#20 (110)
17 ноября 2014

Предметный разговор

Стася Разумная

Образование

Недавно стало ясно: ЕГЭ лишил детей способности писать. Нет, они пока еще способны держать ручку и выводить буквы, но вот умение изложить свои мысли на бумаге сменилось механическим навыком заполнения крестиков и галочек там, где от них этого требуют. Спохватившись, минобразования в этом году вводит новый экзамен — сочинение. Что он из себя представляет; какие еще нововведения ждут выпускников, выясняем у первого заместителя начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Николая Колпачкова.

— Николай Николаевич, тема ЕГЭ всегда вызывает множество споров, но мы уже смирились с тем, что в ближайшие годы от экзаменов, похоже, никуда не скрыться. Что выпускникам ждать в этом году? К чему готовиться? И как все это будет проходить?

— Прежде всего, в 2014–2015 году есть изменения как при проведении ЕГЭ, так и по подготовке или по выходу на экзаменационную сессию за курс среднего общего образования. Если говорить собственно о ЕГЭ, то мы уже точно знаем, что появляется два экзамена по математике. Первый экзамен (на базовом уровне) — для ребят, которые не собираются идти в технические вузы или туда, где есть профильный экзамен по математике (например, по экономике). И экзамен по математике на профильном уровне — для тех выпускников, которые решают связать свою жизнь либо с экономическими специальностями, либо с какими–то техническими.

Меняется экзамен по английскому языку. Вернее, не сам экзамен, а его третья часть, которую уже пробовали вводить в свое время — это устная часть по любому иностранному языку. Некоторое время назад от нее отказались, а теперь снова возвращаются. Однако сейчас к устной части можно не приступать, но тогда максимально возможный балл — это 80. Если выпускнику необходимо для поступления больше баллов, то он идет на устную часть, и тогда максимальное количество баллов, которое он может получить — это 100.

— Что касается математики, на базовом уровне тоже есть какое–то ограничение по баллам?

— Нет, количество баллов не ограничено. Уже по информации видно, что это базовый уровень.

— Получается, можно набрать 100 баллов?

— Не думаю, что по нему можно набрать 100 баллов: там отсутствуют те части «С», которые давали максимальные баллы, то есть по умолчанию можно получить более низкий балл. Здесь выпускник набирает достаточное количество для аттестата, но недостаточное для того, чтобы приняли эти результаты на конкурс по тем специальностям, о которых я сказал ранее.

По другим предметам изменения не столь значительны. Где–то уменьшается количество вопросов части «А», где–то увеличивается часть «С», но эти изменения не носят такого принципиального характера, как по математике и иностранным языкам. Еще одно серьезное нововведение: чтобы выйти на ЕГЭ, надо успешно написать сочинение либо изложение с творческим заданием.

Работа без оценки

— Этого раньше вообще не было.

— Да, это мы будем проводить впервые. 3–го декабря по всей стране (это первый срок проведения) выпускники, не имеющие каких–то ограничений по здоровью, идут сдавать сочинение. Выпускники с ограниченными возможностями по здоровью могут выбрать изложение с дополнительным творческим заданием. Естественно, для детей с ограниченными возможностями сохраняются приоритеты, которые были ранее: это увеличенный срок написания экзамена. Отмечу, сочинение можно написать трижды: в декабре, феврале и марте, при этом нужно получить зачет или незачет.

— Получается, что оценка за сочинение не ставится?

— Чтобы выйти на итоговую аттестацию, оценка не выставляется, но эти все сочинения либо изложения сканируются и помещаются в информационную базу. Вуз уже в правилах приема до 1 февраля определит, будет он оценивать сочинения или нет. Если выпускник подает в вуз документы, например, на журналистику или на какую–нибудь филологическую специальность, где умение писать сочинения достаточно принципиально, в этом случае приемная комиссия достает это сочинение из единой базы и дает за него какие–то баллы. Шкалу они уже сами устанавливают. Рекомендуется десятибалльная, но вуз может установить любую. Это регламентируется только правилами приема.

— Это сочинение будет касаться тем литературы и русского языка или же это будут темы общеполитические, моральные?

— Скажем так, тематика в принципе определена — это опора на литературные источники, но здесь появляется более широкий смысл, чем в тех работах, которые родители нынешних выпускников писали в свое время в школе. Тогда это действительно была литература. Здесь будет важна гражданская позиция, подкрепленная примерами из тех литературных источников, которые ребенок прочитал.

— Известно ли, будет это одна общая для всех тема или список тем?

— Это будет спектр тем. Пробные темы опубликованы на сайте министерства образования, на портале единого государственного экзамена. А темы для самого экзамена мы увидим только в день проведения. Они нам будут даваться по закрытым каналам связи.

— В каком режиме будет проходить сочинение?

— Это более близко к ЕГЭ. Тоже есть бланки. Но дети будут писать работы по своим школам, сочинения будут проверяться на муниципальном уровне. На региональном уровне мы их принципиально проверять не будем, потому что не имеет смысла, так как балла нет.

Чем жестче, тем лучше

— Насколько проблемно проходит ЕГЭ? Как обстоят в регионе дела со скандалами и апелляциями?

— Мы работаем в режиме ЕГЭ в разных форматах, сначала в пробном, потом и в более широком. Начинали с математики, перешли к русскому языку, добавили биологию, а с 2003 года перешли на все экзамены. В 2015 году уже будет двенадцатый сезон. За все это время апелляций на результаты накопилось достаточно. Иногда бывает, что и целыми классами пишут, сомневаясь, что их правильно оценили. В 2014 году были несколько судебных разбирательств, когда оспаривались те или иные действия членов государственной экзаменационной комиссии. Это был достаточно известный вопрос по удалению выпускника с телефоном. Судебное разбирательство тогда закончилось не в пользу государственной экзаменационной комиссии. Суд посчитал, что ребенку нужно дать возможность сдать повторно. И он сдал, получил аттестат. Школьник пересдавал за прошлый, 2013 год.

Был еще ряд судебных разбирательств, но, опять–таки, ни один суд не сказал, что процедура проведения ЕГЭ в Смоленской области была нарушена.

— Как вы считаете, видеонаблюдение, ужесточение проведения экзаменов — это правильный подход? Получается, чем жестче, тем лучше?

— Нет, главное — подготовить и сориентировать выпускника, потому что из практики те же камеры видеонаблюдения не сыграли никакой отрицательной психологической роли на поведение выпускников на экзамене. Согласно данным мониторинга и опроса, они их попросту не замечали. Выпускники были нацелены на результат. Кто будет уделять камерам внимание? Тот, у кого есть с собой запрещенные материалы, которыми нужно воспользоваться. Тогда он будет смотреть, видит ли его камера.

Хочется отметить, что камера видела все. Тридцать аудиторий были в режиме онлайн: за ними одновременно наблюдали и ситуационный центр минобразования, и рособрнадзор. Было много общественных наблюдателей, которые регистрировались в рособрнадзоре и из дома наблюдали. Если они считали, что что–то неправильно проходит в какой–то аудитории, они сразу делали отметку. Мы в течение суток по всем отметкам, которые были в регионе, должны были рассмотреть, что же там происходило и прийти к выводу, было нарушение или нет.

Где–то были замечания по «массовому хождению по аудитории». При детальном рассмотрении стало понятно, что один из выпускников выходил из аудитории по необходимости, в это время организатор входил в аудиторию с дополнительным бланком ответов. Естественно, наблюдателем это могло показаться как массовое хождение.

Однако каких–то серьезных проблем в регионе, к счастью, не было. Весной 2014 года рособрнадзор провел проверку и дал положительную оценку нашей деятельности, как органа исполнительной власти, а также органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Заповеди успешного выпускника

— Николай Николаевич, к вам наверняка обращаются знакомые, друзья с просьбой дать совет: как правильно готовиться. Или, например, что вы говорите выпускникам? Каковы основные заповеди успешной сдачи экзамена?

— Каждый год, ближе к проведению ЕГЭ, всегда задают такие вопросы. В первую очередь важны знания. Если есть знания, то есть уверенность в себе, психологическая уверенность в том, что ты справишься.

Второй совет — не волноваться. Бывают случаи, когда выпускник просто теряется на экзамене. Один из недавних судебных процессов был связан с тем, что выпускница растерялась на экзамене, не смогла собраться, хотя все предыдущие пробные и последующие ЕГЭ она написала достаточно хорошо.

Конечно, третье — это удача. Говорят, что ЕГЭ — это лотерея. В какой–то степени это правда. Если повезет, попадется тот вариант КИМов, который лучше знаешь. Но я всегда повторяю, что эту лотерею без знаний и без уверенности в себе невозможно сдать на 100 баллов.

Олимпийские преимущества

— Следующий вопрос, так или иначе связанный с ЕГЭ, — это олимпиады школьников. Есть ли сейчас какие–нибудь преференции для победителей олимпиад? Пользуются ли они популярностью?

— В новом законе об образовании исчезли преференции для медалистов, а для победителей и призеров олимпиад различного уровня, наоборот, расширились. Так, например, по профильному предмету олимпиады выпускник автоматически получает 100 баллов по итогам этого экзамена.

— Если он является победителем?

— Победителем или призером заключительного всероссийского этапа. Отдельные вузы в правилах приема закладывают дополнительные преференции для победителей областного этапа олимпиады школьников. Кроме того, целый ряд ведущих вузов страны (МГУ, РУДН и многие другие) проводят собственные олимпиады, итоги которых автоматически включаются в портфолио абитуриента и дают ему дополнительные бонусы или дополнительные баллы.

— Такая практика есть и в смоленских вузах. Например, «Надежда энергетики» в МЭИ.

— Также есть олимпиада СмолГУ. Она позволяет вузу привлечь к себе самых лучших выпускников. Это правильно с точки зрения и законодательства, и поддержки талантливых, одаренных детей. Кроме того, призеры федерального этапа олимпиады школьников и ряда других олимпиад получают в течение последующих лет в рамках приоритетного национально проекта «Образование» премию Президента за победу в размере 60 тысяч рублей. Есть список региональных мероприятий и конкурсов (не только олимпиад школьников), победители которых также получают премию регионального уровня за счет федеральных средств — около 30 тысяч рублей. В этом плане поддержка талантливой молодежи, конечно, есть, и она никоим образом не подменяет ЕГЭ. Она как бы дает возможность выпускнику по его профилю, по его направлению как–то себя подстраховать, получить дополнительные баллы при поступлении в вузы. Единственная олимпиада, которая не учитывается пока, к сожалению, при поступлении в вуз, это олимпиада школьников Союзного государства.

— Она совсем недавно проводилась в Смоленске?

— Да, она в Смоленске прошла в третий раз, по счету это уже 12–я олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая духовная общность». При этом в Республике Беларусь она учитывается при поступлении в белорусские вузы. К сожалению, пока на уровне российском она не вошла в число тех олимпиад, призеры и победители которых получают соответствующие бонусы. В этом году как регион–хозяин олимпиады мы выступали двумя командами: сводной командой Смоленской области и командой города Смоленска.

Традиционно, конечно, именно в этой олимпиаде призерами чаще всего становятся белорусс-кие команды: в этом году первое и третье место заняли команды города Минска. В первом случае это команда Белорусского государственного университета и во втором случае это сборная команда города Минска. Хотя отрадно, что в этом году наши российские регионы смогли вклиниться в тройку победителей: команда Воронежской области была второй. Город Смоленск занял 15–е место из 30–ти, однако в личном первенстве наши участники из команды города смогли получить два треть-их места. При этом у нас есть абсолютные победители в конкурсах чтецов и риторов. Очень приятно, что жюри их достаточно высоко отметило.

— Можно сказать, это разносторонняя олимпиада?

— Да, она охватывает русский язык, литературу и историю. Кроме того, в нашем случае она еще была связана с 70–летием победы в Великой Отечественной войне, соответственно с событиями, которые проходили и на территории России, и на территории Белоруссии.

— Вы тоже принимали участие в подготовке?

— Естественно, как принимающий регион.

— Участники и сопровождающие отметили безупречную организацию на базе университета. Эта олимпиада сопровождалась дополнительными мероприятиями, экскурсиями?

— Да, как и на любой другой олимпиаде Союзного государства или всероссийской. В 2014 году на базе СмолГУ прошли три всероссийских олимпиады. На 2015 год мы подали заявку на две олимпиады и уже получили предварительное согласие. При этом всегда участники отмечают достаточно высокий уровень проведения олимпиад в Смоленске и с удовольствием еще сюда возвращаются для участия в следующих олимпиадах. В этом году приехал один из руководителей региональных делегаций, который побывал на олимпиаде в Смоленске еще в 2004 году. Он до сих пор с большим удовольствием и теплом вспоминает саму олимпиаду не только по тому, как проходит первый, второй или третий тур, но и по тому, что происходило вокруг этой олимпиады: культурную программу, условия размещения и проживания, общение.

Немаловажно при любой олимпиаде, когда дети из различных регионов общаются, сплачиваются. На олимпиаде, которая недавно закончилась, мы тоже с удовлетворением видели, что российские и белорусские команды хорошо общались друг с другом, находили общий язык — это тоже важный момент олимпиады. Значит, укрепляются связи нашего Союзного государства.

Каждому ребенку — по месту

— Последний вопрос относится к совершенно другой стороне вашей деятельности: это детские сады. Какова ситуация с очередностью в дошкольные учреждения? Как известно, в некоторых районах вообще нет очередей. Это действительно так?

— Да, в 13 муниципалитетах нет очереди не только среди детей от 3 до 7 лет, но и вообще для всех желающих посещать детские сады.

— Это потому, что в муниципалитетах мало детей, или ситуация с детскими садами нормализовалась?

— Потому что есть места. С 2013 года достаточно активно строятся новые сады. Семь детских садов начинают выходить на этап сдачи: это Вязьма, Смоленск, Михновка, Красный, Рославль. До конца этого года они будут сданы. Еще шесть объектов запущены. Мы надеемся, что то поручение, которое есть в указе президента о ликвидации очереди для детей в возрасте от 3 до 5 лет, до конца 2015 года в области будет реализовано.

Можно сказать, что на сегодняшний день очередь в регионе небольшая: порядка 700 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Однако она все–таки меняется в сторону увеличения в силу того, что дети достигают трехлетнеговозраста и попадают в категорию нуждающихся.

В последние два года достаточно активно подключился частный бизнес к дошкольному образованию. Девять индивидуальных предпринимателей сначала просто открывали организации для присмотра и ухода за детьми, но с введением нового закона «Об образовании» они получили возможность пройти лицензирование. Три частных сада уже лицензию получили. Теперь у них есть возможность получить субсидию на реализацию программ дошкольного образования.

— То есть теперь можно поддерживать частные сады, субсидируя их?

— Да, причем есть две субсидии. Одна на возмещение расходов — она идет по линии департамента экономического развития (и это в рамках одной программы). Вторая, уже упомянутая — субсидия на получение дошкольного образования прописана в программе закона «Об образовании». И если учреждение, организация получило лицензию, оно имеет право получить деньги по такому же нормативу, по которому финансируются и другие дошкольные образовательные учреждения организации. Здесь отмечу, что это касается только образовательной программы — не ухода и не содержания детей.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/110/01