На переднем крае
Юрий Семченков
Мастерская
Н
Знакомьтесь, Ольга Багузова. Совсем недавно золотая медалистка в средней школе, стипендиатка правительства и президента России и неоднократный лауреат различных конкурсов молодых ученых в вузе. Ныне — кандидат экономических наук, научный сотрудник и старший преподаватель кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике Смоленского филиала федерального государственного «Национального исследовательского университета МЭИ».
— Ольга Валентиновна, расскажите, как девушка принимает решение после школы пойти учиться в технический вуз. Что в первую очередь влияет на такой выбор: хорошее знание математики, советы родителей, компания подруг?
— Математика в школе мне хорошо давалась, легко. Я смолянка, училась в
Изначально в выборе института я не металась, сразу решила, что пойду учиться в СФ МЭИ. Элитный вуз с хорошей историей, родители, кстати, мне его тоже советовали. Приходила сюда, узнавала о специальностях. В те годы на специальность, по которой я в дальнейшем училась, как раз проходили первые наборы студентов.
— Насколько я помню, конкурс был
— Конкурс был, действительно, очень большой, но у меня была золотая медаль и хорошие результаты ЕГЭ. И получилось, что я поступала без экзаменов, как раз тогда были льготы, и мне повезло. Помню, все говорили, что эта специальность и научная, и техническая, и экономическая. Меня заинтересовало то, что после окончания учебы открывался очень широкий спектр возможностей: можно было уйти и в информатику, и в экономику, и в маркетинг. А если чуть подтянуть бухучет, то стать и бухгалтером.
— Кого больше на этой специальности — мальчиков, девочек?
— В разных наборах
— Как в вузе студенты начинают заниматься наукой? Из набора, скажем, в двадцать пять человек серьезно ведут научную работу человека
— Нас не заставляют, нас привлекают. Привлекают тогда, когда начинается изучение специальных курсов. Это третий год обучения. И сейчас, и в наше время, когда я была студенткой, всех приглашают заниматься наукой, рекомендуют писать статьи. Когда с этим сталкиваешься, то понимаешь, что это, оказывается, очень интересно. Много читаешь, изучаешь новую интересную информацию, работаешь с руководителем, тебе помогают. А сейчас для студентов еще больше привилегий в этом отношении. Те, кто занимается наукой, получают повышенные стипендии. Я, например, получала стипендию правительства России, а когда поступила в аспирантуру, стала получать именную стипендию президента РФ.
— Сколько людей в вашем институте получают такие стипендии?
— Среди аспирантов —
— Интересна тому, кто вырубает лес?
— В
— Насколько это востребовано, не уходит ли ваша работа как вода в песок?
— Это сложные комплексные разработки, и, конечно, с финансовым обеспечением очень непросто. Все разработки финансируются частично самостоятельно, частично нашим вузом. Участие в конкурсах, за которыми следит вся научная общественность, дает надежду на то, что и люди, которые занимаются внедрением, практикой, могут увидеть там наши интересные проекты. Но пока с этим, честно говоря, сложно.
— Как выбираются темы для научной работы?
— Все начинается с интереса. Как проводятся фундаментальные исследования?
— Как?
— Сначала
— А как же признание потомков, чистая наука и тому подобное?
— Пришло другое время. Мы переходим на модель западной науки, где все исследования финансируются в большей степени не государством. Ученые работают на рынок, инвестиционные фонды ищут стартапы и потом их финансируют. На чистую науку для будущего нужны огромные средства. Пока мы таких средств не получаем. Может быть, мы вернемся к модели Советского Союза, хотя там была своя специфика — в первую очередь финансировались военные нужды, космос.
-То есть проблем с переходом от облучения семян и яиц к разработке новых ракетных комплексов для молодых ученых нет?
— Естественно, что родина попросит, то и сделаем. Сейчас, например, мы работаем по госзаданию с профессорами нашего института Богатыревым Александром Федоровичем и Борисовым Вадимом Владимировичем над темами, связанными с разработкой интеллектуальных методов в
— Попытайтесь нам, далеким от науки людям, как можно более доступно, объяснить, с чем связаны конкретно ваши научные интересы?
— Наша специальность связана с информатизацией различных
— «Интеллектуальный анализ данных» — это такой синоним слова «думать»?
— Для человека, может быть, да, но мы разрабатываем компьютерные программы. Берем методы искусственного интеллекта, допустим, нейронные сети, подобные нейронной сети человека, и пытаемся заставить эти сети аналогично работать. Конечно, до человека им еще далеко. Но есть учитель, который следит за этим процессом, который обучает эту сеть, и она пытается думать.
— В качестве учителя выступает тоже компьютер?
— Нет, человек учит компьютер думать.
— Связаны ли темы ваших исследований с конкретными условиями, скажем, Смоленщины?
— Наши методы можно, естественно, применять для любого конкретного промышленного проекта и для любого региона или муниципального образования. Берем абсолютно конкретный инвестиционный проект. Допустим, строительство мусороперерабатывающего завода…
— Конкретно в Смоленске.
— Если вы настаиваете, то, хорошо, конкретно в Смоленске, и анализируем именно условия Смоленска. Сколько у нас потенциальных потребителей услуг этого завода, какого рода отходы будут превалировать — промышленные, медицинские, бытовые и так далее. Какие у нас существуют льготные условия налогообложения, есть ли они, нет ли. Готова ли администрация региона или города субсидировать подобные проекты. Какова у нас информационная составляющая, способны ли мы продуктивно рекламировать услуги, чтобы выйти на рынок. Факторов для анализа огромное множество.
— В каком виде мы получаем результат?
— После комплексного объединения данных получаем рекомендации по осуществлению проекта. Или рекомендуем при выполнении определенных условий или не рекомендуем.
— Экономика — наука, на мой взгляд, достаточно неоднозначная. Сейчас даже нобелевские лауреаты не могут достоверно предсказать, например, будет или нет очередной финансовый кризис. Что вы об этом думаете?
— Прежде всего, необходимо делать различие между экономикой прикладной, практической, и экономикой теоретической. То, о чем вы говорите, относится к экономике теоретической, которая, в том числе, изучает и общие закономерности протекания экономических процессов. В этой связи можно пытаться прогнозировать кризисы. Говорить о циклах, скажем, Кондратьева и так далее. И есть прикладная практическая экономика, которая связана с хозяйственной деятельностью отдельных экономических
— Заметны ли сейчас изменения в системе высшего образования по сравнению с теми временами, когда учились вы?
— Хотя с тех пор времени прошло совсем немного, могу сказать, что изменения есть. Заметно возрождение интереса к техническим специальностям, государство начинает вкладывать в институты, в поддержку студентов, аспирантов. Обычная аспирантская стипендия, обучающихся по техническим специальностям, сейчас шесть тысяч рублей, а не тысяча, как было совсем недавно. Государство пытается поддержать своих аспирантов. С новым законом «Об образовании» идет изменение всей структуры обучения. У студентов, например, появляется возможность выбрать магистратуру по другому направлению, несколько сменить род деятельности. Некоторые учатся четыре года по своей специальности, потом понимают, что это им не подходит и начинают либо учиться заново, либо работать не по специальности. Магистратура дает возможность смены направления, позволяет подкорректировать свой выбор. А в целом, по моему мнению, европейская система образования нам не совсем подходит. Мы пока не готовы учиться так, как они. У нас своя классическая школа. Мы сейчас просто в некоторой степени адаптируем их вариант образования под нашу школу. Хотя двухступенчатая модель, наверное, в некоторой степени, это хорошо. У нас все идут учиться дальше, практически никто не остается бакалавром. Все стремятся закончить магистратуру.
— На ваш взгляд, каким специальностям сейчас надо учиться, кто востребован: ветеринары, энергетики, экономисты?
— Если говорить об интересах государства, то учиться надо на всех направлениях, — без сельского хозяйства стране не выжить, как и без нефтяников. Но каждый должен искать свой интерес, свой приоритет, каждый должен смотреть, что ему подходит. Важны и традиции семьи. Если человек вырос среди врачей, он понимает специфику профессии, понимает профессиональную среду, имеет определенные ожидания. Думаю, что технические специальности будут все более и более востребованы. Наша промышленность после кризисных девяностых годов начинает возрождаться.
— Вы это видите?
— У нас очень тесные связи с промышленными предприятиями, и мы это видим. Специалисты возвращаются на заводы, сейчас среди выпускников становится престижно работать на заводе, а не на
— Кроме работы и науки, на какие увлечения остается время?
— Занимаюсь спортом, уделяю внимание семье, слушаю музыку, читаю книги. И в музыке и в литературе люблю классику. Много читаю по специальности, но, когда остается свободное время, перечитываю, например, Драйзера.
— Драйзер — это почти по специальности.
— Еще люблю исторические книги, люблю путешествовать. Мне очень нравится Скандинавия, в частности, Швеция. Нравится их менталитет, их спокойствие, их заботливое отношение к природе, их своеобразный социализм.
— Вы сейчас в жизни занимаетесь тем, чем хотите?
— Без сомнения. Я ведь когда закончила обучение в институте, не сразу пошла в аспирантуру. Мне предложили поработать на кафедре. И проработав полгода, я поняла, что готова, что мне интересно заниматься наукой, работать со студентами. Только через год я поступила в аспирантуру, потому что это решение, на мой взгляд, должно быть осознанным. Мы же не школу заканчиваем, когда нас родители чаще всего подталкивают к дальнейшему выбору, а сами выбираем свой жизненный путь. Мой путь — остаться в нашем институте и продолжать развитие, двигаться дальше. И в качестве преподавателя и в качестве научного сотрудника. Уезжать никуда не хочется, хочется работать в родном институте, в родной стране.