Независимое общественно-политическое издание
#14 (60)
27 августа 2012

Николай Алашеев:

«Нельзя сидеть сложа руки, когда людей пытаются обмануть»


Светлана Савенок

Город



Заметное затишье «непримиримого противостояния» в городской власти — прекрасный повод для предметного разговора с главой администрации Смоленска Николаем Алашеевым. Предметного потому, что речь идёт не о горсоветовских интригах, не о «бомбе», которую третий месяц «носит в себе» один из депутатов, а о том, что волнует нас, жителей Смоленска. Поэтому данный разговор с Николаем Алашеевым — исключительно о наших с вами, «земных» проблемах.

— Николай Николаевич, не так давно через почтовые ящики в Смоленске была распространена «левая» газета с «пугалками» о ситуации в «Жилищнике». Людей пытаются убедить, что «Жилищник» — банкрот, и всем надо бежать из этой управляющей компании. Цитирую: «кредиторы соревнуются за возможность вырвать у умирающей организации хотя бы часть своих денег». Хотелось бы прояснить ситуацию. Есть повод волноваться жильцам домов, которые обслуживает «Жилищник»?

— С одной стороны, мне не хотелось бы комментировать ту агитлитературу, о которой вы говорите. С другой — наверное, не стоит отмахиваться от факта, что действительно была предпринята попытка «проработки» населения, попытка посеять панику… И хотя, отслеживая ситуацию по звонкам на «горячую линию», я понял, что люди прекрасно могут отличать такого рода выдумки от реалий (здесь заказчик этой листовки просчитался), тем не менее, считаю необходимым дать разъяснения. Потому что на этой волне некоторые дельцы начали предлагать жителям многоквартирных домов сменить свою управляющую компанию («Жилищник», в частности) и перейти на обслуживание ООО, ТСЖ, «Жилбюро» и так далее.

По ситуации с «Жилищником» скажу следующее. Главная проблема, которая есть у «Жилищника» — это его кредитная история. Речь идёт о неправомерных, на мой взгляд, управленческих решениях, в результате которых предприятие брало банковские кредиты по ставкам, абсолютно не вписывающимся в логику здравого смысла.

— То есть итог такого кредитования в виде нынешних финансовых сложностей был вполне предсказуем? И можно ли вести речь об искусственном создании сложностей для «Жилищника»?

— Я воздержусь от оценочных суждений. Квалификация этого решения — дело правоохранительных органов. Я же могу оперировать только фактами. Есть ряд решений городского Совета о предоставлении муниципальных гарантий тому или иному предприятию для кредитования. Одно из таких решений — гарантии на кредитование «Жилищника» под определённый процент. Поэтому, действительно, сейчас есть серьёзные финансовые сложности. Соответственно, одна из задач первостепенной важности, которую решает администрация города, состоит в том, чтобы не допустить банкротства «Жилищника».

— Насколько вообще решаема эта задача?

— Таким образом мы вопрос не ставим — времени на рассуждения «а возможно ли это вообще» нет. Мы должны решить проблему, точка. Другие варианты не рассматриваются, поскольку они чреваты созданием социальной напряжённости. Судите сами, на текущий момент на обслуживании у «Жилищника» находится 2 200 многоквартирных домов. Это большее, чем 2/3 всего смоленского жилого фонда. Поэтому банкротство данного предприятия может привести к дестабилизации ситуации в сфере обслуживания многоквартирных домов. Повторяю, решение этой проблемы для нас крайне важно.

— Вы упомянули о разнокалиберных ООО-шках, ТСЖ-шках, которые пытаются ловить рыбку в мутной воде… И особенно, как мы поняли из общения с нашими читателями, эта проблема актуальна для жителей центра, для домов, где есть свободные площади, которые можно сдавать в аренду за очень неплохие деньги. По одной из таких ООО мы, кстати, проводили журналистское расследование, и в результате оно прекратило попытку «захвата» дома.

— Да, проблема здесь действительно есть. К сожалению, определённые дельцы, пользуясь юридической неграмотностью жильцов, пытаются присвоить себе право использовать общедомовые площади в своих интересах. Я изучал ситуацию по нескольким домам (после поступивших обращений на «горячую линию»). И могу сказать, что почти во всех случаях действует примерно одна и та же схема. Нанимаются юристы, которые убеждают жильцов подписать «Решение собственника» о создании ТСЖ (или переход в некое ООО). «Решение собственника» — документ, написанный мелким шрифтом на нескольких листах. Как правило, мало, кто его изучает. Между тем, там прописано, что все деньги от аренды общедомовых помещений поступают на счёт конкретного человека, который ими распоряжается. А собственникам эти средства неподконтрольны. Но главный момент (о котором жильцам не говорится) в том, что обслуживанием и ремонтом дома это ТСЖ (ООО) заниматься не планировало изначально — у него нет ни рабочих, ни спецтехники. В лучшем случае оно заключит договор на обслуживание с тем же «Жилищником». То есть в цепочке потребитель-поставщик появляется ещё одно звено. Поэтому я хотел бы обратить внимание смолян на подобные ситуации и посоветовать, как минимум, внимательно читать те документы, которые их просят подписать. Со своей стороны я дал указание руководителю «Жилищника» о необходимости проводить разъяснительную работу. Нельзя сидеть сложа руки, когда людей пытаются обмануть.

— Есть ощущение, что благодатные условия для таких псевдоуправляющих компаний создаёт даже не столько юридическая неграмотность, сколько апатия населения.

— Вы совершенно правы. Я постоянно общаюсь с людьми, и у меня есть понимание, что эта апатия вызвана, в том числе, ненадлежащим исполнением своих обязательств со стороны структурных подразделений «Жилищника». У нас с Александром Михайловичем [Ковалёвым, руководителем ОАО «Жилищник» — ред.] был на эту тему весьма жёсткий разговор, надеюсь, определённые выводы будут сделаны. Но надо понимать, что у тех компаний, которые играют на недочётах работы «Жилищника», нет ни технических, ни технологических возможностей обеспечивать услуги управляющей компании. Поэтому с ситуацией, когда управляющие компании недорабатывают, а сосредотачиваются прежде всего на том, чтобы собрать деньги с населения, мы мириться не будем. Я думаю, что «эпидемии» в этом смысле в городе не случится. Уверяю вас, что администрация в этом направлении предпринимает все меры, предусмотренные законодательством. И в данном случае я не «агитирую» за «Жилищник» и ни в коем случае не хочу «стричь под одну гребёнку» все управляющие компании (ООО, в том числе). Конкуренция на рынке необходима, это залог качественного обслуживания населения. Администрация её только приветствует и будет оказывать управляющим компаниям любое (не противоречащее законам) содействие в этом направлении. Но! Только добросовестным компаниям. Эту тему мы обсуждали с Алексеем Владимировичем [Островским — ред.], поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы в Смоленске работали и развивались только те управляющие компании, которые обеспечивают высокий уровень услуг населению. Понимаю, что это вопрос не одного дня, но при поддержке губернатора мы будем добиваться именно этого. Мы наведём порядок в этой сфере. А жителей я прошу, прежде чем подписывать договор с новой управляющей компанией, поинтересоваться наличием у неё технических возможностей и рабочих ресурсов для качественного обслуживания (а в идеале — получить отзыв от жителей домов, которые эта компания обслуживает).

— Николай Николаевич, ещё одна некогда «полыхавшая» тема — вывоз мусора. Можно ли говорить о том, что мусорная проблема в Смоленске снята окончательно?

— Я не стал бы оперировать абсолютными категориями. Говорить о том, что ситуация с вывозом мусора абсолютно стабильна, конечно же, не стану. Но она существенно изменилась, и жители это видят. Я мониторю ситуацию и вижу, что в интернете иногда появляются фотографии переполненных контейнеров, но всё же это отдельные эпизоды. По каждому сигналу мы разбираемся, чья это зона ответственности, что за управляющая компания отвечает за этот участок (а сегодня в городе работают 37 таких компаний). То есть должный контроль за их деятельностью в части вывоза мусора сегодня обеспечен. Я ранее говорил и повторяю сейчас: уйдут, если не будут справляться. Предусмотренные законодательством рычаги для этого есть. К счастью, сейчас городской администрации работать в сфере ужесточения контроля над деятельностью управляющих компаний стало гораздо комфортнее, потому что есть полная поддержка со стороны области, налажено тесное взаимодействие с жилищной инспекцией. Это для нас очень важно.

— Ещё вопрос, актуальность которого навеяна приближением осени и, соответственно, началом отопительного сезона. Учитывая напряжённость в отношениях с «Квадрой» из-за долгов «Теплосетей»…

— В настоящее время у нас с «Квадрой» конструктивные, рабочие отношения, хочу отдать должное той поддержке, которую городу оказывает область. Поэтому никакой напряжённости нет. Есть напряжённая работа для того, чтобы планово, без эксцессов войти в отопительный сезон. Чтобы не было, как год назад, районов, кварталов и домов, которые «выпали» из планового графика подачи тепла. Все потребители, которые добросовестно платят, должны в полной мере получать услуги, предусмотренные законодательством. И сегодня я не вижу предпосылок для беспокойства относительно того, что начало отопительного сезона затянётся. От форс-мажора, конечно, никто не застрахован (особенно, учитывая степень износа сетей), но по сравнению с предыдущими годами текущий ремонт ведётся даже с опережением графика. И, замечу, без той «дури», которая сопутствовала замене тепловых сетей прежде: когда при ремонте дорог сначала укладывался асфальт, потом его тут же «вскрывали», чтобы заменить трубы теплотрассы. Таких случаев, если вы заметили, в Смоленске больше нет. А всего-то надо было прийти к пониманию необходимости согласования всех графиков ремонтных работ. Теперь все эти согласования происходят в оперативном режиме.

— Будем надеяться, что так оно и будет, в зиму войдём без потрясений. И всё же. «Если что» — работает ли по-прежнему «горячая линия» связи непосредственно с вами? За многие годы люди привыкли, что самый надёжный способ решить проблему — обратиться к самому высокому руководителю в городе напрямую.

— Моя «горячая линия», как я уже говорил выше, работает в прежнем режиме. Но хочу отметить, что это вовсе не единственный способ решить проблему в сфере ЖКХ. В администрации города работает единая диспетчерская служба, есть свои «горячие линии» и у всех структур, работающих в сфере ЖКХ — «Горводоканала», «Теплосетей», «Жилищника» — они работают круглосуточно. Кстати, скажу, что в настоящее время работа диспетчерских служб полностью переформатирована, и теперь ни один звонок, ни один сигнал не остаются без внимания. А те, кто звонил, наверное, успели заметить, что вопиющих случаев (характерны для прежнего периода), когда человек звонит, а ему в ответ хамят, больше нет и не может быть в принципе. Могу это заявить со всей ответственностью.

— В заключение этого разговора ещё один «больной» вопрос: ремонт фасадов домов, хотя бы тех, что находятся в зоне гостеприимства и на пути следования официальных делегаций, которые прибудут к нам на празднование юбилея города. Во время своего недавнего визита вице-премьер Дмитрий Козак (тогда ещё он курировал подготовку к 1150-летию Смоленска) посмотрел ход строительства культурно-выставочного центра на улице Пржевальского. И, честно говоря, стыдно было, что напротив этой «стройки века» стоит дом, стены которого в буквальном смысле «осыпаются»-то штукатурка, а то и кирпич упадёт. Решён ли вопрос с финансированием ремонта фасадов?

— Да, вопрос, действительно, очень острый. По предварительным расчётам на эти цели из трёх источников (федеральный, областной и городской бюджеты) необходимо выделить порядка 1,5 миллиарда рублей. Всё, что касается городской части финансирования, будет исполнено в полном объёме.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/060/04