Наш брат Юрий
Владислав Кононов
Культурный слой
фото: Яна Маркевич
«Дом наш на высоком каменном фундаменте стоит. Громоздкие, неподъемные камни эти присмотрели на дальнем поле и прикатили во время стройки самолично отец и мать. Просторный у нас дом, соломой крытый, из звонких, пропитанных запахами солнца и смолы лесин сложенный. Он и срублен был отцовским топором, и поставлен на хорошем месте — на самой окраине села, у дороги, что ведет в Гжатск, в районный центр».
Книгу «Мой брат Юрий» Валентина Гагарина раньше не включали школьникам в обязательный «летний» список для чтения. Ее и так прочитывали все, даже двоечники. Все хотели себе такого брата, чтобы написать потом о нем книгу. О том, что повесть впервые вышла через четыре года после гибели первого космонавта, никто не задумывался.
В этом небольшом, на самом деле приземистом домике Юра Гагарин не родился, и семья Гагариных не жила. В 1945 году отец Гагарина, плотник Алексей Иванович перевез дом в Гжатск. А нынешний дом в Клушино по описаниям восстановили за год до выхода в печать повести «Мой брат Юрий», в 1971 году.
Но это для самых привередливых. Дом полностью аутентичен. Размеры, окна, расположение комнат и даже покрытая соломой крыша, которая — странное дело — не пропускает дождь и хранит тепло. Все точь в точь, как было в том доме, где жила семья Гагариных до войны. В домике тесно для больших экскурсионных групп, обыкновенному туристу лучше приезжать сюда не 9 марта, в день рождения первого космонавта, и не 12 апреля, в День космонавтики, когда здесь полно автобусов с космонавтами и официальными делегациями. Внутри — обстановка довоенного времени, которая тогда была почти в каждом доме, а сегодня — только в музее. Здесь — предметы быта
В
»Отрезанные от всего света, мы не могли слушать радио, читать советские газеты. О том, что творится на нашей земле, где проходят линии других фронтов, как помогают — и помогают ли? — нам союзники, только гадать приходилось. Правда, выходила в Смоленске газетенка на русском языке, и подписи под корреспонденциями, опубликованными в ней, были отнюдь не немецкими. Фашисты насильно распространяли ее среди населения. Но так беззастенчиво брехлива была она, так примитивно и тупо врала, что даже местные полицаи откровенно смеялись над ней и нарекли ее очень точным, но, к сожалению, непечатным словом. В лучшем случае шла эта газетенка на самокрутки».
После войны семья Гагариных переехала в Гжатск. Дом Алексей Иванович перевез на улицу, тогда называвшейся Ленинградской, а ныне носящей фамилию первого космонавта. В этом доме прошли школьные годы Юрия, учившегося в базовой школе при педучилище. Здесь комната, где отдыхал и занимался Юра, мебель, которую своими руками сделал его отец, его гармонь, швейная машинка матери, Анны Тимофеевны. У крыльца — куст сирени, посаженный будущим космонавтом.
Обстановка в доме восстановлена по состоянию на 1949 год. Именно в этом году
«Развернули газету, смотрим — Саратовского обкома комсомола орган, «Заря молодежи» называется. А на полосе — снимок: Юрка наш в кабине самолета, и вид у него очень летчицкий: шлем, очки, рука над головой поднята. А рядом со снимком небольшая заметка под заголовком «День на аэродроме». В ней такие строки есть: «В этот день программа разнообразна: одни будут отрабатывать взлеты, другие посадку, третьи пойдут в зону, где им предстоят различные фигуры пилотажа.
Сегодня учащийся индустриального техникума комсомолец Юрий Гагарин совершает первый самостоятельный полет. Юноша немного волнуется, но движения его четки и уверенны. Перед полетом он тщательно осматривает кабину, проверяет приборы и только после этого выводит свой
Гагарин поднимает правую руку, спрашивает разрешения на взлет.
— Взлет разрешаю, — передает по рации руководитель полетов
В воздух одна за другой взмывают машины. Инструктор, наблюдая за полетами своих питомцев, не может удержаться от похвалы».
Уже после полета Юрия Гагарина в космос, в 1961 году, для родителей первого космонавта построили новый дом. Расположился он через дорогу от старого дома на той же улице Ленинградской. В доме — рабочий кабинет первого космонавта, где он останавливался, приезжая навестить родителей. Старый телевизор, у которого долгими вечерами засиживался отец. Рядом с домом в сооруженном после гибели космонавта стеклянном саркофаге — автомобиль «Волга», на котором к родителям приезжал Юрий Гагарин.
Рядом с домом родителей в 1983 году был построен большой красивый особняк — Дом космонавтов. В нем отдыхали
В 2011 году в Гагарине открылся Музей истории первого полета человека в космос — к
А «Мой брат Юрий» очень хорошая книга. Пора ее в обязательный школьный «летний» список для чтения включать.