Древний Смоленск: где ты?
Леся Томашова
Культурный слой
Тема происхождения Смоленска волнует историков и археологов многие десятилетия. За последнее время, благодаря археологических находкам, удалось получить кое–какие дополнительные сведения на эту тему, однако вопрос о том, где же все–таки располагался древний Смоленск, по–прежнему для многих остается открытым.
Недавно на эту тему в историческом музее Смоленска провел лекцию Николай Кренке, руководитель смоленской археологической экспедиции института археологии РАН, которая работает на Смоленщине не первый год.
«Вопрос о происхождении Смоленска дискутируется более ста лет. Долгое время не было никакого прогресса, отчасти из–за оттого, что, к сожалению, были утеряны достижения, полученные в середине 20–х годов прошлого века. Это произошло из–за того, что ключевые фигуры археологии Смоленщины — Иван Хозеров и Александр Лявданский — были репрессированы. Огромный ущерб нанесла война, во время которой археологические коллекции были частично утрачены», — рассказал ученый.
Сложности исследователям создавала нестыковка между письменными данными и археологическими материалами.
Как всем известно, первое упоминание о Смоленске в письменных источниках относится к 9 веку. Однако эта датировка — 863 год — вызывает у специалистов большие сомнения.
«Автор текста «Устюжского летописца», созданного в 16 веке, по всей видимости, был фантазером и «приукрашивателем». Как дети раскрашивают картинки, так и он расцвечивал текст «Повести временных лет». В «Повести» рассказывается о том, что Аскольд и Дир пришли в Киев… А дальше автор, скорее всего, придумал, что они не вошли в Смоленск, потому что увидели, что «град был велик и мног людьми». Если сравнить этот фрагмент с другими статьями, которые есть в тексте, то там тоже все расцвечено. Посему на этот источник опираться нельзя. Но есть еще текст 882 года — статья об Олеге, который оказался на Днепре и оставил «в Смоленске своего мужа». Вот к этому источнику претензий нет», — рассказал Николай Кренке.
Далее Смоленск пропадет из письменных источников на 130 лет и появляется только в 1015 году, где он упомянут в связи с убийством князя Глеба.
«Этот текст, как доказал крупный русский историк Алексей Шахматов, написан в конце 11 века… Как гласит предание, Глеб остановился в устье реки Смядынь , которая впадала в Днепр. И это место было в виду Смоленска («зремо (видно) изъ города»). Важно, что Соборная гора была видна со Смядыни, а Гнездово нет… Исследователь предположил, что Смоленск был в начале 11 века на своем месте… Но предание было составлено в конце 11 века, а значит, не основано на реалиях начала 11 века. В итоге остаемся с одной летописной статьей 882 года…»
Эти данные приходилось и приходится брать за основу исследователям и археологам, работающим в Смоленске и Смоленской области и пытающимся найти истину в столетнем споре о месторасположении древнего Смоленска.
Из истории вопроса. В нескольких километрах к западу от Смоленска находится знаменитый археологический комплекс Гнездово с крупнейшей в Европе группой курганов. С середины XIX века здесь было сделано множество интереснейших и уникальных находок. На их основании часть историков склоняется к версии, что наши предки, говоря о Смоленске, имели в виду именно Гнездово. Другие являются сторонниками гипотезы, что это два разных поселения, существовавшие параллельно.
Историк Владимир Сизов, занимавший пост ученого секретаря в Московском историческом музее и в конце 19 века работавший в Гнездове, полагал, что на территории современного Смоленска много–много лет назад располагался административный центр, а в Гнездове — торгово–промышленный, и городское кладбище.
Другой ученый–историк Александр Спицын, один из ранних классификаторов археологической науки России, считал, что древнейшее городище располагалось в устье реки Ольши, в 10 веке город был перенесен в устье Свинца в Гнездово, а в 11 веке — на место современного города. В советские годы споры продолжились уже между двумя научными школами. Представитель так называемой санкт–петербургской школы, Иван Ляпушкин, специалист по раннеславянским культурам, в 1967 провел раскопки в Гнездове. В своей посмертной публикации он признавал: гипотеза Спицына о том, что в Гнездове был первоначальный Смоленск, имеет право на существование до тех пор, пока на территории современного города не будут найдены культурные слои 9–10 веков.
Оппонент Ляпушкина — профессор МГУ, уроженец Смоленской области Даниил Авдусин, сам в 1951 году возглавивший экспедицию в Смоленске, склонялся к версии, что Смоленск изначально располагался в пределах современного города, а вовсе не в Гнездове…
В 1990–2000 годы в Смоленске развернулись масштабные раскопки. И ученым стали попадаться единичные археологические объекты, относящиеся к 9–10 веку. Эти находки воспринимались с интересом, однако было непонятно, как они могли здесь оказаться.
Новые данные появились благодаря раскопкам в Смоленске, сделанным уже в 21 веке.
По объему раскопок (а это около 26 тысяч квадратных метров) Смоленск входит в десятку самых изученных городов России, безусловным лидером которых выступает Тверь. Центром исследований стала Соборная гора, которая на северо–западе имеет необычную форму ступеней. По словам Николая Кренке, это не природные ступени, а образованные в результате длительной жизнедеятельности людей.
Археологическая экспедиция, в основном, работала внизу, ближе к улице Соболева, и обнаружила здесь круговую керамику конца 11 века. Ничего более древнего археологи не нашли. Такие находки появились позднее, когда специалисты приступили к раскопкам повыше, на второй ступени.
Небольшое отступление. Использование гончарного круга стало важным рубежом в истории человечества. В Малой Азии или Египте он появляется в третьем тысячелетии до н.э. На нашей территории распространение круга получило в 10 веке. А керамика, сделанная от руки, отличается от круговой керамики, и этот факт позволяет четко разделить найденный материал и понять: относится ли он к 10 веку или к более раннему периоду.
«Мы решили продолжить поиски и поднялись выше, на третью ступень Соборной горы. На улице Малой Школьной заложили шурфы и обнаружили культурный слой на глубине 2,5 метра. По–видимому, это были остатки какой–то усадьбы: мы обнаружили частично сохранившиеся столбы частокола. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст столбов датируется рубежом 10–11 веков. Наличие частокола указывает на городской характер застройки. Под мощной насыпью земли находилась распашка», — рассказывает Николай Кренке.
Там были найдены бусы, бисер… В верхней части насыпи — круговая и лепная керамика, а в нижнем части — исключительная лепная керамика, которая датируется 8–10 веком, причем крупные фрагменты горшков, что свидетельствует о близости построек, а также бронзовые украшения, характерные для культуры смоленских длинных курганов, датируемой также 8–10 веком. Еще одна важная находка — серебряная монета государства Сасанидов (Персия, Иран), разрушенного арабами в 651 году. Чеканка монет потом прекратилась, хотя они продолжали ходить по миру…
«Если раньше говорили о том, что у Смоленска нет ранних слоев и все приоритеты — у Гнездова, то теперь ситуация изменилась и появилось больше пищи для размышлений. Получается, что два крупных центра параллельно существовали в одно время. Но интенсивность их жизни в 10 веке совсем разная. Если Гнездово разрастается и процветает, то в Смоленск во второй половине 10 века жизнь практически затухает. Потом все поменялось. В 11 веке Гнездово стремится к закату, а Смоленск бурно процветает».
Ранее считалось, что пик в развитии средневекового Смоленска приходится на 12 век. Однако Кренке и его соратники склонны считать, что расцвет случился на век раньше. Одно из доказательств тому — находка, обнаруженная экспедицией Николая Кренке в 2015 году в устье реки Малой Рачевки. Здесь археологи наткнулись на производственную мастерскую 11 века, в которой изготавливались предметы из бронзы.
«Частокол разделял две усадьбы, принадлежавшие ювелирам. К этому забору они бросали мусор: бракованные украшения, куски металла, все это мы нашли…» — поясняет археолог.
Среди находок — специальные стаканчики для плавки металла (тигли), которые вмещали до 100 граммов бронзы и могли использоваться неоднократно. Судя по количеству использованных стаканчиков, украшения там производились тысячами.
Также среди находок — игла пряжки, перстень, который не был согнут, крестики, височные кольца и украшение, напоминающее то ли ослика, то ли рысь…
«Оно известно археологам еще с 19 века. Подвеску даже называли «подвеской смоленского типа», думая, что там изображена рысь. В течение нескольких десятилетий археологам не удавалось идентифицировать этого зверя. Загадка была разгадана не так давно. Латышским ученым было установлено, что это не рысь, а мифологический зверь Левкрота, описанный еще античными писателями. Этот фантастический зверь якобы жил в Индии, говорил человеческим голосом — имел голову осла, ноги льва. Он был изображен в бестиариях, средневековых сборниках зоологических статей. По сути, такую бронзовую реплику с иллюстраций, видимо, подвески экспортировали на территорию современной Латвии, где их обнаруживали в немалом количестве. Оказывается, их делали в Смоленске», — считает ученый.
Несмотря на уже сделанные находки и открытия, остается много неизведанного, что подталкивает археологов к дальнейшей работе.
«Благодаря исследованиям, мы сделали вывод, что на территории Смоленска в 8–10 веках было крупное поселение, и оно располагалось на верхних подступах Соборной горы. На самой вершине оно тоже могло быть, но чтобы убедиться в этом, нужны новые раскопки. Проблема заключается в том, что мы не знаем характер этого поселения, можно ли назвать его городом. Нужно проводить дальнейшие исследования, и в перспективе — поиски могильника этого поселения», — заключил Николай Кренке.
В планах этого года у археологической экспедиции проведение работ на Соборной горе (возможно, на южных подступах к ней) и продолжение изучения «ювелирной мастерской». Посмотрим, что за новые открытия ждут археологов.