#19 (65)
5 ноября 2012

Мелос композитора Писаренко

Юрий Семченков

Мастерская



Лет этак тридцать пять тому назад «Песню о Смоленске» школьники разучивали на уроках музыки. Сейчас в школах уроков музыки, кажется, уже нет, но уверен, что каждый смолянин без труда вспомнит, а кто-то даже напоет: «Все холмы да холмы, словно шлемы солдат…» Знакомо? Пожалуй, это самая известная песня о нашем городе. Музыку к ней написал Николай Писаренко — композитор, певец, педагог, заслуженный деятель искусств России. Разговор с ним получился непростым, иначе, впрочем, и быть не могло — слишком близко к сердцу принимает он проблемы своей страны, своего города, своего народа.

— Николай Егорович, правда, что вы родом из казаков?

— Было на Ставропольщине село Петровское, ныне город Светлоград. Так вот там первым поселенцем стал Петр Писаренко по прозвищу Куцый, писарь запорожской Сечи. А Куцым его прозвали потому, что у него было отрезано одно ухо. Потерял в боях то ли с поляками, то ли с татарами. Это мой предок. Я изучал и знаю свою родословную. Мне дед много рассказывал про историю нашей семьи, показывал места, где наш род начинался. Водил меня, еще совсем мальчишку, на гору, где жил тот самый Петр Писаренко, в сад, который он высаживал. Я и сам чувствую, что генетически все это глубоко сидит во мне.

— Казаки испокон веков поющие. Легко музыке обучались?

— Когда я поступал в музыкальное училище, то выдержал конкурс в сорок человек на одно место. Отбирали самых-самых. А учиться всегда трудно. Особенно музыке. Особенно, если ты приходишь и, глядя на фортепиано, спрашиваешь, что это за черный ящик.

— У вас именно так было?

— Естественно, я же его ни разу до этого момента не видел. Музыкальных школ не было…

— Как же вы пошли сразу в училище?

— Я владел голосом и баяном. С младенческих лет играл на губной гармошке, ее мне подарил немец Ганс, который во время оккупации стоял у нас в доме, потом на гармошке и баяне. Правда, из классической музыки к моменту поступления я знал только полонез Огинского, вальс «Амурские волны» и по патефонным пластинкам был знаком с некоторыми романсами, которые пели Лемешев и Козловский. Но уже тогда я сочинил одну из первых своих песен на стихи Исаковского. «Где ты, лето знойное…» Композиторский путь мой начался в 1953 году.

— На стихи смолянина? Мистика какая-то.

— Да, сам себя «приговорил» к Смоленщине. А тогда поступил в Ставрополе на вокальное отделение музыкального училища, потом в Казанскую консерваторию. Какие педагоги у нас были! Я, например, учился у доцента Тартакова, сына великого певца ИоакимаТартакова, ученика знаменитого Камилло Эверарди. Мой педагог Николай Павлович Крупин учился у Екатерины Георгиевны Ковельковой, выдающейся оперной певицы, выступавшей с Шаляпиным и Собиновым, людьми из зала славы русского вокального искусства. Через эти связи мы постигали секреты музыкального искусства. Подходы к обучению были совершенно иными, чем сейчас. Скажем, мы не могли, просто не имели права, пропустить концерт какого-нибудь известного гастролера. Можно было не прийти на урок, но присутствие на концертах было обязательным. Это был закон. Педагоги добились, чтобы на все филармонические концерты и в театр мы ходили бесплатно, по студенческому билету. Серьезная классическая русская вокальная школа. Поэтому мне уже много лет, а я еще поющий.

— Сейчас по-другому учат?

— Не в этом дело. Сейчас подход совсем другой к музыке, другое отношение. То, чем гордилась наша страна, чем славилась наша музыкальная культура, в частности развитая система музыкального образования, в наше время стало совсем не нужным. Серьезный музыкант в нашей стране и в наше время зачастую влачит нищенское существование, особенно тот, который проповедует классическое искусство. Нужно понять — чтобы стать хорошим музыкантом, необходим колоссальный повседневный труд. Кроме таланта требуется еще и большая самоотдача. Чтобы стать настоящим профессиональным музыкантом, необходимо учиться этой профессии около двадцати лет. Семь, а иногда и десять лет необходимо учиться в детской музыкальной школе, четыре года в музыкальном училище, пять лет в консерватории, два года в аспирантуре. Спросите у наших талантливых ребят, сколько они уделяют внимания игре на своих любимых инструментах?! Знаю ответ — все свое свободное время. Отношение к музыкальной культуре нужно менять в первую очередь, отношение общества и власть предержащих. Например, я совсем не удивляюсь, что и бывшее руководство города, и нынешнее никак не реагируют на мои предложения об установке мемориальных досок для увековечивания памяти поэта Алексея Бодренкова и композитора Ивана Трушкина, авторов гимна города Смоленска. В этом году им исполнилось бы девяносто и сто лет, но для создания обыкновенной мемориальной доски у нашей городской власти денег нет.

— Вы ведь тоже принимали участие в создании гимна нашего города?

— Об истории создания этого произведения я рассказываю в недавно изданном сборнике песен Ивана Митрофановича Трушкина. Сборник вышел совсем небольшим тиражом, и познакомиться с ним смогут немногие, но оставить без внимания юбилей талантливого человека, верой и правдой беззаветно служившего нашему городу, нашей стране мы не могли. Совсем недавно состоялся концерт памяти Ивана Митрофановича. Замечательный совершенно концерт. А на стихи Алексея Бодренкова в 1966 году я написал одну из своих первых песен о Смоленске «Ленинская улица». «Смоленск шагает молодо у мира на виду…»

— Вы считаете, что сейчас внимания людям творческих профессий уделяется значительно меньше?

— Конечно, посмотрите, какое тяжелое положение в творческих организациях, которые объединяют наиболее талантливых художников, композиторов, писателей. Это творческие Союзы, подчеркиваю — творческие. Не просто объединения подобные объединениям охотников или филателистов. Мы свою деятельность посвящаем духовному и нравственному очищению души человека. Однако именно творческие Союзы в наши дни подвергаются остракизму со стороны многих СМИ, да и со стороны самой власти. Посмотрите, в каких условиях живут и работают сейчас композиторы, писатели, артисты, многие журналисты и художники. О выделенных квартирах на протяжении многих лет для деятелей культуры можно и не говорить. В области не построено для художников и композиторов ни одной творческой мастерской. Мы с замечательным скульптором Альбертом Сергеевым пробивали идею создания Координационного совета по культуре и искусству при губернаторе. Совет был создан Прохоровым незадолго до того, как тот покинул свой пост, и, по сути, начал работу при Маслове, которому надо отдать должное — он сам проводил заседания этого совета. Потом, при следующем губернаторе проведение совета перепоручалось уже другим людям. Заседания проходили несколько странно — отчитывались о хорошем, но не говорили о проблемах. А вскоре и совсем перестали проводить заседания. Насколько мне известно, сейчас совета по культуре как такового нет.

— Николай Егорович, вы жесткий человек?

— Вы ошибаетесь, я совсем не жесткий. Я правдивый и справедливый. Правды никто не любит. Когда в процессе работы говоришь кому то, что это плохо, то некоторые люди воспринимают нормально и продолжают работать, и таких большинство…

— Мы говорим о творческой работе или административной?

— О творческой. Но есть те, кто воспринимает справедливые требования не очень хорошо. Творчество — вещь сложная. Сейчас каждый хочет быть композитором. Приходят — вот, я сочинил мелодию. А начинаешь смотреть и видишь: кусок из Мокроусова, кусок из Пахмутовой.

— Эти молодые люди приходят к вам зачем?

— Не только молодые, но и пожилые. Просят послушать, посоветовать, помочь с публикациями. Я ведь всегда заботился о молодых артистах, защищал их, особенно когда работал художественным руководителем Смоленской филармонии. Смоленская филармония давала в мои времена за год до 1 400 концертов, у нас было 95 человек творческого состава. При моем участии были созданы такие творческие коллективы, как фольклорный ансамбль «Таусень», ВИА «Колокола», эстрадный коллектив «Феникс». Молодые выпускники консерватории, приглашенные на работу в филармонию, стали заслуженными артистами России. Это Галина Широкова, Иван Коротков, Юрий Афонов. Было присвоено почетное звание Народная артистка РСФСР певице Валентине Пальвинской. В этом жанре на тот момент, насколько мне известно, было две Народных артистки Советского Союза — Мордасова и Зыкина и две Народные артистки РСФСР — Воронец и Пальвинская. Вы знаете, как любил слушать Пальвинскую Юрий Алексеевич Гагарин, просто обожал ее слушать. Всегда просил ее спеть песню «Враги сожгли родную хату…»

— Николай Егорович, но вы ведь и в опале некоторым образом побывали.

— Началось с того, что в 1968 году на Глинковской декаде перед исполнением «Славься», я сказал, обращаясь к залу: «Товарищи, встаньте, исполняется гимн русскому народу». Первые лица, политбюро местное, сидят. В зале растерянность, зрители то встанут, то сядут. И после нескольких моих реплик в ответ на нравоучения руководства и началась травля. Еще вчера я выступал в правительственных концертах, а сегодня не выпускают за границу, не доверяют, боятся, что предам Родину. Отвечал им всем, что Родину свою никогда не предам, и приехал я на Смоленщину, потому что у меня здесь отец с войны лежит где-то под ельнинской деревней Ушаково.

— Я знаю, что вы сторонник некой теории воздействия музыки не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека.

— Изучая воздействие музыки на все живое, я пришел к выводу, что каждый народ под влиянием окружающей среды, выработал свой мелос, свою ритмику. И этот родной мелос, родная ритмика воздействует на генное строение каждого народа, каждой нации. Насаждение другого мелоса, особенно чуждого ритма, воздействует отрицательно на генное строение любого народа, в том числе и русского. Я не против мелоса и ритмики других народов. Любая культура должна обогащаться в соприкосновении с другой культурой. Но пропаганда другой культуры должна быть дозирована. В России в первую очередь должна звучать русская музыка, русский мелос, русская ритмика, музыка народов России. Преступное безразличие к культуре, особенно музыкальной, болезненно отражается не только на нравственности и духовности наших детей, но и на здоровье. Я неоднократно замечал, как русской народной песней успокаивала будущая мать плод, который по той или другой причине вел себя в утробе беспокойно. Моя мама рассказывала, что она почти весь период беременности пела мне русские песни. Песня и спокойное поглаживание рукой живота матери успокаивают ребенка. С трехмесячного периода ребенок слышит звуки, воспринимает звуковые колебания.

С помощью музыки можно содействовать повышению или понижению артериального давления, влиять на частоту сердечных сокращений. В хирургии применение классической музыки позволяет в два-три раза сократить использование обезболивающих препаратов в период подготовки к операции. Звуком можно пытать человека, довести его до сумасшествия, а можно лечить людей.

С момента зарождения жизни на земле звук влиял на развитие всего живого. «В начале было Слово». Эту фразу из Библии знает и мал, и взрослый. Но слово — это не только дух. Слово — это и звук. С этим моим утверждением согласился владыка Питирим, с которым мне приходилось неоднократно беседовать на эту тему. Мы с ним говорили о чуде Иисуса, когда тот шел по воде. В наше время ученые доказали то, что Иисус обладал сверхчеловеческой возможностью извлекать звук определенной высоты, которая позволяла ему превращать воду в физически твердое тело, по которому можно было ходить Иисусу и Петру.

— Что же, на ваш взгляд, нужно делать для того, чтобы русская народная музыка звучала чаще?

— Скажу только за себя. Например, Союз композиторов Смоленщины ежегодно проводит областные детские фольклорные праздники, на которые приезжают около четырехсот детей со всей Смоленской области. Очередной такой праздник мы планируем провести 2 декабря в городском Доме культуры на улице Нахимова. Он будет уже восемнадцатым по счету. Я буквально только сейчас приехал от Валерия Алексеевича Разуваева, руководителя «Лаваша», который каждый год откликается на наши просьбы и помогает нам в проведении этих праздников. И помогает, скажем, неслабо. Все дети разъезжаются по домам с подарками. Из наших праздников вышли многие детские фольклорные ансамбли, которые радуют своим мастерством слушателей. Это «Кривичата» из поселка Голынки, «Кнопочки» из Сафонова, «Гнездышко» из Гнездово, «Ростислав» из Рославля, «Жаворонки» из Десногорска, «Ключик» из Печерска — всех не перечислить.

Нацию надо оздоравливать не только физически, но и нравственно, духовно. И я призываю всех людей, имеющих возможность помочь культурному оздоровлению наших детей, не жалеть на это средств и внимания. Разве можно жить без искусства? Человек может отказаться от многого, но отказаться творить прекрасное, внимать и любить прекрасное — это выше его сил. Без культуры, без искусства любые преобразования ни в образовании, ни в демографии, ни в здравоохранении, ни в любой деятельности, как человека, так и государства, не состоятся.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/065/09