Дом Конёнкова
Владислав Кононов
Культурный слой
На улице Маяковского находится небольшое старинное здание «с богатым и прихотливым декором», похожее на частный особняк. Построено оно в эклектическом стиле в начале
Здесь в 1872 году открылось смоленское отделение Государственного банка. Его первым вкладчиком стал сам управляющий, статский советник Владимир Егорович Моллериус. Вскоре в этом же здании открылась и сберегательная касса.
Спустя почти столетие этот дом для своего музея выбрал знаменитый Сергей Тимофеевич Конёнков. Выбор города не случаен. Смоленщина — родина Конёнкова, в Смоленске проходили многие его выставки. Мастер трепетно относился к своим творениям, волновался за их судьбу. И ему хотелось, чтобы на родине были не только отдельные работы, но и цельное собрание, музей его скульптуры.
По словам руководителя области Ивана Ефимовича Клименко, известный
»Что касается музея и места для установки бюста, то мы условились предоставить ему самому право выбирать наиболее подходящее место в центре города и указать место, где лучше всего смотрелся бы его бюст, — вспоминал Клименко. — Речь шла об установке знаменитого «Автопортрета», за который в 1957 году ему была присуждена Ленинская премия».
В Смоленске Сергей Тимофеевич Конёнков пробыл почти два дня,
В своей книге «Думы о былом» Иван Ефимович Клименко описывает такой эпизод, случившийся после официальной встречи скульптора с руководством области: «Когда вышли из Дома Советов, я заметил, что Сергей Тимофеевич, чтобы не увидеть памятник Ленину работы
Здание, на которое указал Конёнков для своего будущего музея, к тому времени стало очень ветхим. При его восстановлении была полностью изменена планировка и внутренняя отделка интерьера. По желанию скульптора часть работ из его московской мастерской была передана в Смоленск и разместилась именно в этом здании.
Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года. Сам мастер до этого события не дожил — он умер в
Скульптуры мастера, заполнив залы, сразу же создали особую атмосферу, наполнив пространство красотой, гармонией, теплотой — всем тем, чем жила душа самого Конёнкова, и что он передал своим творениям.
За долгие годы работы музея его собрание удвоилось. Сейчас коллекция насчитывает свыше восьмидесяти уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Для их создания мастер использовал свой любимый материал — дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Близка к сказочным скульптурам и мебель, сделанная из пней, коряг, ветвей деревьев.
Каждая из скульптур Конёнкова — часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. Многие произведения возникли как память от встреч с выдающимися современниками. Их немало:
Каждое из произведений Конёнкова
«Сын Бога