#16 (106)
22 сентября 2014

Социализм Окуневой

Александра Омаль

Власть

Ольга Окунева пришла в администрацию Островского на должность вице–губернатора по социальной политике в начале 2014 года. «Еще одна кадровая неожиданность случилась аккурат перед новогодними праздниками, — писали мы в первом январском номере, подводя итоги 2013 года. — Главный федеральный инспектор Ольга Окунева ушла со своей высокой федеральной должности в областную администрацию. В то время как эксперты гадали, пойдет ли «на повышение» Юлия Новикова или у нас появится новый зам «из Москвы», на пост вице–губернатора по социальной политике была назначена Ольга Окунева… Такого хода от губернатора вряд ли кто ожидал». В первом после назначения интервью журналу «О чем говорит Смоленск» мы беседуем о ключевых направлениях развития социальной сферы Смоленщины и новациях в ней.

«Задача Островского»

— Ольга Владимировна, некоторые называют должность «социального» вице–губернатора чуть ли не «расстрельной». Однако в вашем случае все, похоже, с точностью до наоборот: на заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 70–летия Победы губернатор Алексей Островский высоко оценил работу социальной сферы…

— Я благодарна Алексею Владимировичу за то, что он отметил работу социального блока. Данное направление работы — самое чувствительное для населения, и если здесь что–то дает сбой, это сразу ощущает на себе большое количество смолян и, конечно, это сразу становится известно главе региона, поскольку вопросы социальной политики у него всегда на контроле: именно губернатор задает вектор, направление, ставит стратегические задачи. Социальная сфера достаточно «богата» — это ведь не только социальная защита населения, но и образование, и здравоохранение, и демография. И по каждому направлению есть своя стратегия развития.

Мы рады наступлению 1сентября; рады, что все школы Смоленской области открылись для детишек и подростков; рады, что более девяти тысяч первоклассников впервые переступили в этом году школьный порог. Есть успехи в сфере здравоохранения: закуплено новое высокотехнологическое оборудование, активно ведется подготовка специалистов, способных работать на таком оборудовании. Реализуются мероприятия по выполнению президентских указов в сфере демографической политики. Новая задача связана с реализацией федерального закона «О социальной защите граждан», который вступает в силу 1 января 2015 года.

Как видите, задач много, и все они важны для смолян. Не должно быть ни одного человека, который чувствовал бы, что его проблема осталась без внимания — такую задачу ставит перед нами губернатор Островский.

— Чего коснется новый закон «О социальной защите граждан»?

— Закон требует от региона очень большой нормотворческой подготовки, под его реализацию принимается более сорока нормативно–правовых актов и законов Смоленской области. Здесь мы работаем с тесной связке с депутатами областной Думы, стараясь учесть все требования федерального законодательства. В итоге мы получим исчерпывающий список социальных услуг, перечень учреждений и организаций, оказывающих эти услуги, а также реестры получателей услуг. Ну и, конечно, большее количество граждан получит возможность получать социальные услуги бесплатно.

Не запрещенные приемы

— Вы часто проводите встречи с населением, и не только в кабинете, но по всей Смоленской области. Какие главные темы озвучивают люди?

— Как правило, я провожу два приема в месяц, один из них обязательно на выезде. На последнем приеме, например, было больше десяти граждан, и вопросы были очень разные: от консультирования по некоторым темам до просьбы в оказании помощи в лечении и уточнении возможности лекарственного обеспечения препаратами.

Многие вопросы на встречах с жителями непосредственно не связаны с моими компетенциями: будь то, скажем, поддержка в издании детского журнала или расчеты пенсий и тарифов на электроэнергию. Нередко консультируются по различным видам помощи: правильно ли произведены те или иные платежи. В подобных ситуациях мы отвечаем устно, в ходе беседы, или позже, в письменной форме.

Обращаются инвалиды с вопросами создания для них доступной среды. Кстати говоря, необходимо отметить, что доступная среда у нас создается, есть соответствующая региональная программа, и очень радует, когда люди, ранее по ограничению здоровья вынужденные сидеть дома, теперь ходят по одним улицам с нами, участвуют вместе с нами в различных мероприятиях.

— Как вы поступаете, если человек задает вопрос, совершенно не связанный с социальной сферой?

— Я веду прием не только как вице–губернатор по социальной политике, но и как представитель администрации Смоленской области. Любое заявление мы принимаем, регистрируем, и далее оно находится на контроле вплоть до получения ответа заявителем. Конечно, вопросы бывают разные по содержанию, иногда ты заведомо понимаешь, что не в силах помочь этому человеку, потому что российское законодательство совершенно, увы, не во всех вопросах. И в таком случае стараешься это откровенно человеку объяснить, рассказать о существующих возможностях и правах, а не гонять его по инстанциям. Иногда, знаете, удобно быть таким добреньким: ответил на все вопросы, человек и ушел довольный. Но проблема–то остается, и это нечестно по отношению к гражданину. Поэтому все–таки лучше откровенно доносить до людей существующие реалии.

Беженцы поневоле

— В последнее время круг социальных вопросов расширился в связи с российской поддержкой вынужденных переселенцев их Украины. Какова сегодня ситуация по их обеспечению жильем и работой на территории Смоленской области?

— Я вхожу в состав соответствующей рабочей группы, возглавляет которую заместитель губернатора Смоленской области — руководитель аппарата администрации Лев Васильевич Платонов. Мы исполняем правительственное постановление, согласно которому российское государство оказывает гуманитарную помощь жителям Украины, оказавшимся в зоне военных действий и прибывшим на территорию России. Федеральный бюджет предусматривает возмещение всех расходов, которые производятся в том или ином регионе на проживание граждан в пунктах временного размещения. Есть также договоры с миграционной службой, они возмещают нам расходы по проведению медосмотров вынужденных переселенцев. Таким образом мы не ведем никаких трат из регионального бюджета (либо нам их по соглашению возмещают из федерального бюджета). Ситуацию на месте стараюсь отслеживать лично: несколько дней назад вновь была на одном из пунктов временного размещения, разговаривала с такими же людьми, славянами, что и мы, только оказавшимися в тяжелейшей ситуации. Многие находятся в состоянии стресса, тревоги за себя и свою семью. Одна молодая мама с грудным ребенком на руках подошла ко мне, спросила, может ли она стать на учет в каком–нибудь смоленском медучреждении, поскольку думает остаться жить в России. И таких вопросов задается немало. Мы всех консультируем, на места выезжают мобильные пункты службы занятости, предлагают вынужденным переселенцам вакантные рабочие места. Вообще, смоляне — люди очень добрые, воспитанные подвигом своих отцов и дедов в Великой Отечественной войне, и многие помогают переселенцам гуманитарной помощью, приносят овощи с дачных участков, стараются поддержать хоть чем–то. Помогают собирать первоклашек в школу: приносят портфели, канцелярские принадлежности. Спасибо всем, кто помогает материально и морально, очень важно разделить горечь утраты, если в результате боевых действий на Украине семья потеряла кого–то из близких.

— Как вы полагаете, большинство приехавших вернется спустя некоторое время обратно или останется на Смоленщине?

— Вся официальная статистика есть у миграционной службы: ведется учет тех, кто написал заявление и желает стать участником программы добровольного переселения соотечественников, тех, кто уже получил разрешение на работу в России (а таких почти тысяча человек). Многие, думаю, останутся, но право выбора все же за каждым человеком.

Патриотизм в законе

— Стартовал новый учебный год, в его преддверии прошел масштабный форум смоленских педагогов. Какие проблемы в сфере образования поднимаются чаще остальных?

— В целом педагоги всегда ставят задачи, связанные с доступностью образования и качеством обучения. Задачи сложные, но творческие. В каждой из сфер образования — дошкольной, внешкольной, школьной, средне специальной, высшей — задачи различны. Приятно, что в этом году до начала педагогического форума профильный департамент образования предложил новую форму обсуждения насущных проблем: на базе муниципалитетов и конкретных учреждений образования прошли «круглые» столы, в ходе работы которых педагоги откровенно обсуждали действия новых программ, стандарты, обеспеченность учебниками и иные вопросы.

Мы уже говорили про новый федеральный закон «Об образовании», в сентябре прошлого года вступили в силу его отдельные части, и сегодня можно анализировать первые итоги работы наших образовательных организаций по новому законодательству. А буквально на днях состоялось обсуждение создания межведомственной комиссии по реорганизации сети учреждений образования для детей–сирот (сегодня они есть и в системе здравоохранения, и в системе социальной защиты).

В части исполнения президентских указов по заработной плате педагогов должна сказать, что, исполняя их, мы рассчитываем на адекватную отдачу со стороны педагогического сообщества. Когда приходит ребенок в школу или подросток в вуз, он рассчитывает на получение определенных знаний…

— Это критика?

— Нет, скорее наоборот. В текущем году двести шестьдесят ребят, сдававших экзамены в одиннадцатом классе, получили золотые медали; да и результаты ЕГЭ в целом тоже говорят о том, что образование у нас на достаточно высоком уровне, поэтому смоленские педагоги достойны не критики, а слов благодарности за труд и терпение. Особенно стоит отметить ветеранов педагогического труда, а также молодых педагогов. Кстати говоря, всегда, посещая ту или иную школу, я интересуюсь у директора, сколько молодых педагогов работает у него в штате.

— И что скажете по наблюдениям: насколько активно молодежь идет в сферу начального и среднего образования?

— Знаете, идет. 1 сентября я была на линейке в сельской школе в Кощино (Смоленский район), и очень порадовало, что коллектив молодой, что бывшие ученики приходят в свою же родную школу уже в статусе преподавателей. Радует, что модернизация образования, оснащение кабинетов, повышение заработной платы — все это способствует возвращению учителей в школьные классы.

— В этом году знаменитый педагогический отряд «Крылатый» отметил свое двадцатипятилетие; Смоленская областная Дума говорит о необходимости разработки регионального закона о патриотическом воспитании молодежи — одни уже воспитывают, вторые пытаются «заковать» эту работу в норму закона. А что конкретно вы, чиновники, хотите от молодежи?

— Действительно, прошедшие юбилейные сборы — это результат целой системы, которую выстроил Николай Петрович Сенченков с педагогическим отрядом, она пользуется большим спросом у молодежи. Это не отдых, а огромная работа: узнать и использовать новые педагогические формы, перенеся их затем в свои районные школы. Это одна из немногих возможностей, когда можно обучить современным методам работы школьный молодежный актив, когда молодые ребята могут проявить свои лидерские качества, сплотить вокруг себя молодежь для реализации волонтерских или школьных проектов. «Крылатый» развивает в молодых людях таланты.

Депутаты Смоленской областной Думы предложили разработку проекта закона о патриотическом воспитании, однако еще ранее губернатор Островский принял постановление, согласно которому создан региональный совет по патриотическому воспитанию. В его составе есть представители Думы, немало общественников, и совет уже ведет работу. А перед тем, как требовать что–то от молодежи, мы, наверное, должны тоже что–то дать ей, что–то вложить. Дать воспитание на примере наших отцов и дедов… Иногда на детских или молодежных праздниках мы радуемся успехам, думаем, что все происходит само собой. Но сами по себе растут лишь сорняки. Чтобы выросло что–то хорошее, нужно вкладывать, создавать. Поэтому выход один — как можно больше внимания уделять молодежным организациям. Алексей Владимирович Островский постоянно обращает мое внимание на молодежную тематику, мы видим и существующие недостатки этой работы. Нужно быть вместе с ними, чувствовать их потребности и помогать.

Персональная демография

— В начале беседы вы упомянули про демографическую политику как одну из составляющих социального развития Смоленской области. Какие процессы происходят в ней сегодня?

— Нельзя сказать, что демографическая ситуация в Смоленской области критическая. Несмотря на то, что женщин фертильного (репродуктивного) возраста стало меньше, количество рождений детей выше, чем в прошлом году. На треть уменьшилась младенческая смертность благодаря трудам наших медиков. Мы благодарны женщинам, которые принимают решение в пользу своей беременности и не делают аборты — в прошлом году зафиксировано на шесть тысяч абортов меньше (по сравнению с 2012 годом); благодарны совместной работой со Смоленской епархией по реализации проекта по поддержке женщин «Дом для мамы» для молодых матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Демографическая ситуация зависит, в общем–то, от каждой семьи, и во многом это перекликается с предыдущим вопросом по теме работы с молодежью. Мы как власть ставим перед собой задачу: помочь молодым людям решить их проблемы, чтобы они как можно раньше, не в гражданском браке, а в зарегистрированном, приняли решение о рождении ребенка. Хорошо, когда это происходит в студенческом возрасте. Если первого ребенка семья рожает к двадцати трем годам, то к тридцати у нее вполне может появиться второй… Так вот, задача власти состоит в том, чтобы обеспечить детей из этой семьи местами в детских дошкольных учреждениях, дать маме после выхода из декрета возможность бесплатно повысить свою квалификацию, получить дополнительное образование. (Уже сегодня СмолГУ участвует в федеральном эксперименте подготовки к сдаче ЕГЭ молодых матерей в возрасте до двадцати трех лет, не имеющих высшего образования.) Такими конкретными шагами для определенных категорий граждан мы в целом заботимся о смолянах и демографической ситуации. Несовершеннолетние девочки проходят диспансерное наблюдение, и, начиная с этого возраста, медики оценивают, к какой группе здоровья относится будущая мама. Если выявлены подозрения на нарушения каких–то функций организма, лечение начинается с подросткового возраста. Впрочем, диспансеризация касается не только женской части общества: с начала текущего года осмотрены почти 136 тысяч человек.

Льгота на здоровье

— Еще один из вопросов социальной сферы, звучащий постоянно, касается обеспечения жителей лекарствами по льготным рецептам. Есть ли сегодня какие–то основания для беспокойства?

— Для определенной категории граждан очень важно поддерживать здоровье, и если человек заболел, необходимо, чтобы его вовремя пролечили. В Смоленской области живет большое количество граждан, имеющих льготы на получение лекарственных средств. Профильным департаментом здравоохранения создана сеть аптечных учреждений по всем районам области. Сорок восемь аптек обеспечивают реализацию льготных лекарств. Для онкобольных организована служба доставки по заявлениям.

Проблемы обеспечения смолян лекарствами по льготным рецептам нет, все препараты закуплены, более того, мы уже собираем заявки на первое полугодие 2015 года, чтобы к концу года текущего быть уверенными, что в январе не будет никаких сбоев.

В этом году на приобретение лекарственных препаратов уже направлено 476 миллионов рублей, чтобы обеспечить нужды почти сорока тысяч смолян. Государство выделяет на одного льготника около 900 рублей в год, вместе с тем на нужды тринадцати тысяч федеральных льготников в этом году выписано более двухсот тысяч рецептов на общую сумму 190 миллионов рублей. То есть фактически смоленский федеральный льготник в среднем получает лекарств на 2 тысячи рублей в месяц.

Иногда возникают сложные ситуации, если необходимого лекарственного препарата нет в перечне. Распоряжением губернатора создан совет по лекарственному обеспечению, который детально рассматривает все документы по каждому конкретному случаю, изучает заключения медицинских комиссий, направляет человека на медобследование и далее, если диагноз подтверждается, выделяет средства на приобретение дорогостоящих лекарств. (Иногда стоимость лечения одного человека в год может превышать двадцать миллионов рублей.) Это очень дорого, но здоровье человека дороже всего.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/106/02