Батя в «стране дилетантов»
Юрий Семченков
Мастерская
Удивительное дело. Дипломированных специалистов с самыми высшими образованиями у нас в стране все больше, а настоящих профессионалов — все меньше и меньше. «Страна дилетантов» — такой приговор вынес нынешнему положению дел наш собеседник, признанный мастер своего дела, непререкаемый авторитет среди всех, кто хотя бы мало—мальски связан с музыкой и звуком, Владимир Лейкин. Легендарный Батя.
«Примочки» и «квакушки»
— Как вы сами называете свой род занятий? Кто вы по профессии: звукорежиссер, звукооператор или кто?..
— Я не дам
— А непосредственно музыкой в те годы не пробовали заниматься?
— Пробовал. Было это очень давно — в начале семидесятых. При ЖЭКе у нас организовали ансамбль. Как сейчас помню, использовали аппаратуру КИНАП и ударную установку «Энгельс». Это самая первая ударная установка советского производства. На ней я и пробовал себя в качестве барабанщика. Но, похоже, барабанщик из меня не получился.
— Как я понимаю, у того, кто работает на концертах за звуковым пультом, музыкальный слух должен быть не менее тонким, чем у исполнителей.
— Я скажу так: в нашем деле, по моему мнению, больше важен не слух, а вкус. Но вкус соответствующий, специфический. Вот кому то, скажем, нравится розовый цвет, а
Конечно, эти оценки субъективны. Но я считаю, что если у музыкантов и звукорежиссера вкус хороший, то продукт их труда, а в нашем случае это звук, понравится практически всем слушателям. Разумеется, качество звучания в большей степени
Говорят, что хорошую игру очень трудно испортить, но если звукорежиссер «постарается», то может испортить даже самое хорошее выступление. Если он, грубо говоря, окажется «не из этой оперы». А так порой случается, когда за дело берутся не профессионалы.
Я считаю, что большая беда России в том, что у нас страна дилетантов. Начиная с самого верха. У нас даже правительство по каким принципам подбирается? По принципу лояльности, по
«Монстры» с блокнотами
— Ваша профессия больше творческая или техническая?
—
— Тридцать семь лет назад.
— И я до сих пор часто становлюсь, как я называю этот процесс, «за верстак».
— Так ведь и не просто так вас по городу называют «Батей». Это ведь лучше всего говорит о признании и авторитете.
— Я бы, может быть, и согласился с вашим высказыванием, если бы получил это прозвище уже в зрелом возрасте, скажем, лет десять назад. Но оно приклеилось ко мне еще в техникуме, это было очень давно. В армию я уходил уже Батей.
С понтами и без
— Бывает ли, что ваше мнение по настройке аппаратуры по качеству звука не совпадает с мнением музыкантов? Что делать в таких случаях?
— Настройка аппаратуры и качество звука больше зависит не от музыкантов, а от их соответствующих служб, от их звукорежиссеров. Сейчас разве что только
— Он не только с гитарой приезжает?
— Нет, конечно. Я хорошо знаю его звукорежиссера Романа Ивановского, очень серьезного профессионала. А это всегда чувствуется на концертах. Ведь зачастую артист находится в непростом положении. У него есть выбор между настоящим профессионалом и между почти случайным человеком, который дешево продает свою работу. Работа высокопрофессионального звукорежиссера стоит достаточно дорого. Я не знаю ни одного хорошего специалиста «с ушами» и с инженерными знаниями, который бы работал за копейки. Когда Церетели ваяет свои памятники, можно только догадываться, какими суммами исчисляются его гонорары, но, поверьте, есть свои «церетели» и у нас, в нашей сфере. Несколько человек я знаю. Я говорю, естественно, в масштабах России. Есть и в Смоленске ребята неплохие.
У меня есть мой помощник и партнер Дмитрий Сланов, мы с ним работаем уже несколько десятков лет. Так вот, мы для себя определили некую иерархию звукорежиссеров. Самый страшный вариант, когда человек неадекватен и при этом «на понтах». Самый хороший вариант, когда человек адекватен и без понтов. С такими людьми мы находим очень близкий контакт и продолжаем общение и в жизни. Как вы поняли, основных критериев два: профессиональная адекватность и понты. Соответственно, в зависимости от сочетания этих критериев, есть еще одна категория, с которой несложно работать. Эти люди не разбираются в предмете, но они и без понтов. Тебе начинают смотреть в рот, ловить каждое указание, и часто за счет этого удается вытянуть концерт.
Есть и особая, так сказать, каста. Глубоко знающие материальную часть звукорежиссеры и звукоинженеры, которые настолько же глубоко знают музыкальную часть. Условно говоря, могут сесть за рояль и сыграть Баха. Но таких людей
Музыка должна «вставлять»
— Как вы себя чувствуете, работая с признанными мастерами, скажем, в Москве, куда вас часто приглашают?
— Я абсолютно нормально себя чувствую. Может быть, вследствие возраста и опыта. Кроме того, звукорежиссеров всех, так называемых, «старых» музыкальных групп я знаю лично. И по стране в свое время мы покатались довольно много. Большой тур отработали, например, с хором Турецкого. Со Стасом Михайловым была серьезная работа в больших комплексах.
— Есть ли у вас
— Если говорить о конкретных персонажах, с кем бы я мечтал поработать, то, к сожалению, моя мечта не осуществима. Это Фредди Меркьюри. Такие музыканты рождаются, по моему мнению, один раз в тысячу лет. Еще, пожалуй, чисто профессионально мне было бы интересно поработать с АС/DC.
— Разный ли подход к озвучиванию, скажем, симфонического концерта и рокового?
— И то и другое должно «вставить». Музыка должна «вставлять». И симфоническая, и рок, и джаз. Наверное, это будет несколько
Честно скажу, мне очень редко нравится, скажем так, как звучит. Да, для всех все хорошо, все классно, но
— Удается ли вам во время концерта воспринимать музыку не как участнику действия, а отстранено, как рядовому зрителю?
— Если я работаю на концерте как звукорежиссер, то чтобы я отключился, абстрагировался, должно произойти
— Это все впереди.
— Может быть, но, пока есть еще к чему стремиться, — поработаем.
Город без «дров»
— Гастролеры чаще возят свое оборудование или используют местное?
— Если раньше иногда были разговоры, мол, в регионах «дрова» выставляют,
Когда исполнитель проводит большой гастрольный тур, то обычно гастролирует по всем городам со своим оборудованием. Причем оборудование на месте может быть и лучше, но на своей аппаратуре человек отработал уже двадцать площадок, он к ней привык. Если концерт не в рамках тура, то, как правило, обращаются к нам.
— Сейчас нет такого, когда неважное качество звука, можно было бы оправдать отсутствием в провинции оборудования необходимого класса?
— Сейчас регионы очень поднялись в этом смысле. Да и как можно жаловаться на «дрова», если все согласования технических райдеров проходят заранее.
— Фонограммщики сейчас остались?
— Может быть, сейчас открою небольшой секрет. Фонограмма фонограмме рознь. Сейчас часто используют многодорожечные фонограммы, которые заводятся в микшер. Там прописан и
— За смоленской
— Раньше, если помните, в восьмидесятые годы
Сейчас
Но и сейчас есть достойные, на мой взгляд, команды. «OUTBACK» — очень профессиональный коллектив Дмитрия Жлобницкого. «СКАзка» — крепкая интересная команда. Но такой массовости, как раньше, нет.
Все улетели в космос
— В Смоленске конкуренция не очень сильная?
— На этом рынке фактически конкуренции нет.
— Все у вас в руках?
— Кстати, вот о чем надо обязательно сказать — у нас очень плохо, с точки зрения звука, оборудованы наши стационарные культурные заведения.
— По области?
— И даже наши «монстры» — филармония, драмтеатр. Там
— А новый КВЦ имени Тенишевых?
— Дело в том, что при его строительстве изначально с точки зрения акустики никак не учитывалась возможность проведения концертов. Вылечить положение в определенной степени, наверное, можно, но это будет стоить так-и-
— Если говорить, например, о драмтеатре, на ваш взгляд, какой порядок сумм нужен на соответствующее достойное оборудование? Миллионы? Десятки миллионов?
— Десятки миллионов, если делать
— А если обратить внимание совсем на другую категория заведений, на рестораны, там вообще обращают внимание на такие вещи, как акустика, аппаратура, звук?
— Можете про рестораны написать прямо: «без слез не скажешь». Рестораны — особое место. Без сомнений, самое первое — кухня. Если не собираетесь делать хорошую кухню изначально — можете не открываться, никакие интерьеры не спасут. Но кухня еще не все. Вот пришел человек в ресторан, вкусно поел, программу посмотрел, танцы там, музыка. Но чтобы человеку захотелось прийти еще раз, ему должна понравиться атмосфера заведения. Атмосфера. Понравиться должна на бессознательном уровне. Гость даже может не отметить для себя, что конкретно его раздражает, не сможет объяснить, почему ему здесь не понравилось.
«БУхает» или «цЫкает»
— При работе на общественных мероприятиях, скажем, на праздниках, днях города может ли быть такое, что
— В этом большой плюс нашего города: нам доверяют и не лезут без надобности с указаниями и советами. А в других городах мне такие чудеса рассказывали. Приезжает, скажем, инструктор из отдела культуры и ползает по сцене с рулеткой, измеряет расстояние между мониторами, ругается, что по техзаданию сцена должна быль длиной 10 метров, а на самом деле 9,95 метра. Мол, вы выиграли тендер — обеспечьте выполнение. Человек, не понимающий ничего, начинает рассуждать о звуковых дисперсиях, диаграммах направленности и частотных характеристиках. Нашим местным руководителям надо отдать должное — они себе подобного никогда не позволяют. Но если бы были претензии, они бы сказали. Видимо, обе стороны пока все устраивает.
— Если говорить о звуковой технике для дома, что можете посоветовать?
— У меня много знакомых, которые покупают
-То есть эта гонка за сверхкачеством звука не имеет смысла?
— Она имеет свой смысл. У этих людей между собой идет вечное соревнование. Они ходят друг к другу в гости, слушают, оценивают. У тебя джаз звучит, а рок не звучит, а у тебя «цыкает», а у тебя зато «бУхает». Я им всегда говорю одну простую вещь. Всю эту музыку, которую вы слушаете, записывали