ДМБ-89 , часть 7
Интернационал
Аркадий Околоточный
Советский Союз: взгляд из прошлого
первую часть читайте тут: http://journal.
вторую часть читайте тут: http://journal.
третью часть читайте тут: http://journal.
четвёртую часть читайте тут: http://journal.
пятую часть читайте тут: http://journal.
шестую часть читайте тут: http://journal.
Советский Союз, как известно, являл собой пример чрезвычайно многонационального сообщества. Пятнадцать братских республик, более ста национальностей и народностей
Вообще, интернационализм был одним из краеугольных принципов
Советская Армия, что вполне естественно, была как бы страной в миниатюре, а потому представляла такой же хитросплетенный многонациональный конгломерат.
До начала своей службы в рядах вооруженных сил Андрон Савенко в своем родном Смоленске общался, дружил и проводил время в кругу людей довольно ограниченного числа национальностей и народностей. В подавляющей своей массе это были русские. Довольно часто встречались украинцы, реже белорусы. Еще реже — евреи. Впрочем, последние, учитывая имевший место в нашей стране латентный антисемитизм, старались не афишировать свою исконную национальность и записывались в метриках русскими или теми же украинцами…
В армии все было гораздо сложнее и любопытнее.
Среди офицеров и прапорщиков, конечно, присутствовали, в основном,
Рядовой же состав был представлен намного шире. К примеру, только в расчете радиолокационного комплекса, на котором служил Андрон, были: русский Гриша Ивченков, украинцы Валера Вагилевич, Любомир Салий, Юра Глущук, лезгин из Нахичевани Зульфугаров Нариман
Были среди бойцов и отличные ребята! Встречались и откровенные г…ки, но реже. Общались все между собой на русском языке, хотя многие, особенно представители среднеазиатских республик, знали его, мягко говоря, условно.
Некоторые из них попали в армию случайно. Казах Молоев долгое время скрывался от своего почетного долга и обязанности в бескрайних казахских степях на выпасе овец и был совершенно случайно обнаружен местным военкомом, когда забрел в райцентр за провизией. Говорили, что родные Молоева предлагали за него выкуп в размере пяти баранов, но
С другой стороны, киргиз Малоев, не смотря на всего лишь однобуквенное отличие в фамилии, был чрезвычайно старательным и ответственным служакой. В итоге, ко второму году службы он стал лучшим в батальоне оператором высотомеров. К Андрону Малоев относился с благоговением, поскольку Савенко, с детства знавший почти наизусть киргизский народный эпос «Манас»,
Вообще, к Андрону практически все бойцы относились
Представители закавказских народностей были несравненно более образованы и попросту умны, чем их среднеазиатские коллеги. Хотя нрав у горцев был очень непростой. Держались они дружно, называли казахов, таджиков и разных прочих «шведов» в неформальной обстановке «чурками» и могли запросто «зачмырить» по поводу и без.
Хотя и тут встречались исключения.
Главными представителями исключений среди всех уроженцев Закавказья и Северного Кавказа были грузин Каматадзе (он же Катамадзе) и азербайджанец Алиев.
В реальности Каматадзе был
Был Каматадзе невысок ростом, коренаст и рыжеволос. Такая же
Биджо любил постоянно напевать
— Слушай, биджо, а ты в Тбилиси был?
— Бил, товарищ летенант! — охотно отозвался Каматадзе.
— Здорово! А я вот не был, — признался Андрон. — Красивый город?
— Э! Очень красиво город! — засмеялся биджо, видимо вспоминая родину.
— А какая в Тбилиси главная улица, знаешь? — решив устроить бойцу маленький тест на сообразительность, поинтересовался лейтенант.
— Какой главный улиц? — не понял Каматадзе.
— Ну, как называется самая главная улица в Тбилиси, знаешь?
— Нет, товарищ летенант, не знай…
— Вот видишь, биджо, ты в Тбилиси был — и не знаешь, — улыбнулся Андрон. — А я вот не был, а знаю! Главная улица в Тбилиси называется проспект Шота Руставели!
Каматадзе внимательно посмотрел на Андрона и тихо отошел в сторону. Молчал он минут пятнадцать, неотрывно глядя в одну точку. По его лицу было видно, что он крайне обескуражен и поражен.
Андрон решил, что на этом разговор окончился и продолжал заниматься своими делами. Неожиданно
—