Никита Лавриненков: «Дефицита молока не будет, Смоленщину мы точно обеспечим!»
Ия Ястребкова
Бизнес-класс
Заместитель председателя кооператива «Фермерский» — о возрождении отрасли в регионе, поддержке местных фермеров и санкционных трудностях.
Смоленский сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо–сбытовой кооператив «Фермерский» начал выпускать молочную продукцию под брендом «Наше утро» в 2019 году. Запустить производство помогла победа в конкурсе региональной грантовой поддержки.
Спустя несколько лет предприятие продолжает развиваться и завоевывать любовь смоленских покупателей. Заместитель председателя кооператива Никита Лавриненков в интервью «О чем говорит Смоленск» рассказал о возрождении молокоперерабатывающей отрасли в Смоленской области, о поддержке местных фермеров и санкционных трудностях.
— Никита, ваш кооператив был создан ещё в 2008–м для сбыта овощеводческой продукции, но в 2017–м вы решили сменить профиль и открыть цех переработки сырого молока в цельномолочную продукцию. Почему было принято такое решение, и не жалеете ли сейчас об этом?
— Причин было несколько, но в первую очередь — желание возродить молокоперерабатывающую промышленность в Смоленской области. Эта отрасль в регионе недостаточно развивалась, немалое количество фермерских хозяйств находилось в упадке. Мы работали с группой компаний, которые занимаются перевозкой молока, они являются самыми большими трейдерами в городе Смоленске. Решили скооперироваться с ними и фермерами и начать перерабатывать молоко. Но для этого понадобились большие инвестиционные средства.
— В 2018 году вы победили в конкурсе грантовой поддержки, насколько эти деньги помогли развитию и как они были использованы?
— В становлении нашего предприятия нам очень помогла администрация Смоленской области в лице губернатора Алексея Островского, департамент по сельскому хозяйству, а также Корпорация инвестиционного развития. Благодаря их кураторству и помощи мы выиграли грант для расширения материально–технической базы.
Всего было вложено 54,4 млн рублей, из которых 30 млн — средства гранта из федерального и регионального бюджетов, 17,6 млн — льготный инвестиционный кредит, 6,8 млн — собственные средства кооператива. Благодаря этому мы приобрели специализированный транспорт и технологическое оборудование, которое позволяло перерабатывать 20 тонн сырого молока в смену, а также перевезли производство из Починковского района в город Смоленск.
Отдельно хотелось бы еще отметить смоленский Центр «Мой бизнес» на Тенишевой, 15. Он оказал нам поддержку с сертификацией продукции, дополнительной разработкой бизнес–плана. Очень помогли их бесплатные семинары для предпринимателей, консультации по маркетинговым и правовым вопросам.
— Удалось ли с тех пор ещё больше нарастить объемы производства? Какую линейку продукции сейчас выпускает предприятие?
— Да, мы увеличили свою работоспособность. Если раньше у нас было 16 рабочих мест, то сейчас их уже 25. В 2020 году, когда приезжал губернатор, мы перерабатывали за год 2,3 млн тонн молока, а сейчас эта цифра уже более 4 млн тонн.
Производим цельное молоко 1.5%, 3.2% и «отборное», кефир 1.5%, 3.2%, масло сливочное 72.5%, творог 9% и сметану 15%, 20% и 25%. Вся наша продукция бренда «Наше утро» изготовлена в соответствии с требованиями нормативно–технической документации Российской Федерации — ГОСТ на каждый вид продукции, и требованиями Технических Регламентов Таможенного Союза. Мы не используем никакие химические стабилизаторы, заменители молочного жира и т.д. Много людей заблуждается, думая, что сейчас на территории Смоленской области не существует натурального молока.
— Из какого молока делаете свои продукты?
— Кооператив работает только со смоленскими производителями. «Молочка», которая изготавливается на нашем предприятии, производится из сырья, полученного в хозяйствах, являющихся членами нашего кооператива. Когда только получили грант, их было где–то 13–15, сейчас их уже 23. Мы постоянно увеличиваем число поставщиков, чтобы полностью обеспечить молоком население региона. Честно скажу, есть хозяйства старенькие, которые просто увядают. Там, например, всего тридцать коров, и они дают совсем небольшое количество молока, но мы все равно их поддерживаем. Готовы буквально за одним литром ехать очень много километров. Может, мы таким образом и делаем небольшой убыток, но при этом понимаем, что помогаем фермерам, даем им единственную возможность выжить.
— Не секрет, что наладить свое производство — только часть дела, очень важно найти рынки сбыта. Как сейчас с этим обстоят дела?
— Мы представлены в магазинах «Лаваш», «Центрум», «Колбасный дворик», сети «Романишин». Также наши павильоны стоят на выездной ярмарке на улице Тенишевой и на Колхозной площади.
— Никита, часто можно услышать о том, что сейчас в молоке и молочных продуктах нет ничего натурального. Как обычному покупателю понять, какой товар можно брать, а от какого лучше воздержаться?
— Самый классический способ — посмотреть, закисает ли молоко. Хотя понятие хорошего молока — тоже относительное. Мы, к примеру, используем высокотехнологичное оборудование. Каждый этап подготовки направлен на определенную функцию. Например, убрать посторонний запах или гомогенизировать молоко на молекулярном уровне, чтобы не было расслоения.
Помните раньше, молоко постоит — сверху образуется слой сливок. Вот сейчас мы такого сильного расслоения жирности не допускаем. У молока, отвечающего требованиям ГОСТ, срок хранения до 8 суток. При идеальных температурных условиях оно хранится и дольше, 14–16 дней. Но весь процесс очень тяжело отследить, когда работаешь с магазинами.
Молоко — это живой продукт, а не пепси–кола. Даже при незначительном повышении температуры продукта, всего на пару градусов Цельсия, на короткий период времени (1–2 часа) и последующем его охлаждении до требуемой температуры (а это, напомню, 4±20С), процесс будет уже необратим, и продукт не выдержит своих сроков годности.
— В федеральные сети пока не удается зайти?
— Туда не столько тяжело зайти, сколько выдержать их условия. Объем поставок может быть очень плавающим. Бывает так, что в один день по заявке им нужно поставить одну тонну молока, а на следующий день без подготовки — 15 тонн. И если по каким–то причинам поставка сорвана, то санкции просто чудовищные. Такие маленькие производители как мы, просто не потянем. Было бы здорово, если бы для локальных производителей сети делали более мягкие условия, думаю, если содействие окажет областная администрация, это станет возможным.