Летом в деревне хорошо
Юрий Семченков
Лето это
Предстарческое ворчание по поводу того, что «лето теперь не то», приходится все чаще слышать и от сравнительно молодых людей. Впрочем, эти незлобные замечания касаются в основном климатических факторов, или, проще говоря, погоды. Сетующим на недостаток жары летом точно также не нравятся слабые морозы зимой, скудные паводки весной и заметно потускневшая яркость кленов осенью. Короче, раньше была зима — так зима, а лето — так настоящее лето.
Не разделяя глобально эту точку зрения, соглашусь, однако, с одним посылом: лето, действительно, раньше было совсем другим. И отнюдь не потому, что все мы были значительно моложе, а, следовательно, бодрее, здоровее и, что самое главное, веселее. Лето было другим, на мой взгляд, по одной единственной причине. Раньше граница между временами года проходила четче и заметнее. Прежде всего, это касалось сугубо летних и зимних занятий. Искупаться можно было только летом, а на лыжах побегать — в декабре—январе. Открытия купального сезона ждали с нетерпением, и приблизить его при недостаточном прогреве местных водоемов не было никакой возможности. Сейчас — и это есть основная причина нивелирования сезонных различий — искупаться и загореть в Египте или на Мальдивах можно в любое удобное для денег время. Для чего ждать лета? Что оно позволит сделать такого особенного, недоступного в зимние месяцы? Ну, разве что поработать на
А теперь о том лете, которого уже не будет никогда. И не повторится это лето по простой причине: оно осталось далеко позади, неповторимое лето нашего детства. И было оно не одно, было их много, этих… лет. Вы, кстати, не задумывались, почему множественное число слова, обозначающего в русском языке самое желанное время года, приобретает смысл прожитых годов. «Прошло пять лет». Видится мне, что происходит это потому, что в этой северной и холодной стране лето и есть самое главное время. Время, когда случается все важное и ожидаемое, а потом течение бытия останавливается на время зимы. До следующего года, до следующего лета. «Маленькая жизнь», прав Олег Митяев. Маленькая другая жизнь.
Мне совсем не хочется, чтобы эти немудреные заметки превращались в ностальгические воспоминания о советской жизни. Но избежать этого вряд ли удастся. Многое из того, что было, уже никогда не восстановить, не реконструировать и даже не сыграть. Поздно. Все ушло. Но это было, и было замечательно.
У простого советского школьника, а в семидесятые годы других и не было, существовало три основных варианта проведения летних каникул. Первый — прослоняться все лето во дворе. Этот вариант в те годы чаще всего реализовывался только от крайней безысходности, поскольку остальные два доминировали почти безоговорочно.
Лагерь или деревня. Да, летом большинство дворовой «беспризорной агентуры» разъезжалось по этим двум направлениям. Понятно, конечно, что направлениями была вся страна. И если пионерские лагеря для нас находились в нашей же области, то бабушки жили по всей территории Советского Союза. И бабушки в деревнях были у всех. Дело в том, что практически все мои
Чтобы окончательно перейти к теме деревенского лета, закроем вариант лагерного отдыха. Наверняка,
И вот тут я перехожу к основному повествованию. Лето в деревне. Конкретно мое лето в моей конкретной деревне. Деревня называется Герчики. Это сейчас там известная
Почему городских так тянуло на лето в деревню? Ответы более чем очевидны.
Разумеется, приехавшие горожане отличались от местных. Но не долго. Через
Сейчас задумываюсь, у моих деревенских друзей было много бытовых вещей, которых не было у нас в городе. Почему им они были нужны, а нам — нет? У каждого деревенского подростка было «радио». Это транзисторный приемник или переносной кассетный магнитофон. Их слушали постоянно. Что в те времена можно было слушать по радио, я не помню и сейчас понять не могу. Но один эпизод из тех лет врезался в память на всю жизнь. 25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий. Если кто помнит, никаких официальных новостных сообщений по этому поводу не было. И, наверное, пацаны в смоленской деревне Герчики узнали бы об этом событии
Многое из летней деревенской жизни остается для меня загадкой и до сих пор. Например, я плохо помню, чем мы питались, что ели. И ели ли мы вообще? Сейчас пропуск планового приема пищи ребенком представляется трагедией с немыслимыми последствиями. Нет, наверное, мы тогда
Вообще, в деревне возрастные границы в общении были условны. Пацаны со школьных лет работали с отцами на тракторах и комбайнах, девчонки помогали доить коров. Интересно получается, только сейчас пришло в голову, почти у всех детей в деревне родители были одинаковых профессий. Отцы — механизаторы, матери — доярки. И как в таком случае выпендриться? Чем похвастаться? В
Без сомнения, пребывание городского ребенка в летней деревне — это абсолютно бесценный опыт. Первые заработанные деньги родом оттуда. Без всяких общественных некоммерческих негосударственных объединений, без партийных инициатив и молодежных движений, волевым решением
Надо сказать, сложить правильный стог — высокое искусство. Этим умением мало—мальски владели многие деревенские жители, но настоящих мастеров было двое. Причем одному из них, деду Федору, было уже за семьдесят. Его привозили (приносили) к месту будущего стога как падишаха. Мало того, что Федор не всегда был свободен, (то пасека, то огород), нужно было совместить его график и погодные условия. Если, в конце концов, все сходилось, начиналось священнодействие. Сено собиралось вилами на тракторные прицепы и свозилось к подножию стога, на котором под руководством деда человек пять укладывали, утаптывали и утрамбовывали то, что мы туда закидывали. Сам Федор вилы в руки брал редко, в основном указывал. Две копны туда, остальные — сюда. Там утоптать. Плотнее, еще плотнее. Теперь здесь. И метр за метром в небо устремлялось высокое ровное красивое сооружение из сухой травы. Может быть, тогда трава была зеленее и деревья выше, но мне представляется, что стога были ну очень высокие. Чтобы снять деда Федора с уже готового стога, нужно было проводить отдельную операцию с применением всех доступных человеческих и технических ресурсов. И теперь еще раз — тебе тринадцать (а может, четырнадцать) лет, ты городской и в глазах местных, разумеется, изнеженный и неприспособленный, и ты с утра до вечера наравне со всеми в жару стогуешь. А сейчас? А тогда? За месяц я настоговал на семьдесят шесть рублей. Помню.
Еще можно было сидеть и ждать с пастбища корову, разговориться с
Наверное,