Контрольная работа Островского
В канун нового учебного года в центре внимания программы «Лицом к области» оказались смоленские образовательные учреждения. Мы попросили смоленского губернатора Алексея Островского оценить готовность школ и детских садов региона к первому сентября. А губернатор в свою очередь предложил нам принять участие в одной из его многочисленных личных проверок.
Максим Кузьмин
Власть
Мы посетили сразу несколько школ и детских садов, расположенных в разных районах Смоленской области. Ну а наши вопросы губернатору задали в смоленской областной школе–интернате имени Кирилла и Мефодия.
— Алексей Владимирович, сейчас мы находимся в стенах уникального учебного заведения, уникального по многим причинам, но прежде всего по уровню его выпускников. И, что интересно, это учебное заведение было создано, когда нашей стране были привычнее разрушительные, а не созидательные процессы. Создано благодаря целеустремленности, энтузиазму его основателя Владимира Даниловича Новикова, всего педагогического коллектива. Скажите, а на ваш взгляд, уровень учебного заведения по каким критериям нужно оценить? И насколько этот уровень зависит от усилий педагогического коллектива?
— Вы знаете, Максим Николаевич, вопрос ваш достаточно глубокий и, наверное, на него было бы правильнее отвечать узкому специалисту — специалисту по сфере образования. Губернатор региона, безусловно, должен разбираться по всех сферах жизнедеятельности общества на вверенной ему народом и президентом территории. И я, как глава администрации, безусловно, в той или иной степени погружен в процессы, происходящие на территории региона: это и здравоохранение, и образование, вся социальная сфера, экономика, промышленность, сельское хозяйство — все. Поэтому все–таки возьму на себя право ответить на ваш вопрос.
Моя мама, кстати, тоже учитель, сейчас уже пенсионер, в свое время проработала многие годы в школе, так что я знаю суть вопроса с разных сторон.
Я думаю, что всегда, во все исторические периоды (и в прошедший, и в нынешний, и в будущие) роль педагогических коллективов одинаково важна, потому что собственно на знаниях педагога, на его умении подать материал, на его умении расположить к себе ребенка, строится базовая возможность тем или иным ребенком получать эти знания.
— А у вас в школе какие предметы были любимыми и нелюбимыми?
— Вы знаете, о нелюбимом, и о том, что, может быть, доставляло в жизни какие–то неприятности, какие–то сложности, безусловно, не очень хочется вспоминать. Поэтому лучше о приятном. Я очень любил литературу, очень любил историю, любил географию. Любил гуманитарные предметы, и всегда по всем вышеперечисленным предметам у меня были очень высокие оценки.
Можно много говорить о каждом предмете отдельно. Но я бы хотел заметить и обратить внимание на другой аспект. Это касается, кстати, и средней школы, это касается и высших учебных заведений, это касается в целом процесса образования человека на протяжении всей жизни вне зависимости от периода. Есть наука — предмет, а есть специалист — человек, который дает тебе знания по этой науке. И здесь, к сожалению, зачастую и в школе, и в высших учебных заведениях наступает диссонанс. Особенно это важно в средней школе, когда еще ребенок является ребенком, а не уже молодым человеком — девушкой или юношей с достаточно хорошей психологической подготовкой.
На фоне конфликтов с тем или иным педагогом, я уверен, у всех детей в той или иной степени меняется отношение к предмету. Или ты все больше и больше погружаешься в предмет, получаешь все больше и больше удовольствия от получения знания, или наоборот, отторжение педагога отталкивает тебя и от предмета.
В этом смысле, конечно, мне кажется, в высших учебных заведениях, которые обучают специалистов по педагогике, а такое учебное заведение есть и у нас на Смоленщине, надо больше внимания уделять не только знаниям по непосредственному предмету, который будет тот или иной педагог давать детям, а его возможностям работать вообще с детьми. Больше, мне кажется, нужно психологических аспектов учитывать в этом.
— Российской школе удалось решить немало серьезных острых проблем, которые существовали в последние десятилетия. Но, конечно, далеко не все, в том числе, речь идет и о материальном обеспечении, о состоянии школьных зданий, оборудования. Как с этим обстоят дела у нас в Смоленской области?
— С помощью федерального центра, за счет средств федерального бюджета, да и при большом софинансировании из регионального бюджета мы каждый год увеличиваем деньги, которые тратятся на обновление фондов, проводим эту работу. В целом мы отремонтировали уже капитально 106 школ в области — это при работе нашей администрации два с небольшим года.
Мы постоянно приобретаем автотранспорт, который нужен для того, чтобы подвозить детишек для обучения в удаленные средние учебные учреждения. Так вот, за последние два с половиной года мы приобрели 40 автобусов. А это, между прочим, 30 процентов всего автобусного парка. В этом году мы уже приобрели автобусы для Угранского района, для Глинковского района.
Мы стараемся постоянно обновлять фонды, в рамках модернизации покупаем постоянно спортинвентарь. Вот только за последнее время было приобретено 35 тысяч единиц нового спортивного инвентаря для всех учебных заведений области. Мы приобретаем новые компьютерные классы. И эта работа как проводилась, так и будет проводиться.
С учетом того, что здесь в большей степени финансирование идет по линии федерального центра, все будет зависеть от того, сколько денег на это будет выделять правительство. Но мы уверены в том, что каждая копейка расходуется в интересах ребенка. Смета не завышается, нас постоянно проверяют, и я благодарен им за это, правоохранительные органы — и МВД, и прокуратура — не находят в госзакупках ни малейшего нарушения. Более того, меня радует то, что в национальном рейтинге прозрачности госзакупок наша Смоленщина занимает 16 место из 85 регионов страны. То есть мы в лидерах, и это, конечно, радует.
Но, конечно, то состояние фондов, которые имеются, очень и очень тяжелое. Многие годы ни регион, ни федерация не вкладывала таких ресурсов. Поэтому приходится наверстывать упущенное.
— Не менее важный, а даже, наверное, и более важный вопрос — это педагогические кадры. Да, у нас в Смоленске есть университет, он раньше так и назывался — педагогический институт, но вот «горят» ли желанием его выпускники идти работать в школу, и что может сделать государство, чтобы это желание простимулировать?
— Власть всех уровней должна предпринимать усилия в этом направлении. Администрация Смоленской области уделяет этому особое внимание, но еще не в том объеме, как этого бы хотелось в силу состояния бюджета. Что вот, скажем, мы делаем сейчас? У нас постоянно идет увеличение финансирования на поддержку молодых специалистов. Скажем, от имени администрации области мы платим стипендии по 2,5 тысячи рублей тем ребятам, которые по завершении обучения пойдут работать в муниципалитеты. Так называемый нецелевой набор. А есть еще целевой набор, когда заранее тот или иной молодой человек или девушка, идя на получения образования в сфере педагогики, направляясь от имени того или иного муниципального образования, того или иного учреждения, гарантированно получает эту услугу в виде образования, а потом гарантированно возвращается в то муниципальное образование или то учреждение, которое его делегировало для обучения.
Скажем, для тех, кто учится не по целевому показателю, а просто учится, получает профессию педагога, мы планируем в ближайшее время введение дополнительной меры поддержки: тем, кто пойдет работать в то или иное среднее образовательное учреждение региона, последние два курса будем выплачивать по 2,5 тысячи рублей в месяц.
Мы стараемся оказывать финансовую помощь и на обеспечение жильем. Хотя это ответственность муниципалитетов, муниципалитеты пока не могут обеспечить молодых специалистов более чем на 20 процентов, но небольшой рост тоже постоянно есть.
— Еще одна проблема — не столь глобальная, но от этого не менее острая. Речь об обеспечении бесплатными учебниками. Казалось бы, все имеют право на эти бесплатные учебники, да и учебники эти вроде бы есть. Но как–то так интересно получается, что появляются они зачастую, когда учебный год начался и когда многие родители уже были вынуждены приобрести их за свой счет. И здесь мне интересно больше даже, не кто в этом виноват, а что с этой проблемой делать?
— Мы занимаемся этой проблемой, и занимаемся ежегодно. У нас в 2013 году была выделена гигантская для регионов сумма: 80 миллионов рублей на приобретение таких учебников. Такого никогда в нашем регионе не было, эта цифра беспрецедентна. Другой вопрос, что, конечно, в силу положения с бюджетом мы пока еще не можем обеспечить эту возможность на 100 процентов. И в ряде случаев родители вынуждены покупать своим детям такие учебники сами. Хотя это с точки зрения государства противозаконно. Но сейчас, объезжая школы, я вижу, что практически все школы, которые нам удалось посетить, а также по тем докладам и справкам, которые я получаю из муниципалитетов от чиновников, мы близимся к тому, чтобы «закрыть» эту проблему практически на 100 процентов.
— Алексей Владимирович, еще одна проблема, которую хотелось хотя бы затронуть в рамках нашей сегодняшней программы — это дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. По официальной статистике в очереди Смоленской области стоит порядка 17 тысяч детей. От кого прежде всего зависит решение этой проблемы, и будет ли она вообще когда–то решена?
— Первое: проблема решена, безусловно, будет. И зависит это от качества работы в первую очередь региональной власти. Плюс — очень зависит от тех денег, которые дает федерация. Поэтому эта связь федеральных бюджетных денег, которые поступают в регион и качества работы региональной администрации, муниципальных властей должна дать необходимый эффект.
Вы действительно совершенно справедливо сказали, и если быть более точным, в настоящий момент очередность составляет 16 942 ребенка, и буквально за последний год мы сократили эту очередность на 2,5 тысячи детей. Ранее цифра была на 2,5 тысячи больше. И постоянно процесс сокращения очереди происходит. В настоящий момент мы строим в Смоленской области одновременно семь детских садов. И такого никогда на Смоленщине не было с момента распада Советского Союза, формирования новой России, чтобы одновременно столько строили дошкольных учебных учреждений. Здесь мы при этом постоянно сталкиваемся с проблемами: недобросовестные подрядчики, мошенники, которые по федеральному законодательству (по 44–ФЗ) выигрывают аукционы, не имея на самом деле никаких ресурсов. Повлиять на то, чтобы их убрать с этого процесса мы не можем, нас ограничивает законодательство. Поэтому сейчас из семи детских садов по трем у нас критическая ситуация, мы пытаемся понудить, в том числе с помощью правоохранительных органов, нерадивого подрядчика к тому, чтобы он выполнил взятые на себя обязательства. И уже близки к тому, чтобы расторгнуть с ним контракт, передать материалы в правоохранительные органы, и пускай отвечает перед законом. Некоторые спросят, почему мы до сих пор этого не сделали? Мы не сделали, потому что этот путь на многие месяцы отсрочит введение детского садика, потому что нам придется выходить на новый аукцион. Процедура не одной недели — нескольких месяцев. Потом новый подрядчик будет знакомиться с ходом выполненных ранее работ и займется достройкой.
Поэтому мы пытаемся в рамках имеющихся у нас рычагов, полномочий понудить нынешнего недобросовестного подрядчика привлечь субподрядчиков, чтобы все–таки эти сады были сданы в срок. Речь, первую очередь, идет о садах в Краснинском районе, в Михновке, саде в Смоленске. Более–менее ситуация спокойная по Вязьме и по другим территориям. Поэтому работу проводим в рамках законодательства. Мы получили дополнительную субсидию от федерации, благодарим федерацию за это, на строительство еще четырех детских садов на 2014–2016 годы. Постепенно эту проблему закроем. Нам, власти, также как и жителям региона хотелось бы, чтобы это «постепенно» наступило как можно быстрее.
— Наша программа выйдет в эфир буквально за неделю до начала нового учебного года. Можно уже сейчас сказать, что к 1 сентября все наши школы выйдут на тот уровень готовности, который позволит принять всех своих учеников?
— Есть стандарты, Максим Николаевич. По этим стандартам то или иное среднее учебное заведение проверяет огромное количество надзирающих организаций. Поэтому то, что 100 процентов школ по линии надзирающих организаций будут сданы и приняты к началу учебного года — у меня в этом нет сомнений.
Другой вопрос, что все мы видим, в каком состоянии эти школы. В этом смысле я, как и родители тех детей, которые отдают своих учеников 1 сентября в школу, не удовлетворен ни состоянием материальных фондов, ни тем, что не в полном объеме есть учебники, да и качество услуг не всегда хорошее. Потому что, к сожалению, за те деньги, которые пока еще получает учитель, сложно удержать на селе молодежь, хотя мы стремимся к этому и делаем это. А люди старшего поколения с возрастом уходят на пенсию. Хотя многие, желая иметь дополнительную копейку, вынуждены и уже в преклонном возрасте тоже работать.
— А вы 1 сентября посетите какие–то смоленские школы?
— Я первого сентября планирую пойти отвести свою младшую дочку во второй класс. Для меня это как для отца большая радость. Да я вижу, что и для дочки это очень приятно — вместе с папой и мамой пойти. Поэтому как родитель своего ребенка, а не как губернатор, пойду в школу, где учится моя младшая дочь, в одном из районов города Смоленска.