Образовательный фарш,
или Сезонные наблюдения за родителями первоклассников в естественной среде обитания
Михаил Ивашин
Свойства обозревателя
Одна моя знакомая недавно сказала: «Мы Машеньку в группу раннего развития отдаём».
Муж знакомой покивал: «Пусть, пусть, нам знакомый педагог сказала: чем раньше, тем лучше».
Знакомая с восторгом уточнила: «Представляете, их там сразу английскому и французскому будут учить. И ещё рисованию и риторике».
Я хмыкнул. Я вообще с датами и днями рождения не в ладах, вечно их забываю, но на вид Машеньке было года три. Может четыре.
— Эээ… ммм., — промычал я. — А не рановато — риторике-то? Может, пусть сначала ну, там, звуки все научится произносить, словарный запас накопит…
— Вот пусть всё одновременно и развивают! — торжествующе заявила знакомая.
Мне, в общем, было всё равно. Я привык. Сумасшедших молодых родителей, которые уверены, что их ребёнок — гений, у меня в коллекции несколько пар. У них есть одна общая черта: все уверены, что с учётом уже имеющейся гениальности (которая, разумеется, не ставится под сомнение) надо пораньше начать фаршировать ребёнка знаниями и информацией. Ну, а там всё пойдёт впрок, и годам к пятнадцати они точно будут счастливыми обладателями будущих плисецких, ахматовых, эйнштейнов, биллгейтсов или (впишите ваш вариант).
Психоз (а по иному я его назвать не могу) под названием «Надо дать ребёнку приличное образование» уверенно диагностируется в каждом третьем родителе нашего достопочтенного города. То есть если выкинуть маргиналов, то у каждого второго. В большинстве своём это молодые люди от 28 до 33 лет от роду, захватившие кусок школы образца СССР и кусок школы «лихих девяностых». Мне кажется, именно здесь надо искать корни данного социального явления. Нет, не то чтобы было плохо образование в СССР. И не то, чтобы совсем уж было плохо образование в первой половине «девяностых»: остался ещё мощный методический базис «старой школы», да и педагогический состав ещё не успел настолько ротироваться, чтобы говорить о резком смене характера образования. Скорее, причины в хаосе и сумбуре, которое принесло первоначальное накопление педагогического капитала. Те, кто сейчас мечется в поисках максимально эффективного образования для своих детей, первыми ощутили на себе плюрализм (о, ещё одно неистребимо-популярное слово того времени!) мнений по поводу образования. Именно тогда стало понятно: учебник по алгебре и началам анализа для 9–10 класса может быть не только под редакцией Колмогорова, а историю для 6 класса можно изучать не только по Агибаловой и Донскому (помните, тот самый учебник со средневековой картинкой на обложке?).
Наверное, в школе того времени происходили куда более сложные процессы, чем я их здесь попытался представить, но суть, мне кажется, кроется как раз тут. Нарушение унификации. Разброд и шатание. В учениках (которые нынешние родители) само собой запрограммировалось: теперь ещё и в дерзком розовом цвете. Теперь не всё одинаково на вкус. Гриб, на котором сидит Гусеница, пользуясь образами Кэролла, с разных сторон разный на вкус. Здесь — кислое, там — сладкое, но при этом всё вместе называется образованием. Вновь пошли споры о физиках и лириках. Начались эксперименты с внедрением в школы новых программ. Некоторые были успешны и живы по сию пору, некоторые оказались мыльными пузырями — творениями неудачных педагогов в поисках самореализации. Учитывая бардак в правительстве, пробить внедрение своей программы было куда проще.
Вдобавок, как грибы после дождя стали пробивать дорогу в жизнь центры дополнительного образования, центры дополнительного к дополнительному образования, центры раннего развития, центры не очень раннего развития и центры развития для тех, кому не помогли занятия в центрах дополнительного к дополнительному образованию.
То ли клиника, то ли рай, чёрт его разберёшь.
В итоге мы получили то, что имеем сейчас. «А вы по какой программе учитесь?». «Это кто вам сказал, что Занков хуже Эльконина-Давыдова?». «Ховард лучше всех, второго тоже отдам на Ховарда». Родители «восьмидесятых», услышав подобное, решили бы, что у вас горячка, малярия и отложение солей и тут же вызвали бы неотложку.
Наблюдения же за нынешними родителями будущих первоклашек в их естественной среде обитания показывают обратное: муки выбора школы и образовательной программы для многих является источником неизъяснимого наслаждения.
Разумеется, напрямую никто вам в этом не признается.
А
Боги мои, боги… Окр. мир — Плешаков… Карова. Малако. Учительница, которая «догоняется» другими учебниками. Четырёхнедельные (!) ознакомительные (!) занятия с ребёнком… Как, блин, строение клеток влияет на работу ткани? Как?
Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Её слишком много. Информация начинает падать на наших детей с момента, когда они встают и плетутся в ванную чистить зубы. С упаковки зубной пасты на детей смотрят логотипы и брендированные дракоши и доктор-зайцы. Телевизор дома, радио в машине, наружная реклама по дороге в школу или детсад. Маленький человек приходит с головой, уже забитой мусорной информацией. И на него обрушивается мАлАко, наполняющиеся бассейны, строение клеток и догоняющиеся учительницы…
Я против одного — необоснованной родительской истерии. Против шпигования и фарширования ребёнка знаниями. Иногда — и в этом я полностью уверен — мальчишке куда важнее научиться строгать палки перочинным ножом и гонять на велике без поддерживающих колёсиков.
Словом, оставьте детям детство. Не каждый ребёнок рождается гением, не каждому светит нобелевка. В этом мире нужны и троечники. Порой из них выходит куда больший толк.
Джон Леннон, например.