#4 (94)
11 марта 2014

Труд на сбыт

Валерий Лобанов

Экономика



Какие отрасли определяют экономику Смоленской области, почему быть индивидуальным предпринимателем невыгодно, как заманить крупного инвестора?

Последние пару месяцев местное телевидение буквально оккупировано рекламой смоленского авиационного завода, чей директор бодро рассказывает о потребности предприятия в семистах (!) сотрудниках. Это, пожалуй, единственный рекрутинг подобного масштаба на Смоленщине за многие годы. Хотя отсутствие серьезного кадрового спроса остальных игроков региональной экономики вовсе не означает их стагнации.

Смоленскую область традиционно относят к так называемым старопромышленным регионам, экономика которых создавалась в 60-70-х годах прошлого столетия. Насколько исчерпан ее старопромышленный потенциал, как чувствуют себя игроки крупного, среднего и малого бизнеса Смоленщины, какие бонусы может предложить власть инвесторам — об этом мы беседуем с Виктором Кожевниковым, начальником департамента Смоленской области по экономическому развитию.

Драйверы экономики

— Виктор Дмитриевич, начать нашу беседу хотелось бы с чего-то базового, например, с вопроса о том, какие отрасли экономики вносят наибольший вклад в формирование валового регионального продукта (ВРП)?

— Экономика Смоленской области, к счастью, достаточно разнообразна. У нас нет моноотрасли, которая определяла бы экономику в целом. Треть нашей экономики — это промышленность, сюда мы относим и энергетику (примерно 10 процентов) и обрабатывающую промышленность (примерно 20 процентов), есть и небольшая доля добывающих отраслей. Вторая по величине отрасль — оптовая и розничная торговля и услуги. На этот сектор приходится примерно 20 процентов экономики. Еще одна важнейшая отрасль — строительство (более 10 процентов). Сюда входит не только строительство жилищное, но и дорожное, промышленное. Нельзя забывать и о сельском хозяйстве — порядка 7 процентов ВРП. Это, скажем так, основные отрасли. Однако здесь необходимо понимать, что драйвером является промышленность.

— Почему именно она?

— Дело в том, что промышленность — та отрасль, которая экспортирует товары за пределы Смоленской области. Когда человек покупает товар, он, в первую очередь, платит зарплату людям, которые этот товар произвели. Вот и получается, что основным поставщиком средств в область является промышленность. И хотя она занимает порядка трети нашего ВРП, этот сектор реально развивает экономику области.

— Скажите, а в каком состоянии находится промышленность, вернее, сами предприятия? Нет ли среди них кризисных?

— Здесь, чтобы было понятно, начну с общего: среди видов деятельности, которые составляют промышленность, также сложно назвать ярко выраженного лидера, от кризиса которого вся промышленность страдала бы существенно. Например, пищевая промышленность — где-то идет снижение производства (прежде всего я говорю о производстве молочных изделий — падение в прошлом году примерно на 7 процентов), однако, с другой стороны, мы ожидаем в этом году прирост мясных изделий, например. Дело в том, что у нас реализуется инвестпроект по строительству мясоперерабатывающего завода в Сафоново, в Гагарине идет активное строительство Останкинского мясокомбината. Также в прошлом году наблюдалось падение по производству крепких спиртных напитков. Связано это было с антиалкогольными мерами, и тенденция по сокращению производства водки наблюдается, в принципе, во всей стране. Зато существенно у нас выросло производство пива, как старыми производителями, так и благодаря появлению нового завода в Кардымово. Иными словами, какие-то предприятия находятся в лучшем состоянии, какие-то в худшем.

— Ну вот, например, из тех, что в худшем состоянии — автоагрегатные заводы…

— Совершенно верно. Здесь ситуация достаточно сложная. В прошлом году, например, была сложная ситуация на вагоноремонтном заводе, были проблемы со сбытом продукции. Однако в этой же отрасли есть госзаказ на авиационном заводе. И мы очень надеемся, что в этом году он будет оказывать существенное влияние на показатели промышленности Смоленской области.

Стимулы к созданию добавленной стоимости

— Знаете, говорят: «маленькие детки — маленькие бедки», и наоборот. Что касается предприятий, можно ли говорить в том же ключе? Иными словами, проблемы малого бизнеса и большого предприятия схожи, или они совершенно разные?

— Понимаете, основная проблема любого предприятия — и промышленного, и непромышленного — это сбыт продукции. На крупном промышленном предприятии сложность состоит в том, что, в отличие от малого бизнеса, за ним стоит бОльшая ответственность. Согласитесь, если на предприятии работают полторы тысячи человек, например, и оно не может найти рынки сбыта продукции, это куда страшнее, чем если эти рынки сбыта не найдет предприятие с пятью работниками.

— А как вы относитесь к тому, что для бизнеса, то есть предприятий свободных и имеющих своего хозяина, государство оказывает финансовую помощь? И это достаточно большая практика. С чем это вообще связано, ведь, казалось бы, они и сами должны зарабатывать? И какие способы поддержки есть у нас?

— Постараюсь объяснить. На начинающие предприятия, или на те, которые реализуют крупные проекты, существует определенная финансовая нагрузка. Прибыли будут, но пойдут они потом, может через год, может через два. Тем не менее, платить налоги этому предприятию надо, проценты по кредиту платить надо. То есть бизнесмен сталкивается с ситуацией, когда затраты делать надо уже сейчас, а отдача будет еще когда-то. Во всем мире существует система льготного функционирования данных предприятий. У нас система одобренных инвестиционных проектов — это примерно то же самое. В прошлом году мы определили, что будем поддерживать проекты на сумму не менее 100 миллионов рублей, для малого и среднего бизнеса — не менее 50 миллионов. Это, прежде всего, проекты, которые связаны со строительством, с производством товаров. В части налогов мы даем льготы на срок окупаемости инвестпроекта, но не более 5 лет.

— Это же касается и малого бизнеса?

— С малым бизнесом ситуация немного иная. Здесь у нас, например, осталось прямое субсидирование. Ведь если мы будем субсидировать крупные предприятия, то вся нагрузка ляжет на областной бюджет, а этого мы, исходя из реалий сегодняшнего дня, позволить себе не можем. А вот в ситуации с малым бизнесом часть затрат берет на себя федеральный бюджет. В прошлом году мы получили на эти цели 200 миллионов рублей. При этом своих мы вложим 50 миллионов. То есть получается, на наш рубль дается 4 рубля федеральных. И в таких условиях мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы поддержать малый и средний бизнес. Причем не просто поддержать — мы стараемся стимулировать их инвестиционную активность, поддерживаем в основном тех, кто производит товары. Иными словами, стимулируем создание добавленной стоимости.

— Можно вообще сказать, сколько в прошлом году у нас появилось небольших предприятий, ведется такая статистика? Ведь много говорилось о том, что заниматься малым бизнесом становится невыгодно, мол, налоги большие…

— Здесь необходимо разделить понятия. Да, проблема налогов стояла. Но стояла не перед малыми предприятиями, а перед индивидуальными предпринимателями. Федеральным центром проводилась такая политика, и, вероятно, она и будет продолжаться. Например, формирование пенсионного фонда. Смысл в том, что нагрузка на работника должна быть равна, где бы он ни работал, на предприятии или в качестве индивидуального предпринимателя. То есть основной посыл был такой: если тридцать с лишним процентов платит отчислений в пенсионный фонд работник предприятия, то в случае с ИП-шниками получалось 14 процентов. То есть первый платит больше, и это не очень справедливо. И логика здесь ясна. Однако хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Произошел резкий скачок, что не очень хорошо, и протесты предпринимателей. У нас в Смоленской области порядка 6 тысяч предпринимателей закрылось, однако порядка 2,5 тысяч появилось новых ИП. И хотя баланс все-таки негативный, мы не ощутили этого, в налоговой сфере. А это значит, что подавляющее большинство закрывшихся предприятий — это или еле живые, или вовсе формально существующие предприятия. Сразу оговорюсь, я не могу сказать, что полностью поддерживаю то, что произошло. Получилось ведь по факту, что предприниматель вместо того, чтобы развивать свой бизнес, вынужден отдавать деньги на налоги. Для пенсионного фонда и вообще для бюджета — это понятная мера, но для предпринимательства, наверное, это скорее отрицательное явление.

— А что касается малых предприятий? Для них налоговые изменения не страшны?

— Нет, не страшны. Для них ничего существенного не произошло. Они работают стабильно, примерно в том же режиме, что и ранее.

Бонусы для инвесторов

— Еще одна важная тема — привлечение инвестиций. Сейчас об этом много говорится, много внимания вопросу привлечения в регион инвестиций уделяет и губернатор Алексей Островский. А вопрос вот в чем: назовите, пожалуйста, основные причины, по которым инвестор должен прийти в Смоленскую область.

— Самый главный наш бонус и преимущество — это географическое положение. С одной стороны, совсем рядом с нами Москва — огромный мегаполис и крупнейший рынок сбыта, с другой стороны, мы на границе. Кроме того, в радиусе 500 километров от Смоленской области проживает 68 миллионов человек — это немало. Кроме того, дорогами наша область связана и с Санкт-Петербургом, и с Москвой, и с зарубежными странами, и с портами. По территории нашей области проходит одна из лучших российских трасс М-1, железная дорога… Словом, расположение Смоленской области в этом отношении очень хорошее.

— А кроме географии нам есть что предложить?

— Конечно. Например, у нас есть избыток производства электроэнергии. Мы производим примерно в 4 раза больше, чем сами потребляем. То есть мы ее экспортируем. В принципе, при условии наличия инфраструктуры распределения электроэнергии мы ей обеспечены. У нас есть, пусть и небольшие, но все-таки природные ресурсы, есть древесина. Объем добычи древесины мы можем увеличить в три раза, причем сделать это довольно легко. Вообще, плюсов у нас довольно много, но логистика, конечно, для инвестора — основной и сверхважный.

— Смоленщину традиционно относят к старопромышленным регионам. На ваш взгляд, должна ли наша область оставаться таковой и дальше, и вообще, какова стратегия развития экономического развития нашего региона?

— Уже сам термин «старопромышленный регион» говорит о том, что промышленность, грубо говоря, сформировалась где-то в 60-70-х годах прошлого века. То есть существует на базе старых предприятий. Во-первых, предприятия эти модернизируются. И у нас есть такие примеры: тот же Osram, Аналитприбор. Сейчас мы видим всплеск активности авиационного завода. Поэтому сказать, что предприятия сформировались в прошлом веке и стоят на месте — нельзя. Вернусь к началу нашей беседы — какие-то предприятия в более сложной ситуации, какие-то чуть лучше. Если же сравнивать нас с какими-то регионами-лидерами, у нас есть определенные проблемы. В начале 2000-х они сумели привлечь крупных производителей и создать новые отрасли. У нас этого, к сожалению, не произошло. Сейчас мы вступили в фазу, как говорит нам минэкономики, медленного экономического роста. Тем не менее, инвестиционные ресурсы есть, и за них нужно бороться. Мы должны быть конкурентоспособными, даже в сравнении с передовыми регионами. Сегодня это, пожалуй, главная задача.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/094/04