Алексей Островский:
«Я вообще очень сильно
поменялся
за последние годы»
Светлана Савенок
Главная тема
Алексей Островский провел большую встречу с руководителями ведущих региональных СМИ, которая была приурочена к двухлетию его работы на посту губернатора Смоленской области. Темы были подняты самые разные: политического, экономического и даже личного характера. Сегодня мы публикуем ответы на те вопросы, которые не вошли в нашу аналитику итогов этих двух лет работы Алексея Островского [см. № № 6(96), 7(97)]
О досрочных выборах губернатора
— Мне известно, что ряд смоленских политиков и журналистов активно обсуждал на протяжении последних месяцев вопрос проведения досрочных выборов губернатора. При этом не очень корректно формулировали вопрос: почему на федеральном уровне не было принято соответствующее решение?
Почему оно должно было быть там принято? Я хотел бы отметить особо: для того, чтобы в том или ином регионе состоялись бы досрочные выборы главы региона, должны и могут быть только два юридических основания. Первое — это утрата доверия со стороны президента в адрес того или иного руководителя региона. Второе — это сложение полномочий главы субъекта по собственной инициативе.
Я знаю о доверии президента от самого президента. Я чувствую это доверие и в ходе тех контактов, которые у меня есть с высшим руководством страны, и в силу тех решений в поддержку усилий администрации области по исправлению ситуации в регионе, которые она предпринимает. И я в ней уверен.
Слагать собственные полномочия я не считаю правильным, целесообразным по ряду причин. Первое. Досрочные выборы в регионе (или, в целом, просто выборы в регионе) — это серьезная нагрузка на региональный бюджет. У нас есть много первоочередных задач в социальной сфере, в иных сферах жизни региона, на которые нам нужно тратить деньги в пользу смолян, нежели тратить их на выборы. Второе. Мы — молодая администрация, нам только два года. Нами уже многое сделано, но еще больше предстоит сделать. А потому слагать полномочия для того, чтобы идти на прямые всенародные выборы, пока ты в достаточно большом объеме не показал еще жителям региона, что сделано тобой и твоей администрацией, я считаю некорректным.
На сегодняшний день вопрос о досрочных выборах губернатора не стоит ни на федеральном уровне, не стоит он и перед администрацией региона. Нам есть чем заниматься каждый день, и мы это делаем.
Да, я не скрываю, что хочу получить поддержку смолян на выборах, которые, безусловно, в перспективе в регионе состоятся. Я много езжу по муниципальным образованиям, очень много общаюсь с людьми и вижу поддержку с их стороны. И поддержка в день голосования, когда оно будет, безусловно, для меня крайне важна, я обязательно приму участие в выборах губернатора.
О присоединении Крыма и «бюджетных слухах»
— Как гражданин Российской Федерации я благодарен президенту за его беспрецедентное решение по восстановлению исторической справедливости. Что касается финансового, экономического аспекта этого решения, то я, как глава региона, убежден на сто процентов, что запланированная ранее финансовая помощь субъектам Федерации будет выполнена со стороны Федерации в полном объеме. Я уверен, что руководство страны, президент, правительство Российской Федерации найдут иные источники финансирования для решения тех проблем, которые есть в Крыму, без ущерба для других субъектов Российской Федерации.
О поездках в районы
— Когда находишься в районе, беседуешь не только с его руководством, но и с депутатским корпусом, с главами поселений, с жителями района, то получаешь гораздо больше информации, нежели по справкам, которые читаешь у себя в кабинете.
Моя принципиальная позиция: люди в районах должны чувствовать областную власть, должны чувствовать губернатора, и мой долг быть в муниципальных образованиях. Это очень важно — встречаться с людьми, отвечать на вопросы, самые неудобные вопросы, объяснять те процессы, которые происходят в регионе. Это, в том числе, желание минимизировать тот разрыв, который и присутствовал, и пока еще присутствует между жителями муниципальных образований и областной властью.
Я не отделяю себя от местной власти, включая власть в поселениях. А ведь самая большая нагрузка лежит именно на руководителях поселений, потому что им не спрятаться за дверьми больших кабинетов, они вынуждены людям смотреть в глаза, а вот возможностей, чтобы решить проблемы, у них, к сожалению, нет. Поэтому большинству глав местных поселковых администраций, сельских администраций от меня низкий поклон за то, что они свою работу делают. И делают честно.
Посещая предприятия, те или иные учреждения, глубже понимаешь проблемы региона. Потому что, когда видишь, как по факту выглядят те или иные объекты, это не то, что читать о них на бумаге. У меня есть цель: посетить все триста с лишним поселений региона. Я посетил все муниципальные районы Смоленщины, многие из них неоднократно. Сейчас мы будем посещать поселения и стараться решить те или иные их проблемы, несмотря на очень тяжелое положение с бюджетом региона.
О политике поддержки АПК
— В результате нашей совместной работы с федеральным и региональным руководством «Россельхозбанка» было принято решение, по которому управление «Россельхозбанка» по Смоленской области уже имеет возможность выдавать кредиты в рамках установленного лимита. Отмечу, что по каждому обращению эта сумма значительно выше, чем была при прежней администрации, — 50 миллионов рублей. Это существенная помощь крестьянам.
Иное дело, что мы, к сожалению, вынуждены расхлебывать, что называется, наследство. Чиновники, которые работали до нас в смоленской власти, и ряд местных политиков рекомендовали смоленским сельхозпроизводителям активно брать кредиты. К чему это привело, мы видим: подавляющее большинство сельхозпроизводителей закредитовано до таких размеров, что возможность их кредитовать дальше полностью исчерпана.
Мы стараемся проводить политику поддержки тех, кого имеет смысл поддерживать. Поэтому помощь смоленским сельхозпроизводителям мы сделали максимально адресной. Если раньше она оказывалась практически всем, и в итоге деньги уходили в никуда, то сейчас мы оказываем помощь только тем, кто в состоянии их полностью освоить с пользой для региона. Поэтому те полторы тысячи тонн удобрений, которые нам удалось бесплатно получить при взаимодействии с собственниками крупнейшего в стране предприятия по производству удобрений, получат всего 86 хозяйств. Мы уверены, что они смогут максимально эффективно распорядиться этим ресурсом.
В Вязьме создали льняной кластер. Это уникальный для страны кластер,
Мы благодарны тем людям, которые поверили в нас, кто сегодня вкладывает в АПК региона серьезные средства. Мы готовы к тому, чтобы еще в большей степени подталкивать муниципальные власти к наведению порядка с земельным фондом. До нас и этим вопросом никто не занимался. А потому, когда инвесторы просят землю для развития, то нам опять нужно время, этот процесс занимает до двух лет, чтобы оформить землю таким образом, чтобы юридически было возможно ее предоставить.
Но позитивные изменения есть и в этом вопросе. Государство сейчас пересматривает свои подходы к оказанию финансовой помощи сельхозпредприятиям страны. Принято решение вкладывать деньги в конечный продукт, и мы с этим согласны. Прежде было от обратного: давали деньги на закупку, например, сельхозтехники. Давала Федерация при софинансировании со стороны региональных властей. Что в результате получалось? Сельхозпроизводитель с региональной субсидией на льготных основаниях покупал комбайн и вместо того, чтобы на нем работать в поле, перепродавал его соседу, но уже по рыночной цене. Фактически, деньги тратились впустую. Сейчас мы говорим о том, будет литраж молока, будет тоннаж мяса, будет
Нашей администрации приходится очень многое менять, ломать устоявшееся до нас, и не всем, конечно, это нравится. Но перед нами есть цель. Мы хотим по всем сферам изменить ситуацию к лучшему, и мы уже ее меняем.
В поисках инвесторов
— Администрация региона ждет инвесторов из любых краев. Но географическая близость, открытая граница и нахождение в едином Союзном государстве с замечательной Республикой Беларусь, в первую очередь, заставляет обращать наши взоры в адрес Республики Беларусь, ее руководителей и сельхозпроизводителей.
Но для того, чтобы создать возможности для прихода инвесторов из Беларуси или
Заинтересуют или нет наши предложения белорусских или иных сельхозпроизводителей, пока сказать сложно. Но первую часть работы мы сделали, по земельному фонду у нас есть понимание. Эти участки земли мы будем предлагать всем, не только белорусам.
Мы ждем всех, поскольку сами не в состоянии полностью обрабатывать свои земли.
Развивать сельскохозяйственный бизнес на приграничных землях, нам кажется, белорусам должно быть интересно. Но мы понимаем, что Республика Беларусь — государство с очень жесткой вертикальной дисциплиной, где тому или иному предпринимателю нужно получить, в том числе, и сигнал со стороны государства, что оно не возражает против того, чтобы он размещал свой бизнес за пределами страны. Поэтому мы ведем переговоры и с руководителями регионального уровня, и республиканского уровня. Считаю очень полезными для региона и мои постоянные контакты с госсекретарем Союза России и Белоруссии Григорием Алесеевичем Рапотой.
Нам нужно, чтобы земельный фонд области обрабатывался, а не зарастал, и давал бы урожай. Но для нас принципиально важно еще и серьезное увеличение налоговой базы. А потому принципиальная позиция моя и администрации области для всех инвесторов, не только из Беларуси, но и из Российской Федерации, и не только в сфере агропромышленного комплекса, но и в иных сферах экономики, — это обязательная регистрация юридического лица на территории Смоленской области для пополнения регионального бюджета.
О сокращении чиновников
— Мы завершаем реформирование администрации Смоленской области, я имею в виду сокращение реально работающих физических лиц. Часть из них пока еще является сотрудникам администрации, поскольку не завершены соответствующие юридические процедуры сокращения, часть уже не является. Общая цифра, которой нам удалось достичь в рамках реформы, составляет порядка семисот человек.
Почему мы пошли на это? Мы увидели, что у нас один из самых раздутых аппаратов администрации в рамках Центрального федерального округа. Это тоже не очень позитивное наследство от предшественников, когда никто этими вопросами вообще не занимался. Речь идет не только о сокращении государственных служащих, что является федеральным решением и жесткими рекомендациями субъекту. Речь идет о фактическом, физическом сокращении количества работающих в администрации людей.
Мы практически уже со всеми этими сотрудниками расстались, и ничего в работе администрации не поменялось. Она не стала хуже, ежедневная деятельность осуществляется в полном объеме, как и было ранее. Это говорит о том, что мы приняли правильное решение. Мы, таким образом, экономим более 80 миллионов рублей, которые, безусловно, потратим на решение тех или иных проблем, стоящих перед регионом.
Сейчас мы проводим реформу еще дальше. Мы считаем, что необходимо сокращать и количество людей в подведомственных учреждениях.
Огромное сожаление вызывает то, что значительная часть людей оказывается на улице, но, как любой руководитель, я должен соотносить плюсы для большинства и минусы для меньшинства. И
О команде
— Я считаю, что те, кто работает в качестве моих заместителей — это моя команда.
Более того, команда, если говорить шире, это не только чиновники областной администрации. Я считаю некоторых глав муниципального звена, руководителей муниципальных образований, глав администраций муниципальных образований также членами моей команды, хотя они работали здесь задолго до момента формирования нашей администрации. У нас совпадают взгляды, совпадает видение на развитие региона. При том, что есть и те, у которых совершенно иное видение и иные взгляды.
Есть общественные деятели, которых я тоже считаю членами моей команды, — тот же Юрий Николаевич Ребрик, крайне мною уважаемый человек. Перечень большой: люди, которых я считаю членами моей команды, — из совершенно разных сфер. Я стараюсь объединить тех людей, которые действительно понимают проблемы, с которыми столкнулась область и администрация. Тех, кто видит, что мы стараемся менять ситуацию на Смоленщине к лучшему, со всеми субъективными и объективными оговорками. Я вижу, что люди действительно верят, что я здесь хочу изменить ситуацию настолько, насколько это возможно в сфере федеральных решений и в сфере того наследства, которое досталось.
О застройке «пятачка» на площади Победы
— Интерес смолян к этой теме абсолютно понятен. Вновь придется констатировать, что администрация области совместно с администрацией города вынуждены решать застарелые проблемы, оставшиеся нам в наследство.
Что касается сквера на площади Победы и аукциона на продажу этого земельного участка под застройку. Задолго до нас и задолго до действующей сейчас администрации города Смоленска, при прежних главах администраций, при прежних администрациях области и города были оформлены отношения с одним из крупнейших российских девелоперов по строительству там
Почему сейчас администрация Смоленской области под моим руководством должна выплачивать 52 миллиона рублей только лишь за то, что когда то, еще раз подчеркну — задолго до нашего появления здесь, прежняя городская администрация, грубо говоря, «кинула»
Но люди об этом не знают, а недобросовестные политиканы и средства массовой дезинформации подают эту историю так, как им выгодно подать, дабы дискредитировать областную власть.
Будет аукцион, будет приобретена
Возможно, Смоленский городской Совет проведет дополнительные слушания по этой проблеме, чтобы учесть мнение жителей города. И тогда будем совместно выходить с городской администрацией с учетом мнения жителей города на то, чтобы там появился такой объект, который подарит жителям города положительные, а не отрицательные эмоции.
Очень личное
— Начав работать в 15 лет, и имея очень большой опыт практической работы в разных сферах и в разных направлениях, я старался и стараюсь в первую очередь всегда с себя спрашивать. И, будучи требовательным, прежде всего, к самому себе, считаю возможным требовать и с подчиненных. Мне бездельники, лоботрясы, люди, которые пришли на работу для того, чтобы дождаться шести часов вечера и завершения рабочего дня, чтобы в конце месяца за это получить зарплату, в администрации области не нужны.
Я — требовательный руководитель, жесткий. И в этом смысле многим в администрации области работать стало менее комфортно, чем это было ранее, когда и спрос был меньше, и нагрузка была меньше. Но цели стоят перед администрацией области и передо мной лично очень большие, поэтому и спрос большой. Но при этом стараюсь быть справедливым. Удается это или нет, лучше спросить не у меня, а у моих подчиненных.
Я вообще очень сильно поменялся за последние годы. И те качества, которые во мне ранее отмечали и мои родственники, и мои друзья, они, к сожалению, по вынужденным причинам в последние годы прячутся все больше и больше вглубь меня самого. Это — открытость, это абсолютная вера в людей, доверие к людям. Потому что та должность, которую я занимаю сейчас, если ты хочешь достичь результатов, заставляет быть другим. Заставляет лишний раз перепроверить действия того или иного подчиненного, чтобы убедиться в том, что он действительно в полном объеме выполняет твои указания и не подводит тебя.
Что еще изменилось? На работу я прихожу очень рано и ухожу очень поздно. Мои подчиненные вынуждены с этим соглашаться, или, если не согласны, вынуждены с этим мириться. Я насильно никого не держу, но реализовать одному то, что я хочу, невозможно. Поэтому, кто хочет работать именно так, кто хочет добиваться результатов, кто хочет расти карьерно, тот работает и будет работать. Те, кто хочет получать зарплату и иметь просто запись в трудовой книжке, они постепенно будут отсюда уходить. Меня больше всего удивляет, и я неоднократно об этом говорил, что я, не будучи коренным по рождению смолянином, готов для Смоленщины сделать гораздо больше, чем многие из тех, кто здесь рождены. Не понимаю, почему это так, и сожалею по этому поводу…