#19 (65)
5 ноября 2012

Терзания автолюбителя–лингвиста

Михаил Ивашин

Свойства обозревателя

Вечером накануне первого снегопада я копался в интернете. Набрел на познавательную статью: «Слова, которых нет в русском языке». «Русский — невероятный язык, ведь в нем парой слов можно высказать массу вещей и эмоций, — писал автор. — Но все равно, в других языках есть слова, ради описания которых на русском нужно пускаться в долгие и пространные объяснения».

«Так-так, — подумал я. — Наверняка пригодится. Например, блеснуть где-нибудь в беседе остроумным сравнением». И погрузился в чтение. За окном началась метель.

Наивный! Знал бы я, что уже утром эти слова будут лезть мне на язык, и отнюдь не во время светской беседы, а в гаражах, автомагазинах и шиномонтажах, с мокрыми и холодными ногами.

Короче, дело было так. Выглянув утром в окно и задумчиво поглядев на снег, я решил переобуться. В смысле, поменять колеса с летней резиной на колеса с зимней резиной. «Девять утра, — бодро подумал я. — Самое время!»

Подсознание прошептало: «Безумец… Ты не первый год за рулем. Сам знаешь: на шиномонтажах сейчас очереди».

«Ай, — отмахнулся я от подсознания. — Выходной, рано еще, все пусть себе спят, а я буду первым».

Разумеется, на ближайшем шиномонтаже уже стояла очередь из таких же, как и я, первых. А также вторых, третьих и четвертых. Я оказался двадцать третьим. Очередь оживленно обсуждала, сколько машин сегодня примут мастера. Все единодушно сходились во мнении, что двадцать. Максимум двадцать одну. С большой натяжкой — двадцать две. Но уж никак не двадцать три, и к бабке не ходи. Я ощутил фатальность холодного ветерка, забравшегося мне за шиворот. День грозил превратиться в увлекательное стояние в толпе окоченевших машин и их хозяев. Я подошел к мастеру с робко спросил: есть ли у меня шанс?

У некоторых автоспецов есть такая манера — вы наверняка хоть раз замечали — сначала не обратить внимания на ваш вопрос, на повторный — что-то прошипеть сквозь зубы, а на третьем дубле раздраженно рявкнуть «Не знаю!». Подсознание злорадно захихикало и выдало в оперативную память определение из прочитанной вчера статьи: «Backpfeifengesicht». В переводе с немецкого — лицо, по которому очень хочется, прямо-таки необходимо врезать кулаком.

У мастера точно был двойной Backpfeifengesicht. Я почувствовал такую личную неприязнь, что даже кушать не хотелось. Но не лезть же в драку: у человека напряженный трудовой график, нервы на пределе, да еще ветер с холодрыгой, а может и вообще проблемы в личной жизни.

И тогда — ох, это вечное «и тогда», за которым скрывается масса приключений на филейные части — я решил, что справлюсь своими силами. Благо, шины были уже на дисках и даже накачаны. «Ладно-ладно, — подумал я, идя к машине. — Еще посмотрим… Вы тут будете еще мерзнуть, а я уже буду рассекать на зимней резине».

В гараже было зябко, но я отважно скинул куртку. Я был уверен, что на пятой открученной гайке согреюсь. Тепло пришло раньше: домкрат оказался невероятно тугим, и когда колесо оторвалось от земли, я уже чувствовал себя как в тропиках. Дело шло на лад. Гайки отвинчивались. Колесо снялось без проблем. Я самодовольно приволок из темного угла зимний диск и закурил. В этот момент домкрат издал скрежещущий звук, и спустя несколько секунд полуторатонная машина грохнулась тормозным диском на пол. Человек, знающий, где у машины тормозной диск, наверняка поймет всю гамму чувств, которую при этом испытывает хозяин тормозного диска. Для тех, кому это незнакомо, индейцы из племени ульва, что живут где-то между Гондурасом и Никарагуа, придумали точное определение: «Yuputka». Дословно — ощущение, когда идешь по лесу, и тебе кажется, что к твоей коже кто-то прикасается. Вместо леса был гараж, но к коже явно кто-то прикасался: это было целое стадо мурашек.

Я присел и оценил ситуацию. Yuputka была полной: вывороченный и разломанный пластиковый порог, вмятина в нижней части двери, из которой торчал кусок домкрата. И самое главное — полное непонимание, что теперь делать. Второго домкрата у меня не было, да и куда его подсовывать… Я погрузился в медитацию над обломками пластика. Память вытолкнула на поверхность еще одно словечко: Wabi-Sabi. Так японцы называют свойство разглядеть нечто прекрасное в несовершенстве. Например, в трещине на Царе-Колоколе, или в отсутствии рук и головы у статуи Ники Самофракийской. Я со вздохом посмотрел на развороченный порог. Он явно не был похож на Царь-Колокол. Тем более — на Нику Самофракийскую. Совершенства в окружающем мире было не больше, чем в облезлой трансформаторной будке напротив гаража.

Поняв, что мои технические познания иссякли, а мороз снова пробирается под свитер, я позвонил Славе. Слава — профессиональный водитель. Слава приехал и сдвинул лыжную шапочку на затылок. Пробормотал непечатное. Вытащил телефон. «Ща Андрюхе позвоним. Он в таких вопросах — дока!»

Я не знал Андрюху, но сам факт, что я не брошен судьбой один на один, внушал надежду.

Намечался коллоквиум. Опущу все волнующие подробности двух часов, в течение которых мы, руководимые инженерным гением Андрюхи, резали болгаркой металлические плашки, привинчивали, приспосабливали и домкратили. Машина медленно пошла вверх. Это был момент торжества. Мы понимающе поглядывали друг на друга: вот, дескать, осилили!

Слава извлек сломанный домкрат. Он оказался жигулевским. Что русскому хорошо, то немцу (а мой фордик собран именно в Германии) — смерть… Капут. Мы привинтили на место колесо и выкатили машину.

 — Ну ты, Андрюха, настоящий Desenrascanco, — сказал я. — С меня пузырь.

Андрюха недобро нахмурился. «Неприличными словами не выражаться!», — гавкнул он Шариковым. Я пустился в путаные объяснения, что мол, португальцы так называют человека, который может выпутаться из затруднений, не имея для этого ни продуманного решения, ни вообще каких-либо возможностей.

 — А-а-а… — протянул Андрюха. — Тогда ладно. Но за это с тебя еще пузырь.

Я не возражал. Мне самому хотелось хлопнуть рюмку, но этот квест надо было пройти трезвым: в конце концов, мне еще ехать обратно.

Найти нужный домкрат в сезон шинного обострения оказалось труднее, чем дождаться в полночь приблудную маршрутку. Шлепая промокшими насквозь ботинками, я заходил в автомагазины и спрашивал: нет ли у вас подкатного домкрата? Желательно — за гуманную цену не больше двух тысяч.

В двух магазинах меня приняли за сумасшедшего. В третьем консультант торгового зала с подозрением посмотрел на мокрые башмаки, с которых нежно отваливались кусочки первого снега и процедил кратко и по-военному: «Сезон. Дорого. Восемь тысяч домкрат. Дешевле не найдете. Неужели понимания нет?»

Продавец ошибался. Понимание было. Что машина останется стоять на приколе до окончания очередей в шиномонтажах. Стало тоскливо. К тому же я с утра не ел. В этот момент подсознание снова выкинуло коленце и припомнило еще один термин из вчерашнего: Kummerspeck. С немецкого это дословно переводится, как «бекон горя». Вообще же обозначает действие, когда вы начинаете неумеренно есть все подряд, чтобы заглушить свою депрессию. Я был согласен хотя бы на ветчину горя или на бутерброд горя. А желательно — на три бутерброда и горячую чашку чая горя.

Спасение пришло в виде друга Лехи, который одолжил домкрат, подходящий к моей машине. Он сказал: теперь, Ивашин, я знаю, что дарить тебе на день рождения. Спасибо тебе, Леха!

Финал истории не за горами: почти полтора часа я топтался по снежно-водяной каше, меняя колеса. Ботинки стали похожи на губку, которую окунули в Северный Ледовитый океан. Сам я чувствовал себя эскимосом, который полез в прорубь за раненым тюленем.

Наконец я завинтил последнюю гайку. Завел машину. Поехал.

На Колхозке мне бибикнула «Газель». Водитель высунулся из окна и спросил: а чивой-то у тя колеса восьмеркой ходят?

Я чертыхнулся и понял: единственное, что мне хочется, это доехать до дома и максимально быстро погрузиться в сладостное состояние, которое люди из южноафриканского племени тсонга называют Rwhe. То есть упасть пьяным на полу и заснуть.

Но я держался. Дома налил себе коньяку. Такую порцию — не слишком много, не слишком мало, а так, чтобы в самый раз — по-шведски называют Lagom. Я знал, что расслабляться нельзя: завтра меня ждала неизбежная очередь в шиномонтаж.

Круг замкнулся. Но это ничего. Главное, чтобы там не было автомастера с Backpfeifengesicht.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/065/08