Две женщины, или Несерьезный взгляд на серьезный кинематограф
Анна Дюндик, Ирина Столбова
Фестиваль
Дорогие читатели, мы просим вас снисходительно и с юмором отнестись к нашим диалогам о кино. Мы не критики, мы простые зрители, часто восторженные, порой искушенные. Но мы готовы честно и даже аргументированно рассказать вам о том, какое кино нам понравилось, а какое не очень. Но главное: мы хотим, чтобы «Золотой Феникс» снова расправил крылья. Это основная мысль текста, и она не должна затеряться в нашей туманной рецензии
И.С.:
— Вот как бывает: приходишь ты, значит, в новый ресторан. Тебя встречает седой усатый метрдотель, по шикарному залу снуют вышколенные официанты, сервируя столы. Праздник отражается на каждом лице, торжеством веет из каждого угла. Но вот проходит год, потом еще год, и приятное заведение превращается в столовую общественного питания. Нечто подобное может произойти с любым проектом, в том числе, с любимым нами кинофестивалем «Золотой Феникс». И опасная тенденция уже налицо. Дело не в том, кто приехал и какое кино привезли. Дело в самом отношении звездных гостей. Вот помнишь, в 2011-м году на фестивале показывали фильм «Елена». Его представлял сам режиссер — Андрей Звягинцев, неоднократный призер Каннского фестиваля. Я помню, что фильм потряс до глубины души, а после показа Звягинцев вышел на сцену, и люди с ним до часу ночи обсуждали кино. Он никуда не спешил. Ему нравилось общаться, говорить о Достоевском, о смысле жизни вообще. Вот отношение к фестивалю и его публике. А теперь вспомни, сколько времени общению со зрителями уделила обладатель гран–при седьмого «Золотого Феникса» Вера Глаголева. Десять минут. И все, звезда торопится. Но все равно ей спасибо — она все-таки лично приехала. В большинстве случаев сейчас все чаще и чаще фильмы представляют директоры, продюсеры… А режиссеры где, ну или актеры?
А.Д.:
— Режиссеры люди занятые. Опять же, не все из них находят удовольствие в личном общении с публикой или даже прессой. К моему огромному сожалению. Помнишь, как в той остроумной песенке «Умки и броневичка»: «Чем смешней артисту в одиночку / Тем для современника печальней». Я знаю, о чем говорю — один из предыдущих фестивалей открыл для меня режиссера Андрея Смирнова, это исключительного ума и характера человек! После его пресс–конференции я пересмотрела свой взгляд на эпоху. И только сейчас понимаю, что этой встречи могло бы не быть, Смирнов мог бы не приехать, мог бы отказаться общаться. Нечто подобное говорил наш с тобой коллега Юрий Семченков, его открытие, случившееся благодаря фестивалю — режиссер фильма «Майор» Юрий Быков. И еще много кто для много кого. Изучая фестивальное кино вообще важно видеть и чувствовать, кто его делал.
И.С.:
— Действительно, иногда кино не производит такого впечатления, какое способна произвести личность автора. Истинное удовольствие послушать человека, который столько снимался, столько видел, столько перевоплощался. И то, что такой человек говорит, нужно слушать, открыв глаза, уши и сердце. Так что отдельное огромнейшее спасибо хочется сказать организаторам нашего фестиваля за творческие вечера. Мне даже в чем–то кажется, что личности, которые приезжают на фестиваль, сильнее фильмов, которые нам показывают. Настолько эти личности неординарны и талантливы. Вот, например, композитор Максим Дунаевский. Это же человек–праздник! Я понимаю, почему он семь раз был женат. В него невозможно не влюбиться! Или актер Валерий Гаркалин. Насколько глубокий, тонко чувствующий, прекрасный человек, способный заставить переживать какое-то незнакомое прежде чувство. Прекрасное чувство.
А.Д.:
— Конечно, «Золотой Феникс» это праздник для каждого, кто любит кино. И даже тот факт, что нынешний фестиваль скукожился по времени до пяти неполных дней, впечатления почти не испортил. Главное, что на фестивале были фильмы–события. Таковым считаю «Двух женщин» Веры Глаголевой.
И.С.:
— За двумя женщинами погонишься, ни одну не поймаешь… Фильм очень красивый и очень «женский», на мой взгляд. Я сразу подумала, что мужчинам он не понравится. Потому что это фильм про тонкую грань между дружбой и враждой из-за возникшей любви; грань, которую каждая женщина перешагнет, а мужчина, может быть, и никогда не заметит. Именно так, как показала Глаголева, и раздираются женские сердца. И все кино чудесным образом выстроилось, чтобы показать эту грань.
А.Д.:
— Мне в этом фильме было интересно совсем другое. Я смотрела, с какой страстью наш высший актерский свет скучает по тургеневским пасторалям. С какой любовью показано барское лето в деревне! Как хочется не деньги зарабатывать, а томными взглядами глядеть друг на друга под неусыпной заботой прислуги! Как говорится, можно вывести девушку из деревни, но деревню из девушки никогда. Тем более, если девушке в деревне было хорошо… А деревню в России всегда любили одну и ту же, такую, как ее изобразил месье Тургенев, живший большей частью в Италии, и грех ее не любить.
И.С.:
— А что здесь такого? После фильма Глаголевой я и сама затосковала по барскому прошлому, которого у меня, может, и не было никогда… Режиссер нашла прекрасную натуру — село Новоспасское, которое просто создано для тургеневских историй. А уж как сыграл английский актер Ральф Файнс — это надо просто видеть. Одними бровями выразил весь спектр эмоций! И актриса, сыгравшая Верочку, Анна Леванова стала открытием этого фестиваля. Я считаю, она задала нужную эмоцию этому фильму. Который, если честно, в начале был прескучнейшим. Но ради сцены, где Леванова говорит: «Я тоже женщина, как и вы, я буду разговаривать с вами на равных!» можно было потерпеть. В общем, правильно гран–при дали.
А.Д.:
— А теперь пара слов о тех, кому призов не дали, к моему удивлению. Это, например, фильм Станислава Говорухина «Уикенд», о нем вообще слова не сказали, и я из-за этого даже расстроилась. Мне фильм понравился, в нем видна знакомая нам рука мастера, играет прекрасный актерский состав… Но не дали. Странно. Не менее странно, что ничего не дали «Бесам» — фильму Романа Шаляпина. Но тут ситуация обратная: не наградили и правильно сделали, потому что это полный артхаус с кучей претензий.
И.С.:
— Знакомый нам по одному из прежних фестивалей Антон Сиверс в этот раз привез историческое игровое кино «Василиса», в основе которого история Василисы Кожиной, девы, возглавившей партизанское движение 1812–го года в одной из смоленских деревень. Кстати, это первый исторический фильм Сиверса. По собственным словам, его больше интересует психология персонажей, чем интерьеры. Поэтому на съемках особое место отвели историческим консультантам. Роль Василисы Кожиной исполнила Светлана Ходченкова, что, на мой взгляд, немного странно: женщин партизанского движения я себе представляла поувесистей… А сам Антон Сиверс мне понравился — похож на успешного бизнесмена или модного писателя в бежевого цвета лоферах, с богатым внутренним миром. «Василиса» получила специальный приз фестиваля за костюмы.
А.Д.:
— Мне кажется, фильм Антона Сиверса совершенно отвечает тенденциям, которыми сейчас характеризуется историческое кино. В этом он молодец, но эти тенденции опасны. Дело в том, что теперь режиссеров не интересует эпоха. Они берут героя с совершенно современным мировоззрением и помещают его в ту или иную историческую среду. И их не волнует, что раньше люди так не думали, не поступали и даже не могли подумать или поступить. Не может женщина XIX века рассуждать как женщина XXI века. Ее за это высекут или на костре сожгут. Я считаю несправедливо так уравнивать людей разных эпох. И более того — это сразу обедняет фильм. Хотя огромное количество денег тратится на антураж. А по факту все равно выходит кино про современные проблемы в отношениях мужчины и женщины.
И.С.: — Похожим образом, вероятно, снимал своих «Трех мушкетеров» Сергей Жигунов. Столько, говорят, работал человек над историческим фильмом, а в итоге получился обычный боевик. Там от трех мушкетеров шпоры не осталось — не сделано никакой скидки на эпоху. И Д'Артаньянов в современном мире тоже не осталось, что уж тут.
А.Д.:
— Скучаете, значит, по Д'Артаньянам? Бывает. А вот режиссер картины «9 дней и одно утро» Вера Сторожева скучает по провинции. И тоже идеализирует ее в своем художественном творчестве, совсем как Вера Глаголева — деревню. Фильм Сторожевой получился добрым, остроумным, затрагивающим вечные темы, но слеплен будто из неживого материала. Мне показалось, что в фильме излишне много «литературщины». Это когда лейтмотивом становится поиск денег на ремонт туалета в детском доме, и деньги находятся, причем, не у богатых, а у бедных. Видно, что с главной героиней режиссер просто намучилась. Она и внешне была «никакая» — я ее полфильма старалась запомнить, а вторые полфильма — как страшный сон забыть. И главное, при всей своей «игрушечности» это очень грустное кино. Потому что главная героиня как жила своей жизнью, так и продолжит жить ею после поездки в родную деревню. Ничто ее не всколыхнет, ничего она не поймет, и есть в этом какая-то безысходность.
И.С.:
— Мне больше всего в этом фильме очень понравился восторженный француз, который носился как охотничий пес и радостно фотографировал купола и бараки. Хотя, в общем, получилось душевно. Важно, чтобы кино за душу трогало. Например, как «Дневник мамы первоклассника» режиссера Андрея Силкина. В этом фильме играет уже упомянутая нами Светлана Ходченкова, но в роли мамы первоклассника смотрится гораздо гармоничнее. Мне кажется, этот фильм правильный, он на тему, которая каждого может и должна коснуться: школа, детство, перемены. Давайте снимать про нормальную жизнь: мама волнуется, дитя идет в школу, улица полна неожиданностей... Давайте покажем действительность с долей юмора и добра. Такие фильмы несут зрителю гораздо больше переживаний, чем так называемое интеллектуальное кино. Тут, глядя на экран, можно переживать только об одном, что тебе ничего не понятно.
Вот кстати, а как определить фильм «Испытание» Александра Котта? Тот факт, что за весь фильм зритель не услышит ни одного слова, делает кино интеллектуальным? Съемки, кстати, бесподобные, сюжет трагичнее чем у «Титаника». Впрочем, Александр Котт любит сравнять все с землей и полить ее кровью — его «Брестская крепость» тому яркое доказательство. Жюри фестиваля прониклось и наградило «Испытание» специальным призом имени Александра Твардовского за лучший сценарий.
А.Д.:
— А мое внимание привлек специальный приз Гильдии кинорежиссеров России, который был вручен режиссеру Ларисе Садиловой за фильм «Она». У номинации даже есть пояснение: «за продолжение традиций кинорежиссера Сергея Герасимова и интерес к современным темам». Вот как раз про эти современные темы я, пользуясь случаем, выскажусь. Ну не люблю я такие темы и такие фильмы. В них все настолько жизненно, настолько в полную величину снято, что хочется пойти и повеситься. Вспоминается неприличный анекдот про замученного работой гинеколога, который задушил проститутку, сулившую ему свои неприличные места. Потому что невозможно на одно и то же постоянно смотреть, отвращение неминуемо. Прочтите содержание этого фильма: «Девушка из Таджикистана приехала в Москву, и мы увидим ее глазами мир сегодняшней России». Понятно же, что ничего хорошего она не рассмотрит. А чтобы «любоваться» серостью и унынием мне и своих глаз хватает.
И.С.:
— Просто наши режиссеры любят серьезное кино, в отличие от тебя. Обратимся, например, к фильму «Путевка в жизнь». В центре сюжета — непростая история оставшегося без родителей мальчика Ромки… Интересно, что режиссер «Путевки» Олег Гарин выступил когда-то режиссером совершенно неостроумной комедии «О чем говорят женщины». Вот интересно, почему люди, которые не могут даже комедию нормальную снять, обязательно берутся за «вечные темы»? Ведь если с чувством юмора плохо, со всем остальным еще хуже. Совершенно мимо.
А.Д.:
— Но будем справедливы — было на фестивале и стопроцентное попадание. Так, на мой взгляд, случилось с фильмом «Скорый «Москва–Россия». За него исполнитель главной роли Сергей Светлаков получил специальный приз имени Юрий Никулина. Светлаков смешной. Его юмор, который то чуть выше, то чуть ниже пояса, заставляет нас, невзыскательную публику, улыбаться. Кто–то скажет, что лицом Светлаков играть не умеет, оно у него всегда одинаковое. Да, это правда. Но при нашей культурной жизни мне вполне достаточно здорового светлаковского юмора, чтобы считать его отличным комедийным актером. Опять же — вспомни никулинского Балбеса — разве не похожими средствами он веселил публику? Стопроцентное попадание жюри!
И.С.:
— Для меня приятным открытием этого фестиваля стал новоиспеченный режиссер, известный всем любителям «Евровидения» певец Алексей Воробьев. Неожиданно сильной оказалась его короткометражка «Папа». Да и сам он, чего греха таить, смоленской публике очень понравился: молодой, амбициозный, талантливый. Идеально подходил для получения приза Дебют — «Рубиновый Феникс» имени Юрия Гагарина. По сюжету фильма его герой теряет дочь и пытается понять свою ошибку. Он постоянно «откатывает» назад в прошлое, но в итоге не выдерживает и сходит с ума.
А.Д.:
— А какой тогда вывод из этой истории? Не откатывай назад?
И.С.:
— Ты знаешь, на творческой встрече с обожаемым мною Валерием Гаркалиным, публика задала похожий вопрос. Что делать человеку, когда он сталкивается с утратой? Как отвлечься от происходящего? Так вот, Гаркалин сказал, что не надо стараться отвлечься. Надо дать себе время пережить потерю. Тем, что загонишь вглубь, только усугубишь, ситуация все равно потом «накроет». Гаркалин так и сказал — пока вы не переживете свою боль, она вас не покинет. Вот, кстати, о потерях. Очень хочется, чтобы фестиваль «Золотой Феникс» нас не покинул. Потому что эмоции, которые он дарит, необыкновенны. Благодаря ему даже мы с тобой беседовали об искусстве, а не как некоторые: о себе любимых, тряпках и мужиках…
А.Д.:
— На самом деле, как раз о мужиках. Просто ты не заметила.
Вера Глаголева:
— Кинематограф меняется. Ориентируется на аудиторию, которой интересен экшн, фэнтези, компьютерная графика. Никуда от этого не деться. Чем больше спецэффектов, тем интересней фильм для молодых зрителей. 15–летние ходят в кинотеатры и, таким образом, определяют зрительский жанр. В последнее время я смотрела не много фильмов — все силы и время были отданы «Двум женщинам». Из телевизионных проектов отмечу фильм «Жизнь и судьба» — очень серьезная работа. Если говорить об авторском кино — хороших работ типа «Фауста» мало. Ведь такие фильмы не приносят больших денег в прокате… «Географ глобус пропил» Велединского — хорошее зрительское кино, с четко выраженным сегодняшним характером, столкновением двух поколений. Когда все время на экране давят на то, что плохо, наступает ощущение безысходности. А когда художник пытается разобраться в ситуации, это очень важно и вызывает отклик. Фильмы «Жасмин», «Август», «Даллаский клуб покупателей» — совершенно фантастические. В них даже не актерская игра представлена — вспомните Кейт Бланшет, Мэрил Стрип — так не играют! Это — настоящее проживание…
Максим Дунаевский:
— Я считаю, что семейное счастье стоит на трех китах. О любви я намеренно не говорю, это понятно, что ее надо сначала встретить. Так вот, первый кит — терпение: умение перетерпеть сложные моменты, притереться. Второе — уважение. Нельзя жениться на красивой кукле, даже очень сексуальной, которая доставляет тебе массу удовольствия и в постели, и в свете. Таких девушек я называю профурсетками. Причем если в 20 лет она прелесть какая глупенькая, то в 40–50 это уже невыносимая дура. Третье — дети. Те пары, которые долго откладывают их рождение, убивают свою любовь. Дети — это стимул для любви, для развития отношений. И еще я считаю, что мужчина должен быть старше женщины лет на десять или даже больше. Ведь мужчины, как правило, взрослеют позже.
Вера Сторожева:
— В фильме «9 дней и одно утро» мне хотелось поразмышлять, что такое судьба, насколько она зависит от внешних обстоятельств и от самой личности. О том, что такое счастье, как оно связано или не связано с видимым благополучием, откуда берется гармония в человеке и почему ее так трудно достичь. Но это общие такие размышления. А идея фильма появилась от двух актрис, двух колоритных фактур, двух молодых женщин — это Анна Щербинина и Ольга Попова. Они совершенно разные, но в них мне увиделось неуловимое сходство. А когда я встретила кинодраматурга Анну Козлову, с которой мы уже работали вместе, эта мысль оформилась в отличный сценарий. Грустный и временами очень смешной. Мне хотелось неоднозначной истории, где нет правых и виноватых, нет лучшей или худшей участи. Важно было полностью поломать стереотипы восприятия: что вот, мол, здесь хорошо, потому что родина, а там — потому что сытно и красиво. На самом деле, нет полностью правых и нет абсолютно счастливых. Ни там, ни тут.
Алексей Воробьев:
— Историю фильма «Папа» взял из реальной жизни, только в первоисточнике все сложилось более трагично: ушел отец и были проблемы с матерью. Я считаю, что дилемма — жить прошлым или отпустить его — очень схожа с моей историей жизни. Когда ты едешь по Америке в кабриолете, а в кармане выгодный контракт, ради которого долго и упорно трудился, кажется, что жизнь удалась. А потом я очнулся в больнице с парализованной левой стороной тела и врачи сказали, что не дают никаких гарантий... Мне пришлось отказаться от того прошлого, где у меня все было хорошо. Отказаться, чтобы найти силы не опустить руки.