Из жизни дорогой редакции
Анна Дюндик
Знаки с пробелами
В каждом номере, дорогие читатели, на страницах 4-5 вы можете прочесть мой обзор минувших событий. Конечно, большим заблуждением было бы думать, что за событиями в городе, регионе и мире я наблюдаю, а за тем, что происходит в родной редакции — нет. И вот сегодня, в честь семилетия нашего дорогого журнала, я расскажу вам и ему, что здесь происходит на самом деле. Семь лет — подходящий возраст, чтобы узнать правду.
Как я стала Анной Резник
На самом деле, моя история появления в журнале — чудо: от начала до самого конца, который я надеюсь как-то оттянуть.
Мне очень хотелось писать для этого журнала. Пожалуй, это была моя первая осознанная профессиональная мечта. Пять лет назад, не совсем с улицы, но, скажем так, из коридора, я робко заглянула в мир, куда постоянно приходили высокие чиновники и известные политики, где обсуждали геополитику, пили кофе из заварника и очень заразительно смеялись. Мир помещался всего лишь в одной комнате, она находилась по соседству с редакцией, где я работала. Мир был изданием «Говорит Смоленск» (это потом добавились философские «О чем»). Однажды сердце мое не выдержало, и я в лоб, как Ривера из рассказа «Мексиканец» Джека Лондона, спросила о том, что мне можно сделать для революции:
— А мне можно тоже писать для журнала?
…Повезло еще, что не пришлось чистить плевательницы, потому что в тот момент именно это я только и могла сделать для революции.
Но желания всегда сбываются, и пришло время, когда понадобились винтовки. Однажды я попросила главного редактора Светлану Савенок помочь мне по части политической грамотности, которой я никогда не отличалась и, вероятно, уже не отличусь. Я принесла Светлане на вычитку сценарий программы «про какую-то политику», в которой попыталась разобраться доступными мне литературными способами.
Светлана добросовестно прочла сценарий и неожиданно сказала:
— Слушай, а ты можешь написать что-то подобное для журнала?
С тех пор я часами просиживала на стульчике в редакции «ГС» на правах нового малопонятного сотрудника и слушала, слушала, слушала… Дискуссии о политике, смоленской и не только, казались мне достойными большого экрана и даже иногда большой сцены.
А вот как именно я стала Анной Резник, никто уже толком не помнит. Наверное, старшие товарищи просто взяли первый попавшийся «говорящий псевдоним» и окрестили им мои тексты.
Герои дня
Кроме непосредственно создателей журнала «О чем говорит Смоленск» большой вклад в его развитие внесли герои журнала. У нас есть рубрика для интересных людей, ее ведет мой любимый коллега Юрий Семченков, который в плохую погоду и плохое настроение жалуется, что писать уже не о ком, обмельчали, мол. Интересно, что Юрий ведет в журнале еще одну прекрасную рубрику — про еду. И на отсутствие ингредиентов не жалуется…
В развитие моей обзорной рубрики в свое время внес огромный вклад Эдуард Алексеевич Качановский. После его ухода с политической сцены я в плохую погоду и плохое настроение всегда жалуюсь, что наблюдать не за кем, обмельчали, мол…
Качановский неоднократно был награжден званием «Недетская неожиданность». С тех уже далеких пор его карьера, которая всегда стояла на краю пропасти, шагнула далеко вперед. Человек отсидел, вышел и пропал из общественного поля зрения. Писать смешное о подвигах Эдуарда Алексеевича всегда было одно удовольствие. При этом ничего не нужно было придумывать. Взять хотя бы нашу с ним первую встречу. Это было еще до мэрских выборов 2009 года, в то время Эдуард Алексеевич служил депутатом думы.
Однажды, на заседании фракции «Единой России», где обсуждали поправки в Конституцию РФ, в зал ворвался Эдуард Качановский. Он стремительно пересек его и подошел ко мне. Вернее, не ко мне, просто я тихонечко сидела в конце зала. Будущий мэр и сиделец снял куртку (он всегда приходил на фракции в верхней одежде) и сказал мне: «Посторожи мою куртку».
Потом поправился: «Нет, я лучше тут сам сяду».
— Эдуард Алексеевич, вы же выступать будете. Сядьте ближе, — робко сказала я.
Дело в том, что Качановский всегда и везде выступал. Что-то вроде «…он играет на похоронах и танцах». Но тут у Качановского была другая логика:
— Мне с тобой приятнее, чем с моими коллегами, сидеть!
И мне было нечего возразить.
Потом Качановский спросил:
— У тебя есть речь президента?
— Нет, — ошарашено сказала я и подумала, а может должна быть…
— Схожу, распечатаю, — сказал он и ушел. И распечатал. И выступил по ней. Я не помню, что он говорил, у этой истории не будет кульминации. Никто не воспринимал тогда речи Эдуарда Алексеевича всерьез, и я, конечно, тоже. Но сейчас я благодарна ему за его выходки. Пусть даже не очень хорошо все закончилось. Но это уже другая история, и я не буду про нее шутить.
Кстати, о президенте
С гордостью вспоминаю, как героем нашего журнала стал президент России Владимир Путин (тогда еще будучи в должности премьера). Целый сентябрьский номер от 2011 года мы посвятили визиту Путина в Смоленск. Кстати, его фраза «С такими дорогами вы далеко не уедете» и сегодня нами, журналистами, эксплуатируется. Ну а тогда у нас в номере получилась настоящая энциклопедия по визиту.
Во–первых, мы написали взрослый аналитический текст о причинах и следствиях приезда.
А во–вторых, мы использовали один из самых опасных, и в то же выигрышных жанров — «впечатления». Сочинять «рыбу» доверили мне, зато потом мои коллеги безжалостно вырезали из ее тела сомнительные рассуждения автора, которые никому неинтересны, кроме него самого. Например: «И в моей жизни Путин, совсем как Титаник, сыграл ведущую роль, при этом даже не развалившись. Одним словом, мощная личность». За что им — моим коллегам — как всегда большая благодарность.
Дедлайн и дураки
В журнале «О чем говорит Смоленск» я всегда работала, что называется, удаленно. Сочиняла когда хотела и как хотела в собственном придуманном жанре. Зато всегда четко выполняла дедлайн — сроки сдачи печатного объекта. За всю историю пока был только один прокол. Я всегда отправляла готовый текст по е–мэйлу поздним вечером, накануне сдачи номера. Но вот однажды вышло так, что прошел вечер, ночь, утро и начался день, а текст никак не хотел заканчиваться и даже начинаться. В общем, я кое–как написала непонятно что и отправила в редакцию. В день выхода журнала все-таки решилась спросить у старших коллег, не сильно ли я опоздала...
— Опоздала — ладно, — был мне ответ. — А вот твою прекрасную фразу: «Дураки несут чушь», которой ты охарактеризовала сложившуюся политическую ситуацию, мы все-таки убрали в самый последний момент.
И, кстати, это был единственный факт цензуры за все время моей работы. Что тоже характеризует редакционную политику издания. Мне кажется, все это очень заметно читателю сквозь строки. Недаром же «О чем говорит Смоленск» имеет преданных фанатов, восторженных поклонников, высоких покровителей и ярых ненавистников. И каждому из вышеперечисленных мы, безусловно, благодарны.
Другие юбилейные материалы:
«Мы сами себе формат» / От редакции
«Эксперимент продолжается» / Светлана САВЕНОК
«Дураков и других интересных людей меньше не бывает» / Григорий КАДМИЕВ
«Бесконфликтная журналистика» / Юрий СЕМЧЕНКОВ
«Собственное СМИ. Без когнитивного диссонанса» / Евгений ВАНИФАТОВ