#7 (97)
21 апреля 2014

Два года Островского

Светлана Савенок

Главная тема

Оценивая два года губернаторства Алексея Островского, мы решили не углубляться в детали, не мельчить подзаголовками «инвестиции», «социальная сфера» и так далее… Решили зайти «по-крупному»

И речь в данном случае — даже не об успешном завершении «злополучной» истории подготовки к юбилею Смоленска (а многие ожидали, что именно на этой ступеньке Островский споткнется). И не об успехе «Единой России» на выборах в облдуму (даже сами единоросы открыто признают: «наш результат — заслуга Островского»)…

Об этом мы писали уже, да и коллеги наши еще наверняка напишут, подводя итоги двух лет губернаторства Алексея Островского.

Нынче мы захотели узнать «федеральное мнение» и задали вопросы не только авторитетным политологам, но и государственным деятелям. Тем экспертам, чьё профессиональное мнение нам показалось интересным (откровенно говоря, в том числе, и в силу их свободы от наших условностей).

Оценивая ситуацию в регионе и работу главы, они отметили два важнейших момента: за эти два года Островскому удалось консолидировать региональную элиту, привести систему органов власти различного уровня в устойчивое, управляемое состояние и выстроить целенаправленную экономическую и инвестиционную стратегию.

Но об этом — ниже. А вот то, что мы отметили для себя.

Губерния плясала, как хотела

Не будем повторяться, описывая подробности административно-политического ландшафта региона двухлетней давности, заметим лишь, что постоянная тряска на его кочках и ухабах не могла не сказаться как на имидже региона, так и на социальном самочувствии, а также экономических показателях. Весной 2012-го долготерпению федерального центра пришел конец, и с легкой руки Кремля, при единогласной поддержке генсовета «Единой России» и регионального парламента Смоленскую область возглавил Алексей Островский. Комментируя «необычное» (в виду партийной принадлежности Островского) кадровое решение Кремля, эксперты тогда сошлись во мнении, что первоочередной задачей, решения которой ждут от Островского, отправляя его в этот «очень непростой регион» — это объединение элит и наведение «элементарного порядка» в органах власти.

Учитывая, что на тот момент «губерния плясала, как хотела», и к мнению области в муниципалитетах прислушиваться разучились, некоторые «зарвавшиеся местные князьки» поначалу всерьез нового губернатора не восприняли. И еще в ходу был привычный для смоленских чиновников анекдот: «Пожуем — увидим», — облизываясь, ответил саблезубый тигр на вопрос о том, как ему понравился новый дрессировщик.

В итоге нескольким любителям «пожевать» пришлось написать заявления о сложении полномочий и попытаться «слиться цветом с окружающей средой».

Прекратите охреневать!

Говоря о тонкостях процесса дрессуры смоленских «саблезубых тигров» районного розлива мы писали, подводя итоги 2013 года («Мастер-класс Алексея Островского»), вот небольшая цитата:

«В самом начале своего губернаторского срока Алексей Островский дал всем чиновникам (и муниципальным, в том числе) очень четкий и недвусмысленный сигнал. Если кратко и без политеса, суть такова: прекратите „охреневать“! Не позволю! Поверили не все…

Первым проследовал „на выход“ (конечно же, „по собственному желанию“) Анатолий Пигалев, который слишком долгое время руководил Смоленским районом. Официальной причиной отставки назвали пошатнувшееся здоровье. И пошатнулось оно удивительно вовремя. Не зря же губернатор Островский решение Пигалева не только поддержал, но и приветствовал.

Далее, в рекордно сжатые временные сроки полетело сразу три главы. Первый — глава администрации Ярцевского района Александр Петраков. Он подал в отставку после беседы с губернатором. Так и хочется добавить — не приходя в сознание — потому что, вот как описал произошедшее глава региона: „Во время нашей встречи я высказал свое неудовлетворение сложившейся в муниципальном образовании тяжелой социально-экономической ситуацией и неспособностью администрации района решать изрядно накопившиеся вопросы и проблемы жителей района… Вижу, что застой необходимо ликвидировать“. После этого Алексей Островский высказал свое неудовлетворение работой еще двух теперь уже бывших глав районов: Угранского и Духовщинского. Николай Силаев и Юрий Соловьев приняли разумное решение самоликвидироваться. Формулировка „ушел в отставку, не приходя в сознание“ стала очень популярной».

Время показало, что это была лишь прелюдия, потому что с начала 2014-го Островский самым серьезным образом «углубился в глубинку».

Политика, перетекающая в экономику

Завершен ли к настоящему времени процесс очищения органов муниципальной власти от людей случайных, ленивых и равнодушных?

Вряд ли.

И если кто еще не поверил намерению Островского «доехать до каждого сельского поселения», это зря. ЭТОМУ губернатору лучше верить сразу (это совет чиновникам во избежание разного рода неприятных неожиданностей).

Подводя итоги первых двух лет работы Островского, мы совсем не случайно вывели эту компоненту — работу в районах области — на одну из главнейших позиций. Потому что, кроме прочего вороха проблем, характерных для каждого муниципального образования, выявилась проблема регионального уровня. Проблема системная, которая, быть может, и объясняет главную «смоленскую беду»-то самое многолетнее «невезение с губернаторами».

Уже по следам первых рабочих поездок губернатора «в глубинку», стало понятно, что прежде работа первых лиц региона в районах носила несколько иной характер. Видимо, не барским (не губернаторским) делом считалось «их грязь ковырять» — на то есть главы районов, пусть сами решают. А вот Островскому, к примеру, «не слабо» было несколько рабочих визитов в Ярцево совершить, чтобы проблема города, чуть не утонувшего в мусоре окончательно, была решена. В другом районе люди сообщили, что подобных — рабочих визитов для решения конкретных проблем населения — раньше не совершал НИ ОДИН губернатор: «На праздники приезжали, да, на охоту… а так — впервые». И, наконец, совершенно вопиющий случай произошел во время рабочей поездки Островского в Ершичский район: местная власть ничтоже сумняшеся хотела НЕ ПУСТИТЬ жителей на встречу с губернатором… не получилось.

Вот эти три мазка на холсте очень четко обозначили картину существовавших прежде отношений между региональной властью и муниципалитетами: заседания, отчеты чиновников, форумы, советы глав муниципалитетов, ни к чему не обязывающие речи (в отдельных случаях — тосты), бюджетные трансферты… Населению в этой сложившейся цепочке отношений места не находилось. Не один десяток лет действовал принцип, который устраивал обе стороны — «мы вас не беспокоим, и вы нас не трогайте».

Так потихоньку распродавались земли сельхозназначения, производился «подпольный сев», якобы на пустующих землях… Много неприглядного происходило, и последствия этой вседозволенности со стороны местных властей при отсутствии должного внимания со стороны власти региональной вовсе не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Теперь администрация Островского вынуждена распутывать (а иногда и рубить) этот гордиев узел сомнительных приватизаций (порой — сомнительными «инвесторами»)…. Все эти проблемы и предстоит решить администрации Островского.

P. S. Почему мы уделили такое пристальное внимание вопросу повышения управляемости в регионе, подводя нынешние итоги деятельности губернатора? Ответ очевиден. Смоленская область «досталась» Островскому с тяжелым обременением: конфликтами элит, низкой управляемостью и огромным госдолгом.

И нынешние проблемы экономики региона — прямое следствие прежнего управления регионом, простите, «без руля и ветрил»…. Хорошо, что в скалу не врезались.

А теперь — слово нашим федеральным экспертам.

Алексей Мухин:
«Мнение о регионе нужно изменить, именно поэтому Алексей Островский и занял пост губернатора»

генеральный директор Центра политической информации

— Два года назад многих очень удивил выбор Кремля в пользу кандидатуры Алексея Островского на пост губернатора Смоленской области. Ведь тем самым был создан прецедент: президент выдвинул, а партия власти единодушно одобрила губернатора-неединоросса

— В аппарате президента РФ в свое время было принято решение: с целью реабилитации парламентских партий, увеличения их политического веса и возможности реализовать свою политическую программу — стимулировать их представительство на региональном уровне, соблюдая при этом баланс сил. Именно поэтому в дальнейшем на посты глав регионов были назначены представители «Справедливой России» и КПРФ.

— Какая при этом преследовалась цель? И насколько оправдана такая модель?

— Расчет аппарата президента РФ оказался верен — началось постепенное восстановление реноме парламентских партий, хотя этот процесс оказался затруднен, благодаря демотивационным усилиям «несистемной оппозиции», которая интенсивно «зачищала» пространство «под себя», вместе с «Единой Россией» под их «горячую руку» попали и парламентские структуры.

Пример Алексея Островского, при определенных усилиях с его стороны, может стать модельным, показательным для остальных участников процесса: для этого ему необходимо не только привлечь в регион сильных инвесторов, но и упорядочить отношения с наиболее перспективными социальными группами: «средним классом», СМИ, военными и интеллигенцией. Речь идет о банальном внимании со стороны власти, понимании проблем и привлечении инициативных представителей к реализации проектов.

— Насколько вообще в нынешней системе играет роль личность и партийность губернатора?

— Личность главы региона в нынешней системе власти играет определяющую роль, а вот партийность не влияет на популярность политика (пример Никиты Белых является в данном случае хрестоматийным).

— Что, на ваш взгляд, Островскому удалось или не удалось за эти два года, помимо консолидации разноперой и непослушной при прежнем губернаторе смоленской политэлиты?

— Сама по себе консолидация элиты проблем не решает: «избираемость» губернатора (основной критерий устойчивости в глазах президента РФ) зависит от идей, которыми он увлекает подведомственные ему группы, контроль над экономическими и социальными процессами в регионе и успешность (позитивная динамика) его развития.

— К рейтингам губернаторов, на ваш взгляд, насколько серьезно относятся в АП? И насколько серьезно к ним стоит относиться губернаторам?

— Места в региональных рейтингах губернаторов — элемент морально-психологического давления на региональную власть. Во время принятия решения в аппарате президента РФ на них внимания не обращают. Используют только разве как повод. Рейтингование для регионов — сигнал для того, чтобы сделать организационные выводы и обратить внимание на указанные в методике и аналитической части рейтингов «слабые места» в их работе.

— В самом Смоленске распространено мнение, что на федеральном уровне Смолобласть считают депрессивным, бесперспективным регионом — такова многолетняя репутация. Может ли какой-то конкретный губернатор — Островский, скажем, изменить репутацию региона?

— Мнение о регионе можно (и нужно) изменить: именно поэтому Алексей Островский и занял пост губернатора. Можно сказать, речь идет о тестировании партийной элиты на предмет ее профпригодности, так что на молодого губернатора возложена ответственность не только за репутацию региона, но и за репутацию партии.

Франц Клинцевич:
«Проходит время, и ты понимаешь, ага, Островский ведь прав был»

депутат Госдумы, член генсовета «Единой России»

— Могу сказать, что Алексей Островский внедрил модель управления уникальную, и его опыт — я в этом не сомневаюсь — будет распространяться и в других регионах. И я был свидетелем, когда некоторые и мои коллеги поначалу очень скептически отнеслись к этому его начинанию и пытались критиковать… Я тогда еще сказал: Островский делает правильную и важную вещь. В этом плане, несмотря на свой возраст, он проявил себя как очень зрелый политик. Кстати, сколько знаю его (а я его знаю давно), он не перестает меня удивлять. Не буду скрывать, по некоторым его шагам иной раз и у меня бывала другая позиция, но проходит время, и ты понимаешь, ага, Островский ведь прав был. Тренд, который Островский создал по объединению элит, направлен не на политическую конъюнктуру, а на повышение благосостояния людей и наведение порядка в регионе. И смотрите, в регионе, где противостояние элит всегда было острым (что не могло не сказываться на его развитии), ситуация изменилась кардинально. Да, есть одна оппозиционная партия, которая критикует губернатора за какие­то «провалы» (по их трактовке) в социальной сфере. Но понятно же, что это лукавство. Это федеральная ситуация, а не провал губернатора. И поверьте мне, не будь Островского, все могло бы быть гораздо хуже. Я сейчас не только о социальной сфере говорю… А проблемы есть и будут, как и в других регионах сейчас. И что еще мне нравится, Островский активно ездит по районам и встречается с людьми для того чтобы понять проблемы каждого поселения. Вот это тоже очень важно. Возвращаясь же к теме коалиционной работы, скажу так: губернатор, который адекватен, который работает на область, на страну, не может себе позволить иметь яркую политическую окраску. Потому что ему надо решать проблемы людей, живущих на территории региона. И люди разные, с разными политическими взглядами. И вовсе не правильной политической ориентации ждут они от губернатора, она им не важна вовсе. А вот без стабильной ситуации, если происходят конфликты элит, ничего сделать нельзя. Островский сразу это очень четко понял, и время показало его правоту. Поэтому я совсем не исключаю, что по истечении первого губернаторского срока, если Островский пойдет на выборы, он станет не кандидатом от какой­то одной партии, а общенародным кандидатом.

Вячеслав Никонов:
«Думаю, областная власть находится на правильном пути»

председатель комитета Государственной Думы России по образованию, президент фонда «Политика»

— Вячеслав Алексеевич, Смоленская область стала первым регионом, в котором с подачи Кремля и при поддержке «Единой России» губернатором стал член ВС партии ЛДПР. Как вы могли бы объяснить ставку первых лиц страны именно на Алексея Островского?

— Конечно, это уникальный случай в современной российской истории, когда представитель действительно оппозиционной партии был предложен Кремлем для назначения губернатором. Очевидно, что это часть некоего пакета договоренностей, которые существуют, прежде всего, между руководителем либерально-демократической партии Владимиром Вольфовичем Жириновским и высшим российским руководством. Понятно, что эти отношения не вполне простые, но они весьма конструктивны и имеют достаточно большую положительную повестку дня и сферу совпадающих интересов. Алексей Островский как раз олицетворяет эту сферу совпадающих интересов ЛДПР и Кремля. Почему он, а не кто-то другой от ЛДПР? Ну, это был выбор Владимира Вольфовича, который знает своих людей и, судя по всему, высоко ценит способности Алексея Островского. Ясно, что здесь его выбор был, наверное, решающим.

Что касается «Единой России», то она тоже заинтересована в том, чтобы поддерживать с ЛДПР дружественные, конструктивные отношения. Поэтому она согласилась поддержать это назначение.

— Можно ли на примере губернаторства Островского говорить о том, насколько оправдана такая модель: успешна или напротив?..

— Уже есть опыт, связанный с передачей руководства области коммунистической партии в Орле. Подобная ситуация, когда представитель компартии при поддержке «Единой России» стал губернатором. Поэтому этот опыт тиражируется, он не уникален. Будет ли он распространяться дальше? Это зависит от большого количества факторов, прежде всего, связанных с отношениями между Кремлем и различными политическими партиями, представленными в парламенте. Время показало, что эта схема вполне работоспособна. У Алексея Островского не только с региональным, но и с федеральным руководством «Единой России» отношения, действительно, конструктивные. Хотел бы сказать, что там есть полное совпадение позиций по всем вопросам. В целом это взаимодействие объективно неизбежно: если человек руководит регионом, то, естественно, он должен, в том числе, опираться на политическую силу, которая представляет большинство смоленских избирателей, которая располагает контрольным пакетом в законодательном собрании и которая в значительной степени контролирует ситуацию в масштабах всей страны. Поэтому здесь интерес, естественно, взаимен.

— Насколько вообще в нынешней системе играет роль личности и партийности губернатора?

— Сейчас Россия находится в переходном периоде от системы, когда губернаторы утверждаются законодательным собранием по представлению президента, к системе выборов. Когда идут выборы губернаторские, то, конечно, вопрос, связанный с личностью и с партийностью, играет роль. На выборах в первую очередь обращают внимание на личные качества кандидата, в большей степени, чем на партийность, как показывает опыт выборов, проходивших в девяностые и начале прошлого десятилетия. Роль личных качеств — на первом плане. Это, кстати, показали и выборы, которые прошли в Новосибирске, где выбирали мэра третьего по величине города России, и победу одержал представитель компартии, хотя у компартии там далеко не первый рейтинг. В данном случае роль личности оказалась более важной. Кстати, Локоть, как и Островский, тоже имеет прежде всего опыт парламентской деятельности. Этот опыт тоже не стоит сбрасывать со счетов. Неправильно считать, что парламентский опыт не является управленческим. Управление комитетом в Государственной Думе — это достаточно серьезная управленческая деятельность, скажу я вам.

— Что, на ваш взгляд, Алексею Островскому удалось или не удалось за эти два года, помимо консолидации разноперой и непослушной при прежнем губернаторе смоленской политэлиты?

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что период этих двух лет его губернаторства — это достаточно сложные годы для России: экономика в целом замедлялась и, конечно, это сказывалось на ситуации во всех регионах. Кроме того, Смоленская область относится к числу «тяжелых» областей, которые имеют достаточно серьезную закредитованность, и где темпы развития на протяжении последних двух десятилетий были далеко не самыми впечатляющими. С учетом того наследства, которое было получено, думаю, что заслуги Островского можно оценить с положительным знаком. Ему удалось в значительной степени консолидировать региональную элиту и выстроить целенаправленную экономическую стратегию. Соответственно, пошли и инвестиции, насколько я знаю — более 58 млрд. руб. (социальный эффект — порядка 13 тысяч новых рабочих мест). Думаю, областная власть находится на правильном пути.

— К рейтингам губернаторов, на ваш взгляд, насколько серьезно относятся в администрации президента? На самом деле, ведь там достаточно и иных многочисленных источников… И насколько серьезно к ним стоит относиться в самих регионах?

— Все зависит от того, кто эти рейтинги составляет. Есть система оценки работы губернаторов на основании критериев, которой руководствуется администрация президента. Эти критерии связаны с социально-экономическим развитием, социальной сферой, образованием, культурой и так далее. Именно на эти рейтинги администрация и ориентируется в оценке работы губернаторов. Что касается рейтингов оценочных, которые выставляют политологи, то, конечно, они не влияют ни на что. Это приблизительно то же самое, что, например, рейтинг ста наиболее влиятельных политиков России. Но реально лица, принимающие решения, если и обращают на них внимание, то не в первую очередь.

— В самом Смоленске распространено мнение, что на федеральном уровне Смоленскую область считают депрессивным, бесперспективным регионом — такова многолетняя репутация. Может ли какой-то конкретный губернатор — Островский, скажем, изменить репутацию этого региона?

— Ни один регион России не считается бесперспективным. Это как дети — вопрос в том, кого больше любишь. Другое дело, что Смоленская область по своим социально-экономическим показателям не входит в число лидеров. Это дотационный регион, который длительное время не демонстрировал никаких впечатляющих результатов развития. Но такие регионы пользуются повышенным вниманием федерального центра. Уверяю вас, если регион благополучен, то о нем, как правило, у федерального центра голова не болит. В гораздо большей степени уделяется внимание неблагополучным регионам. Думаю, что те рекомендации, которые даются власти смоленской, они продиктовали стремлением улучшить ситуацию, насколько это возможно. Ситуация в российской экономике не самая простая и, похоже, она не будет улучшаться ввиду сложного международного кризиса, в котором мы оказались. Но те усилия, которые предпринимаются, позволяют продемонстрировать положительную динамику.

Александр Улитин:
«Отсутствие значимых конфликтов в регионе — сильная сторона Островского»

политолог, медиа-эксперт

— Когда говорят об итогах, пусть и промежуточных, того или иного губернатора, то смотрят, в первую очередь, на экономическую ситуацию в регионе. С этим у Алексея Островского проблемы: бюджет принят с дефицитом в 3,5 миллиарда рублей, по отношению госдолга к доходам Смоленская область в 2013 году находилась в антилидерах по России.

К сильным сторонам Островского можно отнести наличие в регионе действующего коалиционного правительства, а также отсутствие значимых конфликтов, которые бы вышли на федеральный уровень. Плюс, что немаловажно, — он остается единственным губернатором от ЛДПР, а партия пока не давала повода лишать себя такой «привилегии». Медийная особенность смоленского губернатора такова: несмотря на журналистское прошлое и работу в пресс-службе ЛДПР, Алексей Островский крайне редко вызывает медиа-резонанс в центральных изданиях. Пожалуй, самой громкой вышла история с инициативой провести в школах и вузах области «круглые столы», посвященные митингам на Болотной площади. В целом же, на страницах федеральных изданий смоленский губернатор пока редкий гость.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/097/02