Кино будет
История смоленского кинематографа от «движущихся картинок» Дюрсена до заката «Кинообъединения» и реинкарнации «Смены»
Владислав Кононов
Культурный слой
Первое кино в Смоленске показали в 1901 году. Заезжий француз Дюрсен тогда устроил представление «движущегося парижского фото–синема–калейдо–театра» в переполненном зале смоленского Благородного собрания. Ныне это старое здание облсовпрофа, расположенное на улице Ленина. Показывали те же самые картины, что и шестью годами ранее на бульваре Капуцинов: несколько короткометражных фильмов, в том числе и знаменитый паровоз, надвигавшийся из глубины зала на зрителей. Успех зрелища был таков, что Дюрсена пригласили вскоре в Смоленск и во второй раз.
Два года спустя в саду «Эрмитаж» (находился там, где теперь новое здание облсовпрофа) начались летние показы «американского биоскопа». О репертуаре столетней давности сегодня можно судить только по названиям лент: «Прибытие французского президента Лубэ в Петербург», «Бой быков в Мадриде», семейная драма «Пагубные последствия от пьянства» и прочие «волшебные сказки». Поймав неиссякаемую коммерческую жилку, Смоленск стали по нескольку раз в году навещать всевозможные «вивантографы», «театры Эдиссона», «синематографы Патэ» и «кинематофизиоскопы».
Регулярный и круглогодичный показ кинофильмов начался в 1908 году в открывшемся Народном доме. Это был прообраз современных домов культуры, и находился он на Большой Свирской улице (ныне ул. Б.Краснофлотская, д.21). По аналогии с благородными и офицерскими собраниями, Народный дом представлял собой своеобразный «клуб по интересам». Входящих в него людей объединяла принадлежность к определенному сословию.
Народный дом стал первым очагом культуры для беднейших слоев городского населения. В этом учреждении, помимо показа кино, совмещались читальня и чайная, здесь проводились торжественные вечера, ставились любительские спектакли, выступали артисты и фокусники. По мнению устроителей клуба, каждый небогатый горожанин должен был дорожить доступом в народный дом и понимать его высокое значение «в отличие от разных балаганов и грубых увеселений, где его стараются всякими способами завлечь, грубо позабавить и побольше получить с него денег».
После 1908 года кинотеатры в губернском центре стали расти как грибы: «Пате де Пари», «Бови», «Ампир», «Палас», «Модерн» — такие вывески на французский лад украшали Смоленск незадолго до Первой мировой войны. Лишь в 1916 году в саду «Эрмитаж» в специально выстроенном одноэтажном здании открылся кинотеатр с более привычным слуху названием «Художественный».
На первые показы фильмов в закрытых помещениях смоляне ходили с большим воодушевлением и с опаской. Ведь газеты того времени то и дело сообщали о пожарах, вызванных воспламенением кинолент от накала вольтовой дуги. Некоторые владельцы кинотеатров даже прибегали к нехитрым рекламным трюкам, как, например, некто Евстафьев, собственник кинотеатра «Бови». В 1912 году он через газету обращался к смолянам: мол, в его кинотеатре «будка самая безопасная», потому как «вся лента сгореть не может: только три вершка подвержены огню, а остальное защищено аппаратом МАЛЕ».
Впрочем, тяга к синематографу и без такой рекламы оказывалась сильней, тем более что на экранах стали появляться игровые фильмы–боевики и сентиментальные мелодрамы: «Искорки пожара», «Ямщик, не гони лошадей» и, очевидно, продолжение «Ямщик, погоняй лошадей». Особым успехом у зрителей пользовались ленты «парижского жанра», рекламные афиши которых предупреждали: «только для взрослых». Демонстрация фильмов сопровождалась игрой пианистов–таперов, исполнявших польки, вальсы, романсы и свободные импровизации в унисон с происходившим на экране.
Кинематограф использовался в дореволюционном Смоленске и в учебных целях. В 1916 году преподаватель географии Унтилов по воскресеньям показывал ученикам Смоленской общественной гимназии географические и естественно–исторические кинокартины с использованием передвижного проекционного киноаппарата и небольшого запаса узкопленочных фильмов. Активно же кинематограф в целях «культурного и политического воспитания» стал использоваться после 1917 года — разумеется, не только в Смоленске.
Важнейшее из искусств
Знаменитая фраза основателя советского государства «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях народного комиссара просвещения Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в одном из писем три года спустя. В контексте той беседы Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа и отмечал необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными». Особо указывал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркивал необходимость цензуры: «ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места». В окончание беседы он сказал: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кстати, многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Не было так. Луначарский об этом не писал, а, стало быть, и Ленин не говорил.
Как рассказала советская энциклопедия, «за годы, прошедшие с момента появления первых выпусков революционной кинохроники, советская кинематография совершила поистине славный путь». Шагать вместе со всей страной по этому славному пути смоляне могли в новых кинотеатрах — стационарных и передвижных, предназначавшихся для показа кино в разных уголках региона. Уже в январе 1919 года в городе появился первый детский кинотеатр — его открыли в здании бывшего кинотеатра «Модерн», находившегося на нынешней Колхозной площади. В ноябре 1931 года в Смоленске состоялось знаковое событие: в еще тогда не переименованном кинотеатре «Палас» (находился у подножия Соборной горы) был показан первый звуковой фильм.
Год спустя был открыт самый крупный кинотеатр, называвшийся «Пятнадцатый». Так его назвали в честь 15–летия событий 1917 года, а разместился он в здании бывшей синагоги на улице Коммунистической (тогда — Социалистической). Этому перевоплощению предшествовала мощная газетно–пропагандистская кампания под названием: «Вместо синагоги — клуб 1 мая».
Самым крупным кинотеатром в послевоенное время в Смоленске оставался «Октябрь» на площади Смирнова. Его строительство началось еще в 1938 году, но торжественное открытие состоялось лишь 7 ноября 1947–го. Два зала изначально были рассчитаны на тысячу телезрителей. Почти одновременно на улице Кашена был построен кинотеатр «Красный партизан» на триста мест, получивший свое название в память о погибших в годы войны партизанах.
Неподалеку от «Октября» расположен кинотеатр «Смена». Изначально он задумывался как детский — помимо соответствующего репертуара в его фойе проводились утренники и пионерские сборы. Долгое время он также являлся «кинотеатром повторного фильма» — в «Смене» показывали то, что выходило из проката в «Октябре». К 1100–летию первого летописного упоминания Смоленска на пересечении улиц Николаева и Багратиона появился еще один новый кинотеатр — «Юбилейный». Наконец, летом 1969 года в городе открылся кинотеатр «Современник». После ремонта и полного технического переоборудования в 2003 году он остается одним из самых посещаемых благодаря грамотному менеджменту и удачному месторасположению. Пользуясь случаем, поздравим всех нас с его сорокапятилетием.
Помимо кинотеатров, находившихся в центре Смоленска, в советское время существовало несколько окраинных: как, например, «Малютка» на улице Попова, «Локомотив» в Колодне, «Красный Бор» и т.д. Кроме того, в летний период в различных частях Смоленска работали шесть киноплощадок. Демонстрировались фильмы и в клубах, домах и дворцах культуры.
Кино будет
Существовавшая в советское время система кинопроката начала давать сбои сразу же после распада Советского Союза. Сначала удар нанесла «видеомагнитофонизация» населения вкупе с низкопробной продукцией — боевиками и прочими фильмами, высмеянными еще в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Кинофонды перестали пополняться, желающих приходить в кинотеатры на старые фильмы становилось все меньше, изнашивалось оборудование. Кинотеатры стали закрываться, и успех «Современника» — скорее исключение, чем правило. Централизованная система кинопроката, существовавшая в Смоленске с 1930–х годов и занимавшаяся комплектованием кинокартин и составлению планов на их прокат на территории области не могла выдержать конкуренции с частным прокатом. Естественный процесс завершился упразднением структуры под названием «Кинообъединение» в прошлом году. Любые попытки реанимировать то, чем оно занималось, обречены на провал, ведь единственный способ завлечь сегодня зрителя в кинозал — это предложить ему качественный продукт, а бизнес давно и успешно справляется с прокатом и открытием новых кинотеатров. Причем конкуренция в этом секторе остается высокой, и пример закрывшегося кинотеатра «Россия–премьер» — тому свидетельство.
При этом государство не самоустранилось, помогая кинематографу (который перестал быть государственным), но теперь — на стадии производства качественного отечественного кино. Поддержкой социально значимого, авторского, дебютного кино, а также анимации и детского кино занимается минкультуры, и как раз сейчас идет реформирование финансирования производства кинолент. «Теперь субсидии выделяются на конкретные проекты, при этом учитывается целый ряд критериев, основным из них является история успеха», — заявил министр культуры Владимир Мединский на одной из пресс–конференций.
Одной из картин, созданных по такому принципу, является вышедший в прошлом году «Сталинград» Федора Бондарчука или «Батальон смерти» Игоря Угольникова, который выйдет в прокат в начале следующего года. Такие фильмы обречены на успех, и именно они определяют суть и вектор современной эпохи развития отечественного кинематографа. В общем, кино — не цирк. А, главное, кино будет.