#8 (98)
6 мая 2014

На переднем крае

Юрий Семченков

Мастерская

Нечётко-сетевые компьютеризированные инструменты организации адаптивной оценки эффективности бизнес-планирования развития авиастроительных предприятий». Если вам знакомы хотя бы несколько слов из вышеприведенного названия научной работы, и вы, в общем, улавливаете смысл этого текстового сообщения, то можете смело, на мой взгляд, отнести себя к достаточно образованным людям. Между тем, кто-то рядом с нами занимается этими вопросами профессионально, на экспертном уровне. И вместе с умудренными опытом и сединами профессорами науку сейчас все чаще двигают вперед молодые современные люди, которым немногим за двадцать.

Знакомьтесь, Ольга Багузова. Совсем недавно золотая медалистка в средней школе, стипендиатка правительства и президента России и неоднократный лауреат различных конкурсов молодых ученых в вузе. Ныне — кандидат экономических наук, научный сотрудник и старший преподаватель кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике Смоленского филиала федерального государственного «Национального исследовательского университета МЭИ».

— Ольга Валентиновна, расскажите, как девушка принимает решение после школы пойти учиться в технический вуз. Что в первую очередь влияет на такой выбор: хорошее знание математики, советы родителей, компания подруг?

— Математика в школе мне хорошо давалась, легко. Я смолянка, училась в 26-ой школе. У нас был профильный математический класс, и математику я очень любила, участвовала в олимпиадах. Именно это, главным образом, и определило мой выбор. Но получить чисто техническую специальность для девушки все-таки сложно с точки зрения будущей жизни — мужчинам, что бы ни говорили, в технической сфере отдается больший приоритет. Поэтому я выбрала специальность, связанную не только с точными науками, но и с экономикой, а именно — прикладная информатика в экономике на кафедре менеджмента и информационных технологий в экономике. Это образование и определило направление моей дальнейшей работы. Самое интересное, как известно, всегда находится на стыке разных наук. Вот и кандидатская диссертация у меня по экономическим наукам, но специальность специфическая, связана с математическими и инструментальными методами в экономике.

Изначально в выборе института я не металась, сразу решила, что пойду учиться в СФ МЭИ. Элитный вуз с хорошей историей, родители, кстати, мне его тоже советовали. Приходила сюда, узнавала о специальностях. В те годы на специальность, по которой я в дальнейшем училась, как раз проходили первые наборы студентов.

— Насколько я помню, конкурс был какой-то сумасшедший?

— Конкурс был, действительно, очень большой, но у меня была золотая медаль и хорошие результаты ЕГЭ. И получилось, что я поступала без экзаменов, как раз тогда были льготы, и мне повезло. Помню, все говорили, что эта специальность и научная, и техническая, и экономическая. Меня заинтересовало то, что после окончания учебы открывался очень широкий спектр возможностей: можно было уйти и в информатику, и в экономику, и в маркетинг. А если чуть подтянуть бухучет, то стать и бухгалтером.

— Кого больше на этой специальности — мальчиков, девочек?

— В разных наборах по-разному. Девочки после обучения в основном уходят в банковскую сферу, мальчики — в программирование. Многие уезжают на работу в Москву, Санкт-Петербург, в крупные серьезные, в том числе, и зарубежные фирмы. Кто-то даже продолжает учебу в магистратуре за границей. Одна студентка получила грант на обучение и уехала учиться в Германию, другая — в Финляндию, в Хельсинки.

— Как в вузе студенты начинают заниматься наукой? Из набора, скажем, в двадцать пять человек серьезно ведут научную работу человека два-три? Или вас всех заставляли проводить научные исследования?

— Нас не заставляют, нас привлекают. Привлекают тогда, когда начинается изучение специальных курсов. Это третий год обучения. И сейчас, и в наше время, когда я была студенткой, всех приглашают заниматься наукой, рекомендуют писать статьи. Когда с этим сталкиваешься, то понимаешь, что это, оказывается, очень интересно. Много читаешь, изучаешь новую интересную информацию, работаешь с руководителем, тебе помогают. А сейчас для студентов еще больше привилегий в этом отношении. Те, кто занимается наукой, получают повышенные стипендии. Я, например, получала стипендию правительства России, а когда поступила в аспирантуру, стала получать именную стипендию президента РФ.

— Сколько людей в вашем институте получают такие стипендии?

— Среди аспирантов — два-три человека, среди студентов — побольше, около десятка. У нас, кроме этого, есть различные стипендии ученых советов. Студент, если заслужил, получает стипендию ученого совета Смоленского филиала МЭИ, потом его выдвигают на ученую стипендию головного вуза МЭИ, потом уже дальше — стипендии правительства и президента Российской Федерации. Само собой, нужно хорошо учиться, заниматься научной работой, принимать участие в различных научных конкурсах, конференциях, семинарах. Скажем, я еще студенткой участвовала в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. С этого, по сути, и начался весь мой путь в науку. Потом был конкурс молодых ученых, который проводится администрацией Смоленской области. Совместно с кафедрой оптико-электронных систем мы занимались разработкой и оценкой экономической эффективности оборудования для обработки ультрафиолетовым излучением инкубационных яиц кур. С этим проектом мы с Беляковым Михаилом Владимировичем заняли первое место. В следующем году продолжили свою работу и занимались уже обработкой сосновых семян для увеличения их всхожести. Наши сложные климатические условия ограничивают всхожесть хвойных пород, а эта технология очень интересна, особенно для тех, кто занимается вырубкой леса.

— Интересна тому, кто вырубает лес?

— В том-то и дело, по закону они обязаны восстановить лес после своих вырубок.

— Насколько это востребовано, не уходит ли ваша работа как вода в песок?

— Это сложные комплексные разработки, и, конечно, с финансовым обеспечением очень непросто. Все разработки финансируются частично самостоятельно, частично нашим вузом. Участие в конкурсах, за которыми следит вся научная общественность, дает надежду на то, что и люди, которые занимаются внедрением, практикой, могут увидеть там наши интересные проекты. Но пока с этим, честно говоря, сложно.

— Как выбираются темы для научной работы?

— Все начинается с интереса. Как проводятся фундаментальные исследования?

— Как?

— Сначала кому-то из партнеров в голову приходит новая идея, в нашем случае — Михаилу Владимировичу Белякову, он занимается оптическими излучениями, разработкой светодиодов. Потом появляются мысли, как эту разработку применить. Находится сфера применения, а дальше начинается расчет экономической эффективности. Сейчас, в условиях рыночной экономики, никого не интересуют убыточные технологии. Пусть она суперинтересная и суперпривлекательная, но если она не будет окупаться, то ни одного инвестора не заинтересует.

— А как же признание потомков, чистая наука и тому подобное?

— Пришло другое время. Мы переходим на модель западной науки, где все исследования финансируются в большей степени не государством. Ученые работают на рынок, инвестиционные фонды ищут стартапы и потом их финансируют. На чистую науку для будущего нужны огромные средства. Пока мы таких средств не получаем. Может быть, мы вернемся к модели Советского Союза, хотя там была своя специфика — в первую очередь финансировались военные нужды, космос.

-То есть проблем с переходом от облучения семян и яиц к разработке новых ракетных комплексов для молодых ученых нет?

— Естественно, что родина попросит, то и сделаем. Сейчас, например, мы работаем по госзаданию с профессорами нашего института Богатыревым Александром Федоровичем и Борисовым Вадимом Владимировичем над темами, связанными с разработкой интеллектуальных методов в топливно-энергетическом комплексе. Все, как положено, — госзаказ, государственное финансирование.

— Попытайтесь нам, далеким от науки людям, как можно более доступно, объяснить, с чем связаны конкретно ваши научные интересы?

— Наша специальность связана с информатизацией различных бизнес-процессов. Я занималась, в частности, анализом внешней и внутренней среды предприятий. Допустим, есть некое предприятие, и есть его внешняя среда: поставщики, потребители, государственные органы, информационные агентства и так далее. Я анализировала, каким образом внешняя среда влияет на реализацию различных проектов, скажем, инвестиционных. Готовится к выпуску, предположим, новая модель самолета, и нужно проанализировать все факторы, оказывающие влияние на реализацию этого нового инвестиционного проекта. Учитывать приходится очень большое количество факторов, не только экономических, но и политических, и социальных, и технических. Поэтому здесь обычными методами аналитики не обойтись. В этой связи мы пытаемся применить методы интеллектуального анализа данных.

— «Интеллектуальный анализ данных» — это такой синоним слова «думать»?

— Для человека, может быть, да, но мы разрабатываем компьютерные программы. Берем методы искусственного интеллекта, допустим, нейронные сети, подобные нейронной сети человека, и пытаемся заставить эти сети аналогично работать. Конечно, до человека им еще далеко. Но есть учитель, который следит за этим процессом, который обучает эту сеть, и она пытается думать.

— В качестве учителя выступает тоже компьютер?

— Нет, человек учит компьютер думать.

— Связаны ли темы ваших исследований с конкретными условиями, скажем, Смоленщины?

— Наши методы можно, естественно, применять для любого конкретного промышленного проекта и для любого региона или муниципального образования. Берем абсолютно конкретный инвестиционный проект. Допустим, строительство мусороперерабатывающего завода…

— Конкретно в Смоленске.

— Если вы настаиваете, то, хорошо, конкретно в Смоленске, и анализируем именно условия Смоленска. Сколько у нас потенциальных потребителей услуг этого завода, какого рода отходы будут превалировать — промышленные, медицинские, бытовые и так далее. Какие у нас существуют льготные условия налогообложения, есть ли они, нет ли. Готова ли администрация региона или города субсидировать подобные проекты. Какова у нас информационная составляющая, способны ли мы продуктивно рекламировать услуги, чтобы выйти на рынок. Факторов для анализа огромное множество.

— В каком виде мы получаем результат?

— После комплексного объединения данных получаем рекомендации по осуществлению проекта. Или рекомендуем при выполнении определенных условий или не рекомендуем.

— Экономика — наука, на мой взгляд, достаточно неоднозначная. Сейчас даже нобелевские лауреаты не могут достоверно предсказать, например, будет или нет очередной финансовый кризис. Что вы об этом думаете?

— Прежде всего, необходимо делать различие между экономикой прикладной, практической, и экономикой теоретической. То, о чем вы говорите, относится к экономике теоретической, которая, в том числе, изучает и общие закономерности протекания экономических процессов. В этой связи можно пытаться прогнозировать кризисы. Говорить о циклах, скажем, Кондратьева и так далее. И есть прикладная практическая экономика, которая связана с хозяйственной деятельностью отдельных экономических субъектов-предприятий. Но, в любом случае, чтобы хорошо владеть практической частью, надо хорошо знать теоретическую часть. Они между собой, естественно, очень тесно связаны. А то, чем занимаемся мы, больше относится не столько к экономике, сколько к математическому моделированию. Мы моделируем процессы и работу систем. Рассматриваем наши объекты как цельную систему и применяем уже системный анализ.

— Заметны ли сейчас изменения в системе высшего образования по сравнению с теми временами, когда учились вы?

— Хотя с тех пор времени прошло совсем немного, могу сказать, что изменения есть. Заметно возрождение интереса к техническим специальностям, государство начинает вкладывать в институты, в поддержку студентов, аспирантов. Обычная аспирантская стипендия, обучающихся по техническим специальностям, сейчас шесть тысяч рублей, а не тысяча, как было совсем недавно. Государство пытается поддержать своих аспирантов. С новым законом «Об образовании» идет изменение всей структуры обучения. У студентов, например, появляется возможность выбрать магистратуру по другому направлению, несколько сменить род деятельности. Некоторые учатся четыре года по своей специальности, потом понимают, что это им не подходит и начинают либо учиться заново, либо работать не по специальности. Магистратура дает возможность смены направления, позволяет подкорректировать свой выбор. А в целом, по моему мнению, европейская система образования нам не совсем подходит. Мы пока не готовы учиться так, как они. У нас своя классическая школа. Мы сейчас просто в некоторой степени адаптируем их вариант образования под нашу школу. Хотя двухступенчатая модель, наверное, в некоторой степени, это хорошо. У нас все идут учиться дальше, практически никто не остается бакалавром. Все стремятся закончить магистратуру.

— На ваш взгляд, каким специальностям сейчас надо учиться, кто востребован: ветеринары, энергетики, экономисты?

— Если говорить об интересах государства, то учиться надо на всех направлениях, — без сельского хозяйства стране не выжить, как и без нефтяников. Но каждый должен искать свой интерес, свой приоритет, каждый должен смотреть, что ему подходит. Важны и традиции семьи. Если человек вырос среди врачей, он понимает специфику профессии, понимает профессиональную среду, имеет определенные ожидания. Думаю, что технические специальности будут все более и более востребованы. Наша промышленность после кризисных девяностых годов начинает возрождаться.

— Вы это видите?

— У нас очень тесные связи с промышленными предприятиями, и мы это видим. Специалисты возвращаются на заводы, сейчас среди выпускников становится престижно работать на заводе, а не на каком-то маленьком предприятии. Зарплаты на крупных заводах растут, предприятия поднимаются. Конечно, пока это не тот уровень, которого бы мы все желали, но все-таки развитие есть, и оно заметно.

— Кроме работы и науки, на какие увлечения остается время?

— Занимаюсь спортом, уделяю внимание семье, слушаю музыку, читаю книги. И в музыке и в литературе люблю классику. Много читаю по специальности, но, когда остается свободное время, перечитываю, например, Драйзера.

— Драйзер — это почти по специальности.

— Еще люблю исторические книги, люблю путешествовать. Мне очень нравится Скандинавия, в частности, Швеция. Нравится их менталитет, их спокойствие, их заботливое отношение к природе, их своеобразный социализм.

— Вы сейчас в жизни занимаетесь тем, чем хотите?

— Без сомнения. Я ведь когда закончила обучение в институте, не сразу пошла в аспирантуру. Мне предложили поработать на кафедре. И проработав полгода, я поняла, что готова, что мне интересно заниматься наукой, работать со студентами. Только через год я поступила в аспирантуру, потому что это решение, на мой взгляд, должно быть осознанным. Мы же не школу заканчиваем, когда нас родители чаще всего подталкивают к дальнейшему выбору, а сами выбираем свой жизненный путь. Мой путь — остаться в нашем институте и продолжать развитие, двигаться дальше. И в качестве преподавателя и в качестве научного сотрудника. Уезжать никуда не хочется, хочется работать в родном институте, в родной стране.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/098/06