#2 (158)
06 Февраля 2017

Приоритеты Островского

Главная тема

Большая декабрьская пресс–конференция губернатора Алексея Островского, прошедшая незадолго до Нового года в КВЦ имени Тенишевых, длилась более двух с половиной часов. За это время глава региона подробным образом рассказал о работе своей администрации: ее буднях, отношениях с законодательной властью, видении перспектив развития, а также особенностях кадровой политики.

При этом в ответах Островского, собственно говоря, содержится вся информация, необходимая для понимания экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в Смоленской области последние четыре года и будут происходить в 2017–м.

Так что же нас ждет? В начале нового года самое время задуматься над этим вопросом. Надеемся, позиция смоленского губернатора поможет вам расставить точки над «i». Ему и слово.

«В роли кризис–менеджера». Инвестиционная и бюджетная политика

Привлечение инвестиций — это ключевой приоритет администрации Смоленской области. Не хотелось бы говорить о том наследстве, которое получила администрация региона под моим руководством, это не совсем корректно, но, тем не менее: как такового промышленного потенциала в Смоленской области практически нет, этим мы сильно отличаемся от наших ближайших соседей. Зачастую вы, коллеги, сравниваете несравнимые вещи: нельзя сравнивать регионы лишь потому, что они находятся по соседству и граничат между собой.

Приведу как пример три субъекта: Тверскую, Смоленскую и Брянскую области. В Тверской и Брянской областях промышленный потенциал еще с советских времен несравнимо выше, чем у нас. А если сравнивать Смоленскую и Брянскую область по земельному фонду, то это абсолютно два разных субъекта с точки зрения возможности воспроизводства той или иной продукции. А зачастую нас пытаются сравнивать по абсолютно идентичным критериям и при этом не берут в расчет те составляющие, о которых я сказал.

26 апреля 2012 года на заседании Смоленской областной Думы я говорил о том, что нужно стараться в короткие сроки сократить внешний долг субъекта. Говорил об этом искренне, действительно считал, что эту работу мы сможем вести. А буквально через две недели появились, безусловно, нужные и правильные Указы главы государства, возлагающие колоссальные расходы на каждый субъект Федерации.

За четыре с лишним года работы нашей администрации Федерация делегирует субъектам все новые и новые полномочия, не подкрепляя их финансовыми ресурсами. Все это приводит к тому, что долг области растет.

Когда мы принимали бюджет–2017 в первом чтении на заседании областной Думы, была дискуссия с депутатами, какой бюджет на следующий год принимается, в каких условиях это происходит. Также возникла дискуссия и о том, почему некоторые социальные льготы, данные смолянам, сохраняются, но не индексируются, почему по некоторым из них вводится критерий нуждаемости с точки зрения адресной помощи.

И я сказал тогда, что лично мне приходится выступать в роли кризис–менеджера, а администрации области — в роли кризис–команды. Объясню, почему: помимо Указов президента, в Смоленской области прежними администрациями было принято огромное количество региональных расходных обязательств, безусловно, социально ориентированных, а потому нужных и важных, но абсолютно не продуманных и не просчитанных на перспективу. И сейчас мы балансируем на грани принятия бюджета, в том числе, с учетом мнения и согласования Минфина РФ.

Повторюсь, мы выступаем в роли кризис–команды. Поясню на примерах. С учетом того, как крайне непросто жили и живут смоляне, в свое время, конечно, нужно было принимать региональные расходные обязательства, такие как региональный материальный капитал, выплаты ветеранам труда Смоленской области и иные. Но то ли не хотели думать предыдущие власти, то ли не понимали свою ответственность, когда в эти льготы закладывались цифры и объемы, неподъемные даже для гораздо более богатых субъектов Федерации.

При моем предшественнике был введен региональный материнский капитал за второго ребенка, который ввели только шесть субъектов в стране, в том числе, и Смоленская область (как одна из самых «богатых»), и определен он был в размере 100 тысяч рублей при ежегодной индексации, составившей в итоге 163 тысячи рублей. При том, что в большинстве субъектов ЦФО маткапитал составляет от 50 до 60 тысяч рублей. А в таком богатом субъекте как Москва, регионального материнского капитала вообще нет. И это далеко не единственный регион России, в котором отсутствует региональный материнский капитал.

С одной стороны, смоляне справедливо говорят о том, что нельзя наращивать долги, и мы это прекрасно понимаем. С другой стороны, людям были розданы льготы, только не в тех объемах, какие может себе позволить наша область. И теперь мы под эти расходы набираем долги. Ситуация двоякая: льготы отменить не можем и долги до бесконечности наращивать не можем.

Сегодня, когда бюджеты всех уровней сокращаются, нам приходится принимать эти, на первый взгляд, непопулярные решения. Многие региональные льготы, действующие в более богатых субъектах — Ленинградской, Новосибирской, Калужской, иных областях, были отменены в течение двух последних лет. Мы все льготы, весь их перечень сохраняем и будем стараться держаться до последнего. Самостоятельно и с помощью значимого для страны и избранного от Смоленской области депутата Государственной Думы, заместителя ее председателя, секретаря президиума партии «Единая Россия» Сергея Ивановича Неверова будем стараться отстоять все до последнего.

Я говорил депутатам от фракции КПРФ, которые настаивали, чтобы все льготы на 100 процентов сохранились не только в количественном эквиваленте, но и в качественном, о том, что мы — не самостоятельное государство, мы — субъект Федерации, и наш бюджет должен быть согласован с Минфином. В Минфине есть четкие критерии, утвержденные руководством страны, и если ты эти критерии не соблюдаешь, тебе не согласовывают бюджет, более того, ты не имеешь возможности обратиться за финансовой помощью на уровень Федерации. Мы и так прошли по грани.

А была вторая возможность: сделать так, как предлагала фракция КПРФ, сохранить все льготы в абсолютно неизмененном виде, не приостанавливать индексацию. Тогда бы все эти льготы остались только на бумаге, потому что в следующем году Минфин нам не дал бы ни копейки в виде субсидий, дотаций и других видов денежной помощи, и мы бы ни одну льготу вообще не смогли выплатить.

Поэтому политика привлечения инвестиций — единственный путь с точки зрения увеличения доходной части бюджета, мы двигаемся в этом направлении очень и очень неплохо.

У нас в регионе реализуются и те проекты, которые были начаты до нас, и те, которые были инициированы нашей администрацией. Среди наиболее значимых — компания «Наша житница» в Гагаринском районе, крупное сельхозпредприятие «Боброво» в Новодугинском районе, «Золотая Нива» в Сафоновском районе и многие другие. В Рославльском и некоторых других районах реализуется крупный инвестпроект «Мираторга».

Создаются индустриальные парки. Дорогобуж, единственный в России, получил в 2016-м году статус моногорода. Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить разрешение правительства на основе уже принятого решения Министерства экономического развития по созданию на базе Дорогобужа единственной в ЦФО территории опережающего социально–экономического развития. Минэкономразвития, рассмотрев данную инициативу на своей комиссии, уже поддержало Смоленс­кую область и рекомендовало правительству также согласиться с этим решением. Работаем с правительством по данному вопросу и уверены, что сможем получить это решение.

Когда–то Смоленщина не могла себе даже позволить мечтать о подобных решениях на фоне решений, принимаемых для более значимых с точки зрения экономического потенциала субъектов ЦФО: Воронежской, Липецкой, Белгородской и других областей.

В отличие от Федерации, мы и в 2015–м, и в 2016–м, и в 2017–м году не сокращаем, а оставляем на прежнем уровне поддержку предприятий малого и среднего предпринимательства. Обращаю ваше внимание, что Федерация уже в этом году сократила на 40 процентов поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Мы же при нашем скромном бюджете форму поддержки сохранили и сохраним в 2017 году. Понимаем, насколько важен для нашей области такой сегмент экономики как малое и среднее предпринимательство.

Мы в 2016 году получили еще одно беспрецедентное решение Министерства промышленности и торговли РФ: на федеральном уровне поддержано создание льняного кластера на территории нашего субъекта, и он уже развивается на территории Вяземского района. Обращаю ваше внимание, что мы — лидеры по данному направлению, занимаем второе место в ЦФО и пятое по стране по производству льна.

Зная историю Смоленщины, отдавая дань уважения традициям, наша администрация ставит амбициозную задачу по возвращению Смоленщине лидирующих позиций по льнопроизводству. У нас по льноволокну за этот год рост составил 120 процентов в отношении 2015 года. И в целом за 4,5 года работы администрации под моим руководством у нас значительно выросли посевы льна. Мы и дальше будем активно заниматься воспроизведением этой культуры. Подписаны соглашения с рядом инвесторов: проекты в сфере льноводства, помимо Вяземского района, уже начинают реализовываться на территории Монастырщинского района с индийской компанией «Рослек».

Еще раз повторю, мы — вторые в ЦФО, пятые — по стране среди льносеющих субъектов, это уже серьезный рост по сравнению с теми показателями по льну, которые были в момент формирования мною администрации в 2012 году. Постараемся приблизиться к первому месту с учетом той поддержки, которую мы получили от Минпромторга по созданию льняного кластера. Обращаю ваше внимание, что успехи Смоленской области отмечены на федеральном уровне: мы получили высокую оценку от главы государства. На общероссийском совещании президент Владимир Владимирович Путин привел примеры успешной реализации аграрной политики субъектов Федерации, назвав всего несколько регионов, в том числе, Смоленскую область. Мы гордимся такой оценкой главы государства.

Также на Смоленщине увеличивается поголовье свиней, кроликов, крупного рогатого скота. Не буду перегружать вас цифрами, скажу только, что подписано соглашение с очень крупным инвестором, уже идут работы по проектированию, и в Дорогобуже будет построена крупнейшая в России и самая крупная в Европе ферма по производству кроликов на 36 тысяч голов. Еще один пример привлечения инвестиций — в Дорогобуже построят самую крупную прачечную в России. Это предприятие будет в промышленных масштабах ориентировано на нужды крупных заказчиков: Министерства обороны, РЖД и других.

«Приоритет — безопасность». Дорожная отрасль

Жители Смоленской области, как, в принципе, и все россияне, отвечая на вопрос, какие проблемы волнуют вас больше всего, называют ЖКХ, здравоохранение и дороги. Со всеми этими тремя вопросами у нас в регионе, как и во всей стране, очень сложно, впрочем, как и в гораздо более богатых субъектах.

Мы многое делаем, вы правы, мы стараемся, но денег на все нужды: ремонт, реконструкцию, строительство новых дорог катастрофически не хватает. Более того, каждый год те ожидания, которые мы имеем по наполнению дорожного фонда, не подтверждаются. Обещают из Федерации 4,2 миллиарда, по факту выделяют 2,8 миллиарда. То есть, понимаете, какая разница.

При этом, та реформа дорожной отрасли, которая была проведена практически сразу после формирования администрации, когда ликвидировали ненужные филиалы, когда забрали полномочия на областной уровень, забрали право распоряжаться самостоятельно деньгами, конечно, привела к значительным результатам. Очень многое «Смоленскавтодор» делает через госзадания, это дает нам возможность реально контролировать расходование денежных средств, сроки и качество выполнения работ.

В рамках нашей программы развития дорожно–транспортного комплекса Смоленской области, утвержденной на 2014–2020 годы, расходы на 2016 год были увеличены в сравнении с 2015 годом. В 2016 году мы направили на эту сферу на 33,6 процента больше. И выделили в 2016 году на 1,3 миллиарда больше. Благодаря хорошей коллективной работе администрации, в первую очередь, я имею в виду тех, кто занимается этим направлением, благодаря конструктивной работе с федеральным центром у нас запланирован с вводом в 2018 году обход автодорожный в Велиже за 440 миллионов рублей, на Пятницкий путепровод в 2016–м году мы направили 268 миллионов рублей, в том числе 231 миллион — средства из федерального бюджета. Потратили на строительство сельских дорог в 2016–м году 161 миллион и планируем ввести почти 20 километров полотна.

Мы очень активно работаем над повышением безопасности на дорогах Смоленской области. Три года подряд регион является лидером в ЦФО по данному направлению. Это не только хорошая работа сотрудников ГИБДД, а, в первую очередь, значительное увеличение денежных средств на эту расходную составляющую. В частности, средства, которые мы выделяли на установку новых дорожных знаков, на камеры фото– и видеофиксации, в 2016–м году составили 461,1 миллиона рублей. И это более чем на 290 миллионов превышает объем средств, направленных в 2015 году. То есть больше, чем в два раза. В итоге количество ДТП снизилось на 10 процентов, на 14,3 процента уменьшилось число погибших и на 9 процентов — число раненых. Будем и дальше выделять средства на данное направление, потому что человеческая жизнь бесценна.

 

Владислав Апаков

руководитель СОГБУ «Смоленскавтодор»

— Главный приоритет работы «Смоленскавтодора» — безопасность на дорогах. Это основа нашей деятельности. Требования к дорожной обстановке ужесточаются год от года. Например, если ранее наносилась лишь осевая разметка, теперь еще наносим и краевую.

Все больше внимания уделяется установке камер фото– и видеофиксации. Работаем в тесной связке с ГИБДД по их установке на перекрестках, по организации движения по принципу «зеленой волны» на улицах Кирова, Гагарина, Большой Советской, площади Победы, по обслуживанию всех светофоров.

Считаю, что фото– и видеофиксация дает свои результаты: это дисциплинирует и водителей, и пешеходов. В итоге, Смоленская область три года подряд занимает первое место в ЦФО по безопасности дорог. И это совместная заслуга «Смоленскавтодора» и ГИБДД.

 

Кадровая политика: контрольная точка — 1 марта

Наверное, как и у любого руководителя, среди моих подчиненных есть те, кто самостоятельно идет вперед, без дополнительных указаний с моей стороны, сам понимает меру своей ответственности, хочет развития области, того направления, которое он курирует, и, наоборот, к сожалению, значительное количество тех, для кого работа — это повинность.

Администрация — огромный живой организм, состоящий из сотен людей, и единичными решениями в корне изменить ситуацию невозможно. При этом констатирую, что многие приходят на работу для того, чтобы отбыть время. Чиновник, зачастую имеющий большой объем работы, оплачивается государством так (в виде заработной платы), что, видимо, работать совсем не хочется. А зарплату чиновникам поднимать на фоне низкой оплаты труда бюджетников, врачей, учителей — тоже в корне неправильно.

Это необходимо, но неправильно в нынешних экономических реалиях. У нас, например, в департаменте по образованию или здравоохранению, который отвечает за всю региональную отрасль, чиновники получают значительно меньше, чем руководитель того или иного учреждения, курируемого в данной сфере. И мне кажется, это государственная проблема. Она существует не только в Смоленской области. Уверен, что ее нужно решать на общегосударственном уровне, для того, чтобы чиновнику хотелось идти на работу, потому что государство заслуженно оплачивает твой труд, создает социальные условия и многое иное, и не закрадывалась бы мысль о потенциальной возможности коррупционной составляющей.

Как глава региона, в ежедневной работе я соприкасаюсь напрямую далеко не со всеми руководителями органов исполнительной власти. С некоторыми работают мои профильные заместители. Я не всеми руководителями департаментов доволен. После 1 марта 2017 года не все из них останутся работать в администрации области. Но степень моего недовольства не такова, чтобы просить чиновников писать заявления по собственному желанию прямо сейчас.

Я сформировал новую молодую команду, в ближайшее время предстоит еще ряд кадровых изменений. Пока очень доволен своими новыми заместителями.

«Прежняя власть не любила смолян». Новая администрация Смоленска

На церемонии вступления в должность главы Смоленска Владимира Соваренко я говорил, что он — честный, совестливый, порядочный человек. Он, безусловно, был эффективен как управленец. Но новая должность — это совершенно иной объем задач, которые стоят перед ним, и насколько он состоится или не состоится как глава города, мы с вами узнаем только спустя некоторое время.

Владимир Александрович, выступая на инаугурации, вспомнил нашу с ним беседу, во время которой я ставил задачи и по отопительному сезону, и по «Квадре», и по уборке улиц, и по налаживанию транспортной инфраструктуры — в общем, по всем вопросам, касающимся городского хозяйства. Тогда я сказал, что главное в работе — любить Смоленск, любить смолян. Думаю, что у прежней власти таких чувств к городу не было. И это главная проблема прежней власти.

Я, будучи рожденным в Москве, очень люблю Смоленскую область, люблю смолян и люблю город Смоленск. Надеюсь, это мое отношение чувствуется. Очень надеюсь, что это будет чувствовать и Владимир Александрович. Очень хочу, чтобы жители областного центра видели, что глава города старается, глава города рядом с ними и делает все возможное и даже невозможное, чтобы улучшить жизнь горожан.

 

«Усталость серьезная, недосып колоссальный». Кое–что о личном

Конечно, есть выходные, не буду с трагическим видом говорить, что их нет. Усталость очень серьезная, недосып колоссальный. Выходные провожу исключительно с женой и с тремя дочками, которых практически не вижу, не воспитываю, не провожу с ними время. В 2016–м году старшей дочке исполнилось 16 лет, младшей — 1 годик, средней — 10 лет. С учетом того, что дни рождения у всех в разное время, мы праздновали три значимые даты — первый годик, первый юбилей (10 лет) и 16 лет, первое серьезное взросление — в один день. Я поймал себя на мысли, что это происходит не только потому, что работаю четыре с лишним года главой региона, я и до этого много работал в качестве председателя двух комитетов Государственной Думы и буквально не вылезал из командировок…

Так что 16 лет старшей дочери, она выросла, а я вообще реально этого не видел. Средней уже 10 лет и тоже не видел, как она росла. Когда родилась младшая, подумал, вот здесь нужно учесть предыдущий негативный опыт и больше наблюдать, как она растет. Буквально недавно ей исполнилось полтора года и я, ругая себя, понял, что пока ничего не изменилось.

На хобби нет времени, к огромному сожалению. Вот тут с одним из руководителей силового блока региона договорились, что иногда по вечерам будем вместе играть в настольный теннис.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/158/02