#9-10 (165-166)
29 Мая 2017

«Единая Россия» заявила о готовности начать «чистку» своих рядов

Светлана Савенок

Скандал

Как следует из официального заявления, сделанного после скандала с участием депутата Щебеткова, смоленские единороссы готовы «очиститься» от тех, кто дискредитирует партию.

В тот же день, как «история с нетрезвым депутатом Щебетковым за рулем автомобиля» получила огласку, «Единая Россия» заявила, что готова реагировать на подобные вещи самым решительным образом.

«Решением президиума генерального совета партии «Единая Россия», на основании Устава, случай управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является действием, дискредитирующим партию. В связи с этим, в случае, если факт вождения в нетрезвом виде подтвердится и суд признает его виновным, то Сергей Александрович будет исключен из партии», — говорится в официальном заявлении регионального отделения.

Щебеткова ждет суд, и теперь уже, как мы понимаем, исключение из партии.

В этой связи хотелось бы поговорить не только и не столько о конкретном скандале, в который вляпался «зарвавшийся» депутат облдумы, сколько о новом лице регионального отделения партии власти. А «лица» в разные времена, если помните, у него был разные.

Для сравнения, напомню буквально пару нелицеприятных партийных историй времен начала 2000–х. Того самого первого десятилетия нового века, когда Смоленская область демонстрировала худшие в стране результаты по голосованию за «Единую Россию».

Год 2007–й. «Единая Россия» отправляет на выборы в Смоленскую областную Думу по избирательному округу №1 Эдуарда Качановского. «Фактурного» (…скажем так), но абсолютно непредсказуемого политика.

Неужели тогдашнее партийное руководство не понимало, что от Качановского можно ожидать любых сюрпризов? Понимало, конечно. Но все-таки ставку единороссы сделали именно на него.

Почему? Ответ очевиден: социо­логия показала, что наибольшие шансы избраться в региональный парламент по этому округу были у Качановского. Погоня за результатами выборов, похоже, единст­венное, что волновало тогдашних региональных лидеров партии власти.

Около двух лет депутаты–единороссы краснели за экстравагантное (скажем так) поведение своего однопартийца на заседаниях Думы — ровно до тех пор, пока тот не «рванул в мэры» Смоленска.

В 2009-м, кстати, за пост мэра между собой сражались сразу шесть «единороссов»: Халецкий, Маслаков, Разуваев, Казаков, Михайлов и Качановский.

Это была «битва века»!..

Партия пыталась урезонить «буйных» своих сыновей и даже угрожала, что в случае, если этот цирк не прекратится, всех «непослушных» выгонят из «Единой России», но угроза не сработала.

Было даже какое–то невнятное заявление об исключении из партии «бунтарей», но кого тогда могли напугать такие угрозы? Тогда было принято и вовсе «корявое» партийное решение (кому могло в голову только такое?!) — просто снимать с дистанции наиболее сильных кандидатов–единороссов.

Сняли троих. В итоге победу на выборах неожиданно для всех одержал Качановский (которого к тому времени уже как бы уже «турнули» из партии, но после победы тут же «приняли обратно».

«Завершился очень непростой период в жизни города-героя Смоленска. Люди сделали выбор в пользу Эдуарда Алексеевича Качановского — члена партии «Единая Россия», депутата Смоленской областной Думы», — только ленивый тогда не потешался над этим комментарием Сергея Антуфьева по итогам выборов мэра Смоленска. Только ленивый не «оттоптался» на партии.

Вы думаете смоленские единороссы сразу извлекли урок из той истории? Таки нет! Прежнее партийное руководство тут же «наступает на те же грабли» и выдвигает на довыборы в облдуму по освободившемуся округу Качановского… ровно такого же непредсказуемого «своего» члена — Казакова.

Члена партии, который также (как и Качановский) в угоду личным интересам «далеко послал» все партийные решения и рекомендации в ходе кампании по выборам мэра.

Логика партийного решения, видимо, была такой: «раскрутившийся» на мэрской избирательной кампании Казаков имел все шансы на победу. И партия снова почему-то решила: победа Казакова — это победа «Единой России».

Чем закончились обе те политические истории, мы прекрасно помним. Качановский отправился отбывать тюремный срок по уголовной статье. Казаков, не удовлетворив свои личные амбиции в «Единой России», тут же «переобулся» в оппозиционера–эсера. А «Единая Россия» снова и снова несла репутационные потери.

Лицо и репутация смоленской «Единой России» начали меняться только после смены губернатора. С тех пор, как региональное отделение партии возглавил нынешний спикер облдумы Игорь Ляхов. С тех пор, как Смоленщину начал плотно «опекать» секретарь генсовета партии Сергей Неверов.

В отличие от «провального десятилетия» событий, описанных выше, теперь партии есть, что терять. Речь — о репутации.

Именно так можно объяснить реакцию регионального отделения на вопиющую выходку единоросса Сергея Щебеткова.

Кстати, если бы тогда, десять лет назад, руководство смоленской «Единой России» (теперь уже бывшее) не закрывало глаза на выходки некоторых своих членов в угоду показателям ее побед на выборах, глядишь, совсем другая история получилась бы.

Можно было сразу и решительно избавиться от тех же «казаковых», «качановских» и прочего «балласта», который тянул ее репутацию на дно.

Поэтому в нынешней истории с депутатом Щебетковым важно, что смоленские единороссы поняли:  каждое «партийное снисхождение» или попытка «приподзакрыть глаза» в итоге приводит к еще большему скандалу.

И тот открытый формат, в котором происходит оценка внутрипартийного ЧП — это тоже важно.

Повторю, то, что «Единая Россия» не стала «консервировать» ситуацию и заявила, что готова принять решение по Щебеткову, говорит о необратимости процесса, направленного на внутрипартийное очищение.

Что касается Щебеткова, полагаем, после того, как его исключат из «Единой России», он так же легко и быстро сможет «переобуться в оппозиционные кеды» (собственно, те, кто имеет возможность и желание отслеживать публикации Щебеткова в соцсетях, могли заметить, что процесс «переобувки» уже идет).

Потеряет ли «Единая Россия» от этого? А вот уж это вряд ли. Как говорится, «лучше меньше, да лучше»…

P.S. Что же касается наказания, которое назначит суд за «пьяную езду» на автомобиле, то Щебеткова ждет штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 3-х лет.

И в этой связи подумалось еще вот о чем. Не слишком ли гуманный подход у нашего государства к такого рода правонарушениям? Ведь пьяный за рулем — как та «обезьяна с гранатой»: и тот, и другая являются потенциальными убийцами.

Помните историю с пьяным мерзавцем за рулем, который убил студентку Алену Путилову?.. Увы, от «потенциального — до реального» путь иногда бывает гораздо короче, чем может себе представить какой–нибудь выпивший подонок, садясь за руль автомобиля.

Очень жаль, что депутат (!) не понимает таких очевидных вещей. И жаль, что нет закона, который бы позволял за такие вещи турнуть не только из партии, но и из Думы.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/165/04