Владимир Карнюшин:
«Дайте директору школы контракт на год–два–три, а далее — выборы»
Евгений Ванифатов
День знаний
Директор
— Владимир Анатольевич, власти, похоже, обратили на вас внимание: по всему городу штукатурятся школьные фасады, возводятся спортивные площадки, территория школ огораживается от проникновения посторонних… Хотя, как я вижу, фасад вашей школы не тронут.
— Нет тут ничего удивительного или сверхъестественного. Закон чётко определяет, кто должен финансировать оплату труда педагогов, а кто — ремонтировать образовательные учреждения. Что касается второго, это обязанность местной власти. Благодаря переходу на новые формы финансирования, в результате которых смоленские средние школы стали бюджетными, денег действительно больше, в том числе и на оплату труда (о чём, думаю, мы ещё поговорим ниже).
Предполагает система и выделение значительного количества финансовых средств на благоустройство территорий, ремонт школьных зданий и прочие благоустроительные работы. При этом одни школы моют, чистят и ремонтируют, а на другие не обращают никакого внимания. И создаётся впечатление, что их активно приводят в порядок только потому, что они стоят на «пути следования официальных делегаций».
Пример. Для нашей школы ещё в 2007 году разработали проект реконструкции и благоустройства спортплощадки и территории. И каждый год городские власти обещают деньги. Мало того, что обещают, — мне заявляют, что наша школа первая (!) на очереди. А денег нет… В 2008 и 2009 годах власти боролись с кризисом, и на финансирование можно было не рассчитывать; в 2010 году деньги вроде бы появились, но нам всё равно ничего не досталось; в 2011 году я лично видел списки, в котором
— Да, история малоприятная. А по уровню зарплаты смоленские педагоги тоже «хорошо выглядят»? Что насчёт её повышения до «средней по экономике»?
— Должен сказать, что в сентябре прошлого года была повышена зарплата смоленским педагогическим работникам, в октябре — остальным работникам учреждений образования (кроме техперсонала). Если говорить о Смоленской области, то, насколько мне известно, до средней по экономике зарплата моих коллег ещё не доведена. В нашей же школе такое требование первых лиц государства выполнено. Скажу больше, мы стараемся распределить фонд оплаты труда таким образом, чтобы удержать молодых специалистов. И ведь получается: в нашей школе их работает тринадцать. Это гораздо выше среднего.
— Какова их средняя зарплата?
— Двенадцать-шестнадцать тысяч рублей. Но это, как понимаете, не предел.
— В последнее время много говорится о роли директора современной российской школы. Кем, на ваш взгляд, он должен быть в первую очередь — менеджером или педагогом?
— Недавно один из бывших начальников нашего профильного департамента выступил в одной городской газете с публикацией «Директоров заменят менеджеры», тон которой многим показался грубым и неприятным. Это позиция всего лишь конкретного человека, но я её не разделяю. Надо отметить, что сегодня есть целая наука «менеджмент в образовании», ведь школа — особый организм, где одними кадровыми перестановками делу не помочь. Если вспомнить советское прошлое, то в советской системе образования директор школы был старшим учителем. На мой взгляд, так и должно оставаться: молодых педагогов приходится учить многим вещам, и эта функция должна быть возложена на администрацию учебного заведения.
— Российское законодательство позволяет уволить директора школы без объяснения причин. Какая в этом логика?
— Никакой. Причём, исходя из последних событий, думаю, что дальше директорам школ в этом плане будет ещё сложнее. Насколько я понимаю существующие тенденции в образовании, требования к директору будут и дальше ужесточаться, и, возможно, замещение этой должности станет исключительно на условиях краткосрочных контрактов.
— Вы, естественно, против?
— Против. Дело, однако, не только в этом. В законе об образовании есть норма, которую у нас никто не исполняет. Законом определено, что директор школы может быть назначен на должность разными способами, в том числе и выборно. Ну так пусть нас выбирает коллектив! Дайте контракт на год-два-три, а далее — выборы, и, думаю, многие директора нисколько не испугаются пришлых оппонентов. Пусть сам педагогический коллектив выскажется, с кем ему удобнее работать.
— В России такие прецеденты есть?
— Нет. Но радует хотя бы, что премьер-министр Дмитрий Медведев вспомнил о названной норме закона на недавнем совещании в Санкт-Петербурге. Наверное, когда-нибудь это случится и в России. Европейская же практика показывает, что, как правило, директор назначается на должность исходя из мнения попечительского совета.
— Насколько развита система попечительских советов в смоленских школах?
— По закону школа обязана иметь попечительский совет. Но, к сожалению, в Смоленске нет такого количества богатых и заинтересованных людей, которые могли бы наполнить эти советы. Но хочется, чтобы родители стали более активны, в том числе и в вопросах привлечения в школу финансовых средств.
— Скажите, какие главные отличия современной смоленской школы от школы времён вашего отрочества? Вы, кстати, где учились?
— Учился в Смоленске в
Сегодня, конечно, тоже есть определённая степень свободы, но это уже не то. Плюс — чудовищное количество бумаг. Не знаю уж, исчезнет ли когда-нибудь эта писанина… Видимо, не раньше, чем исчезнет книга.
— Редкое ваше интервью обходится без вопроса про будущее книг. Я даже не буду его задавать, отвечайте!
— Исчезнет, и ничего страшного в том нет. Вот вас, я подозреваю, обучали преподаватели «старой закалки», для которых единственным источником информации являлась книга. У нынешних преподавателей, к сожалению, отношение к книгам иное, зачастую они говорят ученикам, мол, иди, поищи в интернете. Здесь вопрос в отношении к самому объекту — книге. Лично для меня книга — объект материальной культуры. Думаю, любой, кто побывал в музее-усадьбе Толстого «Ясная Поляна» или музее-заповеднике Тургенева «Спасское-Лутовиново», в их библиотеках, изменит своё отношение к книге в лучшую сторону. Впрочем, у каждого есть право на выбор.