республики Крым. Ваши впечатления о Смоленске?

— Очень красивый старинный город. Потрясающие памятники старины. У нас в Крыму к древностям отношение особое, поскольку Крым тоже очень древняя земля. Так, например, город Судак, из которого я к вам приехал, насчитывает уже более чем 1800–летнюю историю.

— Как вы добирались? На День города мы ждали делегацию из города–побратима Керчи, но она не смогла приехать…

— Штормит у нас сильно. Не в переносном, а в самом прямом смысле. Уже около месяца очень сильные шторма на Черном море, и есть проблемы с паромной переправой. Я задался целью приехать в Смоленск и добирался по воздуху.

— Не буду интересоваться вашей профессиональной деятельностью. Спрошу про Крым. Как там у вас жизнь? Привыкаете постепенно к новому статусу в составе России?

— Привыкаем к некоторым новшествам в государственных вопросах: новые структуры, новые власти, новое законодательство. А душевная и духовная связь между нами и не прерывалась никогда.

— У смоленской земли очень много общей истории с Крымом. Ведь и Потемкин, и Нахимов — наши земляки…

— Да?! Не знал об этом. Потемкин и Нахимов имеют огромные заслуги и перед Крымом и перед всей Россией! У нас их очень уважают и любят, особенно, Павла Степановича Нахимова.

— К тому же, как я уже говорил, Керчь — наш город–побратим.

— Значит, будем налаживать новые связи и укреплять старые.

Елена Лихимович, «Национальное агентство по туризму» (Минск):

— Вы презентовали историко–культурный комплекс «Линия Сталина». Расскажите поподробнее, что он собой представляет?

— «Линия Сталина» — это музей фортификации под открытым небом. Он был создан к 60–летию Победы в ознаменование массового героизма и подвига советских людей в начальный этап войны. Основу музея составляют долговременные огневые точки (ДОТы) постройки 30–х годов прошлого века. Особенность нашего музея в том, что все объекты оригинальные, не новострой. Им уже более 70 лет, они полностью восстановлены. Все, чего не хватало, привозили с других подобных объектов. «Линия Сталина» — это то место, где можно прикоснуться к истории.

Кроме ДОТов, на территории комплекса собрана большая коллекция военной техники, как времен Великой Отечественной войны, так и послевоенного периода. Есть у нас действительно уникальные единицы боевой техники, например, танк БТ–7, найденный в болоте, извлеченный оттуда и полностью восстановленный, то есть на ходу. Также был восстановлен танк Т–34 со штампованной башней, их было выпущено очень небольшое количество.

Есть немецкая самоходная установка ШтуГ 3, тоже извлеченная из болота, советский танк Т–44 времен конца войны…

— Туристы к вам охотно ездят?

— Очень охотно! В новогодние каникулы и на майские праздники, когда в России длительные выходные, у нас на парковке комплекса по номерам машин можно изучать карту России.

— Ваш музей — государственное предприятие?

— Нет. Учредителем является благотворительный фонд помощи воинам–интернационалистам «Память Афгана». Но в 2005 году, когда комплекс начинался строиться, его возводили буквально всем миром. Помогало министерство обороны, другие ведомства. Когда были восстановлены все основные сооружения, то по распоряжению президента РБ данный комплекс был передан на содержание фонду «Память Афгана». Так что у нас по–настоящему народный комплекс.

— А само название «Линия Сталина» не вызывает дополнительных вопросов у туристов?

— Вызывает. Было много споров. Когда открывали комплекс, предлагалось несколько названий, в том числе, Минский укрепрайон. Но все же решили пойти по пути, принятом во многих странах мира, когда подобные укрепительные сооружения носят имена генералов, главнокомандующих, руководителей военных ведомств. «Линия Мажино» была названа в честь военного министра Андре Мажино. «Линия Маннергейма» — в честь главнокомандующего Карла Маннергейма. «Линия Зигфрида», «линия Гинденбурга» — все они носили имена крупных военачальников или политиков.

К тому же исторически, особенно в западной прессе, этот укрепрайон всегда называли «Линией Сталина». Мы решили не нарушать исторических традиций и назвали наш музей «Линия Сталина». Хотя претензий было немало. Требовали убрать это имя. Но историческая справедливость не позволяет нам это сделать.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/107/03