#22 (156)
19 Декабря 2016

Музыка здоровья

Общество

Круглоголовый мальчишка, сердито хмуря брови, настойчиво тянул руку вверх из своего второго ряда, не поддаваясь общему настроению радушия и размягчения, даже некоей эмоциональной заторможенности, какие обычно знаменуют окончание любого концерта, — и не только рукой, но и притоптыванием ног выказывая свое нетерпение, а ему все не давали слова, выступавших артистов еще раз представляли, они кланялись, им аплодировали…

— Ну же, ну же!.. — приговаривал упрямый зритель, стараясь «подрасти» рукой, насколько это было возможно, пока, наконец, не услышал искомое:

— Ну, что ты хочешь сказать, мальчик?

— А вы еще приедете?!

Нет, это прозвучало так: «А вы ЕЩЕ приедете?!», с такой силой эмоций и такой требовательностью — знать, непременно услышать «из первых уст» обещание «ну, конечно, обязательно» приехать с новым концертом как можно раньше!.. И только после этого он облегченно зааплодировал вместе со всеми, от души отбивая ладошки, чтоб потом они стали красно–гудящими и принесли ему через какие–то удивительные «рецепторы», о которых в начале концерта говорил этот замечательный дяденька–ведущий (по совместительству — композитор), много–много здоровья… Наверное, здоровья мальчонке хотелось не меньше, нежели снова побывать зрителем–участником того действа, что длилось полтора часа, а пролетело так быстро!

Концерты Смоленского отделения Союза композиторов России проводятся в рамках фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья уже восьмой сезон. Шутливым названием программа «Приусадебный зоопарк, или Кто чему научится» обязана частичкам своего «обязательного» репертуара, — репертуара, остающегося неизменным для любой аудитории: Детской Сюите для скрипки и фортепиано «Приусадебный зоопарк» Давида Сергеевича Русишвили, известного на Смоленщине скрипача–исполнителя, композитора и общественного деятеля, основателя и первого дирижера смоленского камерного оркестра, и шутливой детской песенке (неизменно звучащей в авторском исполнении) «Кто чему научится», написанной на слова поэта Валентина Берестова композитором, заслуженным деятелем искусств России, почетным деятелем Союза композиторов, руководителем Смоленского отделения Союза композиторов России, Николаем Егоровичем Писаренко.

Идея проведения сеансов музыкотерапии для детей с ОВЗ не нова, но ее осуществление всегда требует дополнительных «вложений», не запланированных медицинскими учреждениями, — начиная от транспорта и телефонных переговоров о времени и месте проведения «реабилитационных концертов», и заканчивая собственно участниками–исполнителями и репертуаром «труппы». Николай Егорович взял на себя основные заботы продюсерской деятельности, пригласил исполнителей, а репертуар сложился в концертно–просветительских мероприятиях прошлых лет — выступлениях Смоленских композиторов и исполнителей их произведений в районных Домах культуры и областных учреждениях дополнительного образования. Программы скомпанованы из расчета на различную по возрасту аудиторию, различные возможности клавишных инструментов, имеющихся в распоряжении учреждений культуры, и постоянно пополняются новыми произведениями. А Н.Е. Писаренко, выступая не только в качестве композитора и исполнителя, но и в роли ведущего, держит внимание любой аудитории на протяжении полутора часов, собственным примером доказывая, что занятия музыкой помогают сохранить здоровье, физическую форму, ясность ума и бодрость духа и на исходе восьмого десятка жизненного пути!

Момент из выступления в Рославльском социально-­реабилитационном центре для несовершеннолетних «Теремок»

Проблема реабилитации детей с аномалиями здоровья не исчерпывается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является проблемой неравных возможностей. Проживая в семье, дети с ОВЗ требуют к себе больше родительского внимания, участия, помощи в выполнении недоступных им действий. Но члены семьи, при всем желании, не в состоянии скомпенсировать те социальные «потери», которые неизбежно возникают вследствие особенностей заболевания детей, — ограничение в общении со сверстниками, в играх, двигательной или интеллектуальной реализации. А когда такие дети живут и учатся в школах–интернатах, какими бы подвижниками ни выступали их учителя и воспитатели, проблема «социальной ограниченности», «интеллектуального голода» возрастает в разы!

Таких деток взрослые обучают, воспитывают, формируют у них различные умения и навыки, но им редко выпадает возможность почувствовать свою индивидуальную значимость, то чувство, которое формируется в процессе творчества, творческих игр и соревнований интеллекта, закладывающего основы нашего «само–осознания», нашего понимания красоты и ценностей окружающего мира и места в нем самих себя. Именно в силу некоей «недостаточности» творческой самореализации выпускникам школ–интернатов впоследствии бывает сложно адаптироваться к «взрослой» жизни в обществе, а инвалидность многократно усиливает эти сложности!

Проблемы «ограниченных возможностей» не являются проблемами одного человека или какой–то части населения. В условиях современной демографической ситуации — с одной стороны, и неуклонного роста численности инвалидов — с другой, эти проблемы становятся актуальными для всего общества. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние «полного физического, психического и социального благополучия». В рамках этого подхода состояние здоровья определяется не только «биологией» человека, но и качеством его жизни, возможностями творческой самореализации, уровнем духовного потенциала. Научные исследования выявили тесную связь между социальной самоудовлетворенностью человека, его духовной самоидентификацией и параметрами мозгового кровообращения, которые влияют на риск возникновения заболеваний сердечно–сосудистой системы.

Социальное благополучие в последние десятилетия вошло в явное противоречие с природным здоровьем человека, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения, можно утверждать, что проблемы здоровья затрагивают, так или иначе, практически каждого человека.

Государство выступает гарантом предоставления детям с ОВЗ различных видов социальной помощи: пенсионного обеспечения, снабжения необходимыми медикаментами, возможностью медицинской, психологической реабилитации и т.д. Сейчас, наверное, у каждого реабилитационного центра или школы–интерната для детей с ОВЗ есть свои спонсоры. На медицинскую и финансовую компенсацию дефекта тратятся значительные суммы, устраиваются «сладкие праздники», развлекательные мероприятия. Но любая «материальная» помощь имеет свои границы, а программы, развивающие детей интеллектуально, зачастую в эти границы не помещаются... Быть может, в этом значительна вина современных телепрограмм, всяческих развлекательных шоу с участием «блестящих» знаменитостей и множеством визуальных эффектов?

Концерт в общеобразовательном центре «Южный» (г. Рославль)

Мы незаметно привыкли к тому, что искусство несет исключительно «развлекательную» функцию, либо предстает убаюкивающим, незаметно сопровождающим нас «фоном» к повседневной жизни. Весьма печально, что эту свою «дурную привычку» общество прививает детям, и они, не получая опыта активного «слушания музыки» как напряженного интеллектуального процесса, просто не понимают, каким образом ее можно слышать и какую радость и пользу можно получать от этого процесса.

Возможности музыки отнюдь не ограничиваются «фоново–развлекательным» потенциалом! Она учит находить прекрасное (а для этого нужно научиться его понимать), она дисциплинирует, заставляет быть внимательными, вдумчиво следить (следовать) за развитием своей «мысли», своей образной сферы. Для людей, не занимающихся музыкой постоянно на практике, казалось бы, эти требования являются недостижимыми. Однако здесь решающим оказывается само построение концерта в виде постоянно меняющихся форм творчества — от лекции–беседы о влиянии благозвучных мелодий на молекулярный состав воды (а значит и всего живого на планете Земля) до угадывания музыкальных персонажей (с получением призовых наград в виде конфетки, ручки или тетради!), совместного пения «в помощь» солисту (бас которого без труда перекроет любой детский хор) и дружных аплодисментов «в благодарность выступающим»!

Наверное, такой концерт тоже можно полноправно отнести к разряду «шоу». Но подобная форма организации мероприятия, помимо чисто развлекательной функции, позволяет аудитории ощутить себя активными участниками действия, а также компенсировать ограничения слушателей в движении. Более того, переключение внимания вырабатывает реакцию и способность сосредоточиться, дисциплинируя и, в то же время, разжигая юный «соревновательный задор», — на вопросы стараются правильно ответить все, и большие, и маленькие. И обязательно аплодируют не только музыкантам–исполнителям, но и друг другу за верные ответы (без аплодисментов ведущий никого не отпускает), а это способствует как активизации биоактивных точек на ладонях, так и овладению такими важными человеческими качествами как сопереживание, симпатия, уважение к товарищам. И часто, размышляя, какой персонаж «Приусадебного зоопарка» скрывается за музыкальными звуками, дети с ОВЗ не «угадывают», а именно «выявляют» — кого имел в виду автор, подмечая очень тонкие детали и пользуясь методами слуховых ассоциаций, даже более точных, нежели у здоровых детей, обучающихся в музыкальных школах! Такое парадоксальное «озарение» вызывает удивление даже у их воспитателей, тем не менее, было отмечено не однажды…

Старый рояль в Вяземской школе­интернате для обучающихся с ОВЗ (деревня Черное)

– Дети, три–четыре!

– Спа–си–бо! Спа–си–бо! Приез–жай–те к нам е–ще!

Отзвучала знаменитая песня о Смоленске, оказывается, она была «отрядной песней» не только в 70–е на БАМе (где сам автор случайно услышал ее в исполнении строителей БАМа, считавших песню «народной»), и не только в 80–е в Саратовской государственной консерватории (ах, с каким упоением мы распевали ее под гитару!), ее знают практически все смоляне, и никого не нужно приглашать подпевать, — вместе с автором поют все:

— Город мой, обласканный ветрами и сказками, ласковый!..

Город мой, такой древний и такой любимый, в твоей области расположено более трех десятков школ–интернатов и реабилитационных центров для «особенных» деток!.. Конечно, мы приедем к вам еще, если нам помогут транспортом, если вашим интернатам помогут с настройкой и ремонтом инструментов… Ах, какой прекрасный старый рояль «живет» в Вяземской школе–интернате для обучающихся с ОВЗ, в деревне Черное, — рояль середины позапрошлого века с поразительно певучей сохранившейся механикой и стоящей скромненько рядом давным–давно отломанной педалью! Его очень берегут, но статьи расходования средств на настройку и ремонт рояля в интернате не предусмотрено…

А какие прекрасные новенькие цифровые пианино в СОГБОУ «Починковская школа–интернат» в деревне Прудки и СОГБОУ «Краснинская средняя школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», и какая разбитая дорога ведет к этому интернату! Где живет хозяин этого — от силы — один километр дороги? Он сам перемещается исключительно на вертолете? А где взять вертолеты всем взрослым, работающим в образовательном учреждении, и «домашним» деткам, которые там учатся?..

«После концерта» в Екимовичской школе­интернате для детей с ОВЗ

Вопросов много, может быть, на них ответит кто–то из читателей? А мы пока будем продолжать, по мере возможности, писать и исполнять музыку, просвещать и лечить людей ее благотворным воздействием. Пособия, пенсии и льготы, предоставляемые детям с ОВЗ, никогда не заменят того душевного тепла, уверенности и поддержки, которыми можем поделиться мы, люди, такие разные по своим возможностям и такие близкие по своей сути…

Смоленское региональное отделение общественной организации «Союз композиторов России благодарит за поддержку в проведении восьмого фестиваля для детей сирот и детей, оставшихся без поддержки родителей, для детей с ограниченными возможностями Смоленское областное отделение «Единой России».

Автор: Елена ГАРИБОВА, доцент Смоленского государственного института искусств

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/156/09