Независимое общественно-политическое издание
#14 (60)
27 августа 2012

Николай Колпачков:

«Школьник должен уметь создать проект хоть из пластилина»

Анна Балакирева

День знаний



У  журналистов есть такая традиция. Каждый год, в одно и то же время, а точнее — накануне 1 сентября выуживать из чиновников псевдоважные и неинтересные сведения о том, сколько учеников пойдёт нынче в школу, сколько средств из бюджета потрачено на ремонт общеобразовательных учреждений, и т. д. и т. п. В интервью с первым заместителем начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи Николаем Колпачковым мы решили сломать этот навязчивый формат общения. И обсудить школьную тему не только как с чиновником, но и как с педагогом, и даже как с… отцом. Вот что из этого вышло.

— Николай Николаевич, в чём родитель сегодняшнего ученика видит главное изменение системы образования? В чём разница между тем, как учили отца лет двадцать назад, и тем, как учат сына сегодня?

— Прежде всего, это скорость самого обучения. Например, когда я оканчивал школу, ничего из того, чем уже привыкли пользоваться в получении знаний современные ученики, не было. Есть и другая сторона этой «скорости»: объём знаний, добытых человечеством, увеличился. То, что написало сейчас в учебниках, мне, родителю, пришлось изучать вместе с моим ребёнком. Речь идёт не только о физике или химии, где новые знания обусловлены техническим прогрессом. В лингвистике, например, много изменений социального характера. Когда моя дочь училась в четвёртом классе, я взялся помогать ей делать домашнее задание по английскому языку. И с ужасом обнаружил, что многих слов в тексте не знаю. Огромное количество изучаемой лексики сейчас обновилось, как и обновились сами языки. Это обновление обошло практически все страны, в том числе и Россию. Вспомните нашу реформу орфографического словаря…

— Нам кажется, сейчас существует такой стереотип, мол, школьник должен знать абсолютно всё. Родители испытывают страшный комплекс неполноценности, если вдруг выясняют, что их ребёнок не гений. Учителя требуют столько запомнить, сколько доктора наук не знают. Получается, гениальность это и есть основное требование современного образования к ученику?

— Главное требование системы образования, которая уже существует по стандартам третьего поколения, состоит в том, что ученик должен уметь добывать знания. Вы правы — выучить всё невозможно, да и нет в этом необходимости, учитывая, сколько в современном мире источников информации. Ученик должен обладать ключевыми компетенциями и знать, где и как найти всё остальное.

— Все учителя сегодня работают согласно этому принципу?

— Система образования в целом (и своим учительским составом в частности) очень неповоротлива. Чем больше у преподавателя опыта и заслуг, тем сложнее будет переломить в нём тот или иной стереотип мышления. На сегодняшний день этот тезис нам доказывает анкетирование самих педагогов. Главная задача состоит в том, что теперь нужно работать в команде с коллегами, оценивая ученика не только со стороны собственного предмета, но и в целом (при этом, понимая, как помочь ему развиться). Именно эта «командность» в работе даётся нелегко. Раньше преподаватель химии, например, мог возводить важность своего предмета на немыслимые уровни. Сегодня нужно понимать значимость для ученика не только того предмета, который вы ему преподаёте. Главная опасность здесь, как и при всех модернизациях, не ухудшить качества производства, в данном случае, преподавания.

— Кстати, достойно ли оплачивается учительский труд сейчас?

— С 1 сентября пройдёт плановое повышение учительского оклада в рамках федерального проекта модернизации образования. В результате средняя зарплата учителя должна быть не меньше средней по экономике в регионе. Таким образом, в среднем школьный учитель будет получать 17 тысяч рублей. В следующем году, согласно тому же плану, мы увеличим до этого же уровня зарплату педагогов дошкольных учреждений, а в 2018-м году среднюю по экономике зарплату будут получать работники начального и среднего профессионального образования.

— Один из самых популярных вопросов в поисковых интернет-системах звучит так: «Среднее образование в России станет платным?» Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

— Не обижая вас, журналистов, хочу сказать, что вашей вины в этой панике больше, чем моей. Масс-медиа распространили сведения, толком в них не разобравшись. Речь идёт не о плате за среднее образование, а о том, что появятся предметы, изучаемые на базовом уровне и на повышенном. Таких предметов должно быть не менее одиннадцати, это и есть тот обязательный стандарт, который школьник получает бесплатно. Принципиальное отличие заключается в том, что теперь ученик должен выбрать, на каком уровне — базовом или повышенном — он будет изучать тот или иной предмет.

— Но ведь это означает, что ему фактически приходится определяться с будущей специальностью в совсем нежном возрасте…

— Возраст не такой и нежный — шестнадцать лет. Кроме того, никаких рамок никто не устанавливает. Наоборот, как я уже сказал, школьника учат добывать знания, на первое место возводится процесс, а не предмет. Поэтому если ребёнок решит перепрофилироваться, ему это будет сделать даже легче, чем прежде.

— Вот, кстати, про «добычу знаний». Понятно, что сегодня основная «охота» на них ведётся в интернете. Получается, единственный полезный навык, который можно привить современному школьнику это, извините, «гуглить»?

— Это только первый этап, если хотите. Ведь потом информацию нужно уметь анализировать, систематизировать и применять.

— Скажите, а лично ваши ученики [Николай Колпачков преподаёт историю в одной из смоленских школ — авт.] часто берут из интернета тексты рефератов, дабы выдать их за продукты своего ума?

— Главное, не то, где они берут информацию, а то, как с ней работают. Ведь любой реферат нужно не написать, а защитить, и вот здесь сразу становится ясно, насколько ученик вник в заданную проблему.

— Вы преподаёте историю в старших классах. Не секрет, что в зависимости от положения современности история способна меняться, особенно новейшая. Как решаете эту проблему для себя?

— Знаете, когда я получаю такой вопрос, я сразу вспоминаю, как на него отвечала моя мама. Она тоже историк, работать ей довелось в перестроечное время. И вот она говорила: «Как вы жили — так мы и учим». Мне кажется, главное для педагога — избегать оценочности и навязчивости. Нужно дать детям картину события, списать её в перспективу историчности, и пусть они сами дадут оценку всему, используя полученные знания и компетенции.

— На территории Смоленской области учатся приблизительно восемьдесят тысяч ребят и девушек. И каждому (!) нужен комплект учебников. Быть может, есть смысл поддаться техническому прогрессу и, например, выдать каждому школьнику планшетный компьютер, на который можно бесплатно скачивать учебники?

— Как вы знаете, Украина такой эксперимент начала, давайте не будем спешить и посмотрим, что из этого выйдет. На мой взгляд, от книги отказаться нельзя. Не буду расписывать вам массу психологических моментов, скажу только одно — семьдесят процентов смоленских школ — сельские. Говорить об обязательном использовании планшетного компьютера в сельской школе, на мой взгляд, совсем неправильно. Другое дело, что планшет хорош как дополнительный источник получения информации и работы с ней.

— Продолжая тему учебников: почему их приобретение становится проблемой родителей?

— Этой проблемы у родителей быть не должно. В законе чётко прописано, что есть перечень учебников, которые соответствуют образовательному стандарту. Школа из этого перечня формирует свой список, и, соответственно, должна обеспечить учеников этими книгами. Ни о какой плате родителей за учебники в законе речи нет.

— А почему тогда учебники вообще продаются, более того, их прекрасно покупают?

— Как вы понимаете, главная причина — финансовая. Только последние два-три года областной бюджет тратит на учебники двадцать-двадцать пять миллионов рублей. При ежегодно необходимых ста (!) миллионах. И всё же тенденция положительная, сейчас федеральная власть даёт регионам приличные деньги на приобретение учебной литературы. И уже есть результаты: например, в прошлом году мы обеспечили учебниками всех первоклассников. Так что на сегодняшний день практически вся начальная школа обеспечена учебниками по новому стандарту. Выходит, такими темпами всего через пять лет мы обеспечим учебной литературой все классы. Кстати, для справки, в нашей стране учебник стал бесплатным только в 1978 году, до этого его покупали родители.

— Кто пишет учебники? Есть ли доверие к этим уважаемым людям?

— Каждый учебник проходит экспертизу двух структур — Российской Академии Образования и Российской Академии Наук. РАО исследует методический уровень учебника, а РАН его содержательную часть. После этого каждая книга проходит апробацию непосредственно в школе, и издатель при необходимости её исправляет или дополняет.

— Вас как педагога устраивает уровень современных учебников?

— Вполне. Я считаю, сейчас много хороших учебников, существует целый ряд издательств, специализирующихся на учебной книге. Как учитель я с удовольствием многие бы отметил, но как чиновнику мне, пожалуй, некорректно перечислять что-то своё любимое. А вот что отмечу с особым удовольствием, это тот факт, что среди авторов учебников не только московские и питерские учёные, но и наши, смоленские, учителя-методисты. В федеральном перечне активно используется учебник литературы Геннадия Самойловича Меркина. Он востребован от Калининграда до Дальнего Востока. Сейчас в начальной школе появился новый комплект, и там линейку литературного чтения ведут наши смоленские авторы: Геннадий Самойлович Меркин, Борис Геннадьевич Меркин и Светлана Алексеевна Болотова.

— Так или иначе, оценка знаний всех школьников одна — единый госэкзамен, «истерика» вокруг которого не прекращается. На Смоленщине, в том числе…

— Вне зависимости от программы разные школьники пишут ЕГЭ его по-разному. Результаты госэкзамена колеблются из года в год, но на это есть множество причин и факторов. Действительно, задания усложняются. Но без аттестатов остаётся примерно то же самое количество учащихся, что и до введения в практику ЕГЭ. Вместе с тем, у такого госэкзамена есть существенный плюс. Это механизм независимой оценки учащегося, ведь учитель никак не может повлиять непосредственно на проверку знаний. Впрочем, ЕГЭ отнюдь не центральная вещь для выпускника, желающего поступить в вуз. Есть большее количество олимпиад, победители которых зачисляются в престижные университеты.

— Возможно, недовольство единым госэкзаменом не закончится никогда, потому что таков человек — ему не нравятся любые методы контроля знаний и умений, тем более, те, на которые нельзя повлиять обаянием или общей эрудицией.

— Могу сказать, что недовольных единым госэкзаменом станет ещё больше. В ближайшие несколько лет к русскому языку и математике добавится ещё один обязательный предмет — иностранный язык.

Конечно, сейчас далеко не в каждой школе его изучают на должном уровне… Кроме того, сегодняшний смоленский (и не только) школьник должен уметь применять свои знания на практике, а именно — подготовить проект, пользуясь полученными в классе теоретическими знаниями. Причём, речь идёт не только о выпускниках старших классов, но и начальной школе.

— В начальной школе проект можно разве что из пластилина изготовить…

— Почему бы и нет? В старших классах проекты должны быть, конечно, серьёзнее, но область никто не ограничивает. Можно заняться исследованием в области естественных наук, а можно и поэму написать.

— И опять мы стараемся насильно сделать из наших детей гениев…

— На самом деле, в начальной школе от того, что родители пытаются научить своего ребёнка сразу всему, появляются только проблемы. Не нужно заставлять малыша читать и писать, если он сам этого не желает. Лучше «поймайте» его талант в той области, которая ему самому интересна, и дайте возможность развиться именно в ней. Кстати, дети, которые приходят в школу, умея и писать и читать, быстро начинают скучать в классе, и буквально через полгода превращаются из самых умных в отстающих, это не редкость. А вот проектная деятельность должна быть на любом уровне школьного образования.

— В прошлом году много говорилось о норме, по которой привилегия при поступлении в школу доставалась по так называемому территориальному принципу. То есть, учиться теперь следует в той школе, которая ближе к дому, а не в той, где учителя лучше.

— Действительно, в прошлом году в соответствующий закон было внесено изменение, в результате появилась норма о том, что муниципалитеты имеют право закреплять за той или иной школой территории проживания учеников. В этом году вышел приказ министерства образования и науки, который закрепил процедуру приёма в школу. Преимуществом при зачислении в школу пользуются дети, проживающие на закреплённой территории. Исключения составляют гимназии, но в них иной порядок приёма. Поэтому до 1 августа школа принимала желающих из так называемой первой очереди — территориальной. При наличии свободных мест школа может продолжить принимать заявки от желающих, но тут уже действует принцип: «кто успел — тот успел». Никакого отбора среди желающих школа проводить не имеет права.

— Ну и напоследок, каких сюрпризов ученикам и их родителям ждать в начале этого учебного года?

— Главный приятный сюрприз, вернее, подарок, был сделан школам ещё в прошлом году, когда мы обеспечили полным комплектом учебников всех первоклашек. В остальном всё привычно: покупаем мебель в классы, обеспечиваем учебниками. В этом году мы впервые получили возможность потратить 125 миллионов рублей на проведение капитальных ремонтных работ — это пищеблоки, это полторы сотни новых спортивных залов и оборудование для ста сорока спортивных площадок.

Будет увеличена пропускная способность интернета в двадцати пяти ресурсных школах Смоленщины. До десяти мегабит. В связи с этим в текущем этом году появится возможность практиковать в школах дистанционное обучение. У нас уже есть опыт подобной работы с детьми-инвалидами, так что вполне вероятно, что уже с сентября смоленские школьники будут учиться онлайн. Не вижу в этом ничего невозможного.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/060/07