«Город уютный, интеллигентный…»
Олег Ермаков
Дневник наблюдений
Лучший отзыв о Смоленске мне довелось услышать лет десять назад из уст одного столичного редактора: «Это уютный, интеллигентный город»
Увы, редактор, коренная москвичка, никогда не бывала у нас и судила исключительно по
А что, подумалось, в самом деле, самый западный древний город…
Но быть ее провожатым в Смоленске я бы отказался. Ведь она могла попросить свернуть вон на ту улицу, уходящую вверх к башне. И пришлось бы идти мимо двухсотлетнего дома, тоже исторического памятника, жилого до сих пор, варварски запущенного, и мимо гигантской помойки позади этого дома. Как там ходят семинаристы? Священники? А что, если туда заедет патриарх? Ну, наверное, высоких гостей возят другой дорогой.
Редактор могла заглянуть и в другие места. В ту же башню Орел. В прошлом году там сгорела кровля и все перекрытия. Бревна рухнули внутрь. Алкаши набросали бутылок, банок, и так и стоит Орел большой урной. Да и вообще ходить вдоль этого самого живописного участка стены надо в сапогах или в ботинках на толстой подошве, которые в народе прозвали неблагозвучно, но точно. Травы вдоль стены загажены.
Сдается, что после прогулок по городу ее точка зрения изменилась бы.
Ну и ладно, скажет читатель, подумаешь, редактор. Пусть сидит в своей Москве.
Да, но вместо редактора здесь мог гулять инвестор, потенциальный, с обширными связями и возможностями.
Предлагаю каждому представить себя в этой роли.
Впрочем, нам доступно и просто сознание горожан.
В каком городе каждому из нас хотелось бы жить? Каким представляется идеальный город? Ответить на эти вопросы довольно легко, достаточно буквально нескольких эпитетов: чистый, красивый, удобный. Что еще? Да вот, безопасный.
Много труднее эти эпитеты претворить в жизнь. И причин тут множество. И не только материального характера. Свежий пример. К юбилею в Смоленске на улице Пржевальского выстроили культурный центр Тенишевых. Именитые художники сразу обозвали его «консервной банкой» и заявили, что здание не вписалось в облик этой улицы. Другим эта «консервная банка» нравится: здание компактно и наоборот очень удачно заняло заброшенную территорию. Задворки гостиницы превратились в лицевую сторону города. Когда попадаешь внутрь этого здания, не перестаешь удивляться сокрытому в нем обширному пространству. И этот центр — главное приобретение города, отпраздновавшего юбилей. Очень точно его название. В нем явлено торжество справедливости. Феномен Тенишевой просто не состоялся бы без участия князя, который был настоящим культурным делателем: писал книги, занимался исследованиями, открывал учебные заведения.
Вот — столкновение взглядов на «прекрасное». Новое создание удобно, чисто и как будто безопасно. Но красиво ли? Облицовка культурного центра со стороны драмтеатра и впрямь не самая лучшая: возникают ассоциации с кафельной плиткой на кухне или в ванной. Наверное, зеркальное стекло, как на фасаде, было бы уместнее и по всему зданию.
Ни одного доброго слова мне не доводилось слышать о другом смоленском «приобретении» — о набережной.
Набережную все дружно ругают. И поделом. Это весьма тяжеловесная архитектура
На этой набережной
Вообще памятники Смоленска вызывают вопросы.
Например, памятник космонавту Николаеву. Наверное, это событие надо представить в книгу рекордов: памятник возведен в честь улицы. Привлекательный уголок города попросту изуродован странным монументом и еще более корявой плитой с перечислением имен спонсоров. Кому это все пришло в голову? И почему в эту голову не пришла идея о памятнике Мурзакевичу, смоленскому радетелю, историку, священнику, или о памятнике всемирно известному фантасту Беляеву?
Зато этой голове понравилась идея установления монумента «солдату» напротив военкомата Промышленного района. То, что этот монумент — «солдат» только и можно понять из надписи. В решении об установке памятника городского Совета, подписанном председателем (тогда) Данилюком, сказано, что оно, решение, принято в соответствии с Уставом города, Положением об увековечении памяти выдающихся событий и личностей в городе Смоленске и в связи с празднованием
Из таких мелочей и складывается облик города, его «символические ресурсы»*.
Символические ресурсы Смоленска достаточно весомы.
Надеюсь, никому не надо доказывать, что символические ресурсы оказывают свое воздействие и на инвесторов в том числе.
Хотя, если заглянуть на официальный сайт города, можно в этом и усомниться. На сайте представлена фотогалерея с видами города. Похоже, администрация фотографировала впопыхах, не заботясь ни о резкости, ни о цвете
Но
Ну, о подземном переходе на площади и говорить нечего. Хорошую идеи и деньги буквально закопали. Лишний раз спускаться в это мрачное подземелье не хочется.
Применительно к Смоленску афоризм — «Каково общество, таков и город» — кажется лишенным всякого смысла.
По тому же Тенишевскому центру целесообразно было устроить общественную дискуссию. Ведь в архитектуре центра могли быть отражены и фленовские мотивы.
То же и с набережной. Вряд ли общественность высказалась бы за бетонные плиты, поставленные на попа. И тем более горожане не приветствуют рубку деревьев. Сентенция французов Делёза и Гваттари «Мы устали от дерева» — не про нас. Но кто же тогда в последнее время спиливает деревья? Чиновники и бизнесмены. Ведь именно чиновники и бизнесмены формируют современный облик города, а кто же еще?
Так что афоризм следует переделать на смоленский лад: «Каковы
…Конечно, хотелось бы, чтобы реплика московского редактора не вызывала удивления у смолян и гостей города. Как этого добиться? Градостроительная политика должна быть доступной и прозрачной. Мы вправе требовать, чтобы чиновники и бизнесмены объясняли нам, что и где и зачем они собираются делать в городе. Смоленск — не Замок Кафки, здесь живут не только чиновники. И это не личная вотчина
* Елена Трубина. Город в теории. Опыты осмысления пространства. Новое литературное обозрение, М., 2011