Наука против фолк-хистори *
* Фолк-хистори — обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами
Юрий Семченков
Мастерская
Что произошло? Когда произошло? Как все было? Это не выдержки из протокола следователя уголовного розыска. Это основные вопросы истории как науки. Объясняет нам их Григорий Пернавский, военный историк, издатель, главный редактор издательства «Тактикал Пресс». Григорий — авторитетная и уважаемая фигура в Рунете. Работая последнее время в Москве, он все же остается верен Смоленску, где совсем недавно служил журналистом.
— Григорий, начнем с глобального вопроса: история как наука. Некоторые говорят, что быть историком — это значит просто обладать неким объемом знаний. Нужно просто прочитать все, что есть о том, что было до сегодняшнего момента, а потом только следить за текущими событиями.
— Дело в том, что в истории, как в любой науке — физике, математике — всегда может появиться
— В истории эти открытия чаще происходят как? В виде выкопанных артефактов, обнаруженных архивных источников, новых или придуманных теорий?
— Я в большей степени занимаюсь военной историей, поэтому, с вашего позволения, буду говорить о ней. В военной истории есть выдуманная теория Виктора Суворова, довольно знаменитая, которая, в общем, не то чтобы поставила историческую науку с ног на голову, но вынудила историческую науку копать глубже и шире. Кроме того, в результате послаблений, произошедших в России и в Советском Союзе, открылись архивы, из которых выплеснулось большое количество документов, заставивших многие темы пересматривать полностью.
— Получается, что Суворов выступил не только как исторический злодей, но и как некий катализатор науки?
— Да, в этом нет ничего плохого. Но менее злодеем он от этого не становится. Тем не менее, объективно он подтолкнул очень многих любителей залезть в архивы. Многие залезли для того, чтобы его теорию подтвердить. Но тут сработала простая человеческая честность, и пришлось либо определенные факты игнорировать, либо начинать их встраивать в эту теорию, либо констатировать, что теория полностью рушится. Однако при этом порушилась не только теория Суворова, но и очень сильно пострадала советская историография, вся эта агитпрововщина, которая Суворова и породила, собственно.
— А как вы относитесь к теории «Новой хронологии» Фоменко и Носовского?
— Скажем так, с одной стороны, это фанатизм, с другой, этот фанатизм начинает облепляться жульничеством. Эта теория не то, чтобы выдуманная, она нафантазированная.
— Историческая попса.
— Да. Характерным представителем ее является Радзинский. Об этом течении есть книга, сборник статей, называется «История России в мелкий горошек». Как это делается?
— Однако мы видим миллионные тиражи, передачи по телевидению, авторы в полном шоколаде.
— Качество подачи, качество формулировок, хорошо написано, удобно читается. Попробуйте взять
— Вы — военный историк. Войны какого периода истории вам наиболее интересны?
— Я стараюсь ограничиваться XIX веком, наполеоникой. Но в целом, конечно, это Вторая мировая война.
— Почему история войн (да и сами войны) неизменно вызывает интерес у людей во все времена?
— Война — это всегда кризис, а кризис, как известно, имеет и положительное и отрицательное значение. По большому счету, будем говорить честно, весь человеческий прогресс первым делом фактически шел на обеспечение войн, потому что там, где войны, там наука, там технологии, там во многом
— Не хочется продолжать вашу мысль, но получается, что без войн человечеству не обойтись в принципе?
— Я думаю, не обойтись, но, возможно, войны будут все более уходить в виртуальное пространство, становиться менее опасными для невоенного населения.
— Какими судьбами вы, историк по образованию, занялись издательским делом?
— Да, я оканчивал исторический факультет. Надо сказать, все хорошее, что в моей жизни произошло в профессиональном плане, случилось благодаря дружеским связям. Так получилось, что в 2005 году я попал в проект «Победители». Это интерактивная карта Великой Отечественной войны. Сумасшедший проект, который до сих пор не имеет никаких аналогов и вряд ли иметь будет. В год
— Что это за проект, можно подробнее?
— Это, проще говоря, база данных по всем жившим на тот момент ветеранам Великой Отечественной войны. Эта база сопровождается анимированной картой войны. В проект вошла масса материалов, включая кино-, фотоматериалы, воспоминания ветеранов. Внезапно мы сделали, как оказалось, проект, который нельзя было сделать технически в принципе. Это по сути
— Насколько узка тема книг вашего издательства? Что еще, кроме танков?
— В принципе, мы ведем еще направление фантастики.
— Военной, конечно же, фантастики?
— Скажем так, милитаристской. По большому счету вся хорошая фантастика носит так или иначе либо военный либо милитаристский характер. Артур Кларк был единственным, кто в этом вопросе выделялся. Ну и, конечно, отличалась советская фантастика, которая воспевала фантастические стройки. Но она даже в советские времена не очень хорошо прижилась. А вся остальная фантастика носит
— Мы сетуем, что дети уткнулись в компьютерные игры и перестали читать, а здесь получается, что компьютерная игра двигает нас к книгам, к чтению.
— И в кинематографе, и в компьютерных играх вторичный оффлайновый рынок существует. Те же «Звездные войны» прошли диким количеством книг, комиксов, игрушек,
— Как археологи и антропологи по черепу создавали облик Ивана Грозного.
— В общем — да, но больше похоже на то, как восстанавливали внешний вид динозавров по
2007 год. Редакция «АиФСмоленск». Слева направо: Юлия Дьякова, Григорий Пернавский, Юлия Андреева, Михаил Ивашин
— Насколько много еще белых пятен в истории? Можно ли ждать открытий по Великой Отечественной войне в частности?
— По Великой Отечественной войне я могу сказать, что более или менее на сегодня исследована только оборона Брестской крепости. Есть такой Ростислав Алиев, он живет в Новосибирской области. Этот человек последние лет пятнадцать своей жизни все свои сбережения и спонсорские средства тратит на то, чтобы изучить историю Брестской крепости. Так его
Есть еще одно исследованное со всех сторон событие:
— Что движет этими людьми, какие мотивы заставляют их отдавать деньги и силы?
— Это абсолютное подвижничество. Первое — желание узнать, второе — желание рассказать. Все, больше ничего. Как правило, эти люди бессеребреники, никакие издательства не компенсируют им их затраты. По большому счету все это должно финансировать государство.
— И здесь мы переходим к большой теме: роль государства в истории и взглядах на нее. Должны ли мы получать единую точку зрения на историю или двадцать разных учебников истории — нормальное явление?
— А потом экзаменатор в вузе пьет валерьянку. Я считаю, что должен быть один государственный учебник, который являлся бы основой для последующей сдачи госэкзаменов. Должен быть список рекомендованной литературы, с которым человек, в зависимости от своего желания получить дополнительные знания, может познакомиться. Хотите — читайте Солженицына, хотите — читайте Исаева, хотите — читайте сборники документов. Все это должно быть рекомендовано и перечислено, но учебник должен быть один. В нем должно быть максимально уделено внимание фактам.
Государство не должно знакомить школьника с историческими дискуссиями по предмету. Я считаю, что в государственной школе ученик должен получать государственную точку зрения на исторические события, и эта государственная точка зрения должна быть выработана.
— Кто ее выработает? Вы же, историки, между собой не договоритесь.
— Значит, надо назначить начальника.
— Есть непререкаемые авторитеты в исторической науке?
— Сейчас нет. Дело в том, что у нас история политизирована снизу. Не сверху, а снизу.
— Снизу — это получается нами?
— В общем, да. Попробую объяснить проще. Вот есть две позиции: Сталин ел детей, и Сталин был отцом народов и великим гением. Люди, которые стоят на этих позициях, уже не должны быть допущены к работе над учебными пособиями в принципе, потому что эти люди относятся к историческим событиям с религиозной точки зрения. Они верующие. Мы знаем, что Сталин не ел детей и не был гением. Сталин был человеком, возможно, более умным, чем остальные, возможно, более способным к управлению, чем остальные. Он действовал с определенной точки зрения в определенных обстоятельствах. Есть определенное количество ошибок и определенное количество достижений.
История должна быть деполитизирована, это можно сделать. Это вопрос исключительно воли. Нормальная позиция ученого такова: ученый должен изучать того же Сталина или Гитлера, как изучают насекомое. Это мой подход. А как только начинаются эмоции… Ну что делать, вся история состоит, по большому счету, из сплошных злодейств, достаточно почитать Библию. Биография Иисуса — это история большого злодейства по отношению к нему. Но дело не в этом. Либо мы изучаем историю либо мы занимаемся выяснением
Когда говорят, что история не терпит сослагательного наклонения — это глупость, я считаю. Потому что мы можем моделировать
— Часто приходится слышать, что историю мы изучаем для того, чтобы не повторить ошибок прошлого. Противоположная точка зрения говорит, что история учит только тому, что ничему не учит.
— Я придерживаюсь второй точки зрения.
— Зачем тогда изучать историю?
— Просто чтобы знать. История, может, поможет, может, не поможет. Бог его знает. Любого человека в
— Какие точки смоленской истории вам представляются наиболее интересными?
— Я очень интересуюсь Смоленском в советский период, в частности в
— Когда вы смотрите военные фильмы, вам тяжело видеть, если детали расходятся с реальностью: не такие сапоги или петлицы?
— То, что выпускает отечественный кинематограф, я практически не смотрю вообще. То, что выпускает мировой кинематограф, я стараюсь смотреть. Интерес в большей степени заклепочный, потому что новых Константинов Симоновых не предвидится. Я думаю, что это проблема всей русской литературы. Посмотреть, поискать ляпы. В девяносто пяти процентах случаев я не предвижу ничего интересного для души.
— Можете назвать
— Я могу рекомендовать очень много советских фильмов. Тот же «Фронт» по знаковой пьесе Корнейчука, там
— Сейчас вы занимаетесь тем, чем хотели бы?
— Да, однозначно, абсолютно. Всем, конечно, я не могу быть доволен, но мне интересно то, что я делаю. Мне это греет душу.