Независимое общественно-политическое издание
#3 (49)
27 февраля 2012

Сергей Антуфьев: «Выборы добавят эффективности работе губернаторов»

Светлана Савенок

Главная тема

В комментариях действующих глав российских регионов (многие из которых процедуру прямых выборов миновали) царит почти единодушное одобрение инициативы возвращения губернаторских выборов. На самом деле эту группу региональных руководителей объединяет только способ наделения полномочиями — через «назначение». А стартовые условия у них разные. Те, чей срок полномочий истекает в следующем году (и позже), имеют вполне достаточно времени для «психологической перенастройки», для определённых стратегических шагов и подготовки к избирательной кампании.

Те же, чьи полномочия истекают в 2012-м, с одной стороны, имеют фору (в виде уже имеющегося персонального рейтинга). С другой, они попадают в непростую ситуацию. Потому что «переориентироваться» надо в кратчайшие сроки, а от выборов высшие должностные лица уже отвыкли (население же в этом сезоне, напротив, возможностями волеизъявиться «наелось до отвала»).

Можно, конечно, заняться самовнушением и поверить, что население тебя знает «по конкретным делам», и этого для победы вполне достаточно. Можно также уповать на административный ресурс и собственную убеждённость (искреннюю, кстати), что никто другой не успеет набрать такой же популярности за столь короткий срок (и этот посыл не лишён оснований). Но, как показывает практика, смоленский избиратель хоть и «консервативен» в подавляющем большинстве («коней на переправе» меняет с трудом), однако время от времени может преподнести такие сюрпризы, что остаётся только руками развести (да, это мы снова о победе Эдуарда Качановского в 2009 году).

Срок полномочий смоленского губернатора Сергея Антуфьева завершается в декабре текущего года. В этой связи мы не могли не задать ему вопросы «на заданную тему».

— Сергей Владимирович, сейчас происходят серьёзные изменения в политическом устройстве России. В частности, хотелось бы обсудить возращение прямых выборов губернаторов. Проект соответствующего закона уже находится на рассмотрении в Госдуме. Вы давали краткий комментарий по этому поводу, хотелось бы его немножечко расширить. На ваш взгляд, зависит ли эффективность работы губернатора от способа наделения его полномочиями?

— Есть ли взаимосвязь эффективности работы губернатора со способом приведения его к власти? Думаю, безусловно, есть. Эффективность работы губернатора зависит, в том числе, и от его морально-психологического состояния. Когда губернатор избран всенародно, этот факт в определённой степени защищает его от подковёрной борьбы в высоких кабинетах, теряется прямая зависимость от возможных интриг.

Поверьте, это добавляет эффективности в работе руководителя региона, ведь всегда есть желающие показать свои возможности, своё влияние на кадровую политику в регионе. Как часто бывает, в основном такие «возможности» являются блефом (или же, говоря иначе, желаемое выдаётся за действительное). Однако люди у нас доверчивые, а самая «сладкая» тема — это, естественно, обсуждение слухов и сплетен.

— Да уж, сколько раз вас «отправляли в отставку» через слухи, по пальцам пересчитать невозможно. Причём, первое «пророчество» такого рода было запущено, если не изменяет память, где-то через полгода после того, как вы стали губернатором. Казалось бы, нет абсолютно никакой логики, а появились такие, кто «точно знал», даже «точную дату» называли.

— Есть специалисты такого жанра, которые умело используют человеческую слабость к обсуждению сплетен… Думаю, всенародные выборы, скажем так, поубавят пыл у этих интриганов. Это первое, но не главное. Гораздо важнее, что у избранного губернатора появляется убедительный козырь для того, чтобы отстаивать интересы региона на уровне федерального Центра. Потому что это не просто твоё желание решить какую-то системную проблему региона, а желание, подкреплённое доверием населения. И здесь мы опять возвращаемся к морально-психологическому состоянию. Изменяется внутренняя мотивация.

— С внутренней мотивацией понятно. Но, например, в Смоленской области — давно и прочно дотационной — что назначенный, что избранный губернаторы вынуждены стоять «с протянутой рукой» у правительственных кабинетов. Так есть ли разница? Рассчитываете ли вы, что вслед за принятием закона о выборности губернаторов будут перераспределены финансовые ресурсы и полномочия в пользу регионов?

— С одной стороны, от того, избран губернатор или назначен, протянутая рука не становится длиннее, а ладонь — шире. Но, понимаете, когда к умению, к желанию прибавляется доверие населения, это уже получается как по Гоголю «Эх, тройка! Птица тройка!». А если говорить о перераспределении полномочий и финансовых ресурсов, то об этом было заявлено в декабрьском послании президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Оно — послание — во многом было посвящено административной реформе, и главная тема касалась перераспределения полномочий между федеральным Центром и регионами. В том числе, президент подчеркнул, что полномочия, которые не подкреплены финансами, не смогут усилить авторитет власти и управляемость регионами и государством в целом. Поэтому здесь есть ожидание перераспределения не только полномочий, но и финансовых ресурсов. Перераспределение, естественно, в пользу регионов.

— Сергей Владимирович, вопрос, который в нашей беседе не может не прозвучать: лично вы планируете принять участие в выборах губернатора Смоленской области? В качестве кандидата, естественно.

— Когда выше мы обсуждали, насколько приемлема выборность губернаторов, я сказал, что это не только форма доверия к конкретному человеку со стороны населения региона, но и форма защиты главы региона от многих нежелательных факторов. Было бы странно, если бы я, отмечая плюсы этого законопроекта, в конечном итоге сказал бы, что «не готов» идти на выборы, не правда ли? У меня нет боязни перед процедурой прямых выборов. Буду ли я этим заниматься с удовольствием — это другое дело.

— Что-то смущает?

— Да. Дело в том, что мы уже достаточно продолжительный период живём выборами: были бесконечно длительные выборы главы города Смоленска, только что закончились выборы депутатов Государственной Думы, сегодня мы переживаем период подготовки к выборам Президента Российской Федерации. Затем грядут выборы губернатора Смоленской области (если будет принят закон), далее — весной 2013 года — выборы депутатов Смоленской областной Думы, после них начнём выбирать мэров (если будет принят закон о выборах мэров городов в качестве обязательной нормы)… И в конечном итоге жители нам скажут: а когда же вы будете заниматься проблемами города, села, нашими бытовыми проблемами? Вы же все свои усилия направляете на проведение выборов!.. Вот это меня смущает. А что касается моей личной готовности, она есть, и я не исключаю своего участия в избирательной кампании. Предпочитаю именно такую формулировку, потому что закон ещё не принят. Впрочем, это вопрос времени. Понятно, что изменения неизбежны. И не только в том плане, что губернаторов будет избирать население. С принятием закона значительно оживится не только политическая, но и внутрипартийная жизнь. Потому что механизм, который наверняка будет прописан в законе, потребует от кандидатов более плотной работы с партиями и совершенствования процедуры праймериз.

— В завершении не вполне серьёзный вопрос: а нет внутреннего «напряга» относительно того, что уже практически примета смоленская появилась: новые выборы — новый губернатор?

— (Улыбается). Я не суеверный, в приметы не верю.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/049/02