Алексей Островский: «Будем делать все возможное для того, чтобы Красный бор варварски не уничтожался»
Максим Кузьмин
Власть
Главной темой очередной информационно–аналитической программы «Лицом к области», которая выходит в эфире телеканала «ГТРК–Смоленск», стала реализация природоохранной политики в нашем регионе.
Следующий год в целом объявлен в России годом экологии, и президент Владимир Путин в соответствующем указе уже обозначил основные цели в данной сфере: а) привлечение внимания общества к вопросам экологического развития РФ, б) сохранение биологического разнообразия, в) обеспечение экологической безопасности.
Формулировки хоть и довольно широкие, но за ними скрываются вполне конкретные проблемы, которые предстоит решать. Об этом мы беседуем с губернатором Смоленской области Алексеем Островским: о создании в 2016 году особо охраняемой природной территории регионального значения — памятника природы «Красный Бор», а также — о формировании новой системы организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
— Алексей Владимирович, вначале я хотел бы затронуть чрезвычайно важный экологический вопрос, который касается, наверное, всех без исключения смолян. Речь идет о предстоящем переходе на новую систему организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если я правильно понял, эта новая система подразумевает введение единого регионального оператора, который, собственно, и будет заниматься всем, если можно так выразиться, мусорным комплексом. И в этой связи у меня следующие вопросы: когда и как будет происходить отбор этого оператора, и не рискуем ли мы, Алексей Владимирович, и в этом жизненно важном вопросе оказаться заложником некой частной структуры? Ну, как в свое время получилось с отоплением в Смоленске, когда мы более десяти лет назад отдали его на откуп компании «Квадра».
— Действительно, тема, которую вы предложили обсудить, крайне важна для всех жителей области, потому что никому не хочется жить в грязи, зарастать мусором, видеть вокруг себя свалки. Поэтому администрация области, лично я большое внимание уделяем подготовке к началу этой работы в новом формате. Почему в новом? Потому что в соответствии с теми решениями, которые приняты правительством, с первого января 2017 года на территории каждого субъекта Федерации должен начать работу единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Хочу сразу сказать, что, исходя из утвержденных правительством правил, этот региональный оператор, выбираемый строго в рамках конкурсной процедуры, может быть как частной, коммерческой компанией, так и муниципальным или государственным унитарным предприятием. Поэтому никаких ограничений для того, чтобы оператором стала государственная или муниципальная структура, нет. Но это конкурс, и кто по факту выиграет, неизвестно.
Вместе с тем на этом пути есть определенные проблемы, которые требуют решения на уровне Федерации, профильного министерства строительства и жилищно–коммунального хозяйства, правительства, и все субъекты в настоящее время находятся в режиме ожидания. Для того чтобы объявить конкурс, должен быть утвержден перечень тех документов, которые участники конкурса обязаны предъявить в пакете конкурсной документации. К сожалению, пока с этим возникают сложности. Правительство разрабатывает нормативный правовой акт, предусматривающий двухгодичный переходный период для регионов по выбору регоператоров. Дата начала работы регоператоров на территории всех субъектов Федерации сместится на более поздний срок, нежели 1 января 2017 года.
Что касается непосредственно самой процедуры выбора регоператора, то все это будет происходить в рамках конкурсной процедуры двумя этапами. На первом этапе будут проверяться документы на соответствие компании тем критериям, которые определены как базовые, для того, чтобы иметь возможность работать региональным оператором по сбору и утилизации твердых бытовых отходов. Во втором этапе принимают участие конкурсанты, которые владеют объектами по обработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов с возможностью обезвреживания более 50% твердых коммунальных отходов в зоне ответственности регионального оператора.
— В этой связи вопрос, связанный с тарифами. Эта новая система не приведет к росту тарифов на эту коммунальную услугу?
— К огромному сожалению, однозначно приведет. И произойдет это ровно потому, что сейчас у нас тариф устанавливается только по одному критерию, а в соответствии с этими решениями правительства перечень критериев расширяется до четырех. Появляется тариф на сбор, переработку, утилизацию мусора, и все это, безусловно, приведет к увеличению стоимости. У нас как у администрации региона, у меня как у ее руководителя есть понимание, что мы сможем удержать этот тариф, и он для смолян вырастет незначительно.
— Согласно федеральному законодательству, до 1 января следующего года все предприятия должны поставить на государственный учет объекты, которые оказывают то или иное негативное воздействие на окружающую среду. Много ли у нас в регионе таких предприятий и объектов?
— На сегодняшний день таких предприятий, имеющих на балансе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, которые уже вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду, порядка 4 тысяч. Но в соответствии с новыми правилами, установленными федеральным законодательством, сейчас будет происходить постановка на госучет данных объектов по новым критериям. Что–то будет уточняться и корректироваться. Например, на сегодняшний день административные здания вносят плату за то, что они негативно влияют на окружающую среду. По новым критериям административные здания будут относиться к 4 категории, не оказывающей негативного воздействия на окружающую среду, и будут освобождены от платы. Следовательно, постановка на госучет приведет к упорядочиванию списков федеральных и региональных объектов, и как следствие — их поднадзорности, а также уточнит перечень природоохранной документации, необходимой для каждой категории.
— Алексей Владимирович, ну а теперь вопрос про Красный бор. Итак, решение администрации Смоленской области придать ему особый природоохранный статус — памятника природы — на специальных общественных слушаниях получило единогласную поддержку. И, думаю, это как раз тот вопрос, когда «за» высказались, наверное, все смоляне. Но, думаю, далеко не все знают, что скрывается за этой солидной формулировкой, и как она будет реализовываться на практике. Поэтому давайте с причин: кто был инициатором придания природоохранного статуса Красному бору и почему?
— Вы знаете, Максим Николаевич, к огромному моему сожалению, мы слишком поздно получили возможность заниматься Красным бором, который когда–то по праву считался «зелеными легкими» города Смоленска. Так в свое время это излюбленное место отдыха называли смоляне. Конечно, надо было заниматься этим намного раньше, в 1990–е–2000–е годы. И за прошедший период это место, к сожалению, уже значительно изменилось. Стало меньше возможностей для того, чтобы Красный бор был «зелеными легкими» города, и, конечно, меньше возможностей для того, чтобы смоляне могли здесь отдыхать. Но, тем не менее, исходя из решений администрации, исходя из решений, принятых коллегиально на совместных слушаниях, которые прошли 2 ноября в областной универсальной библиотеке имени Твардовского, было принято решение о придании Красному бору особого природоохранного статуса — памятника природы. В слушаниях принимали участие члены Общественной палаты Смоленской области, мои подчиненные из департамента по природным ресурсам и экологии, общественники. Создание памятника природы также стало возможным благодаря федеральным решениям и федеральному законодательству, соответствующим изменениям, внесенным в этом году в закон об охране окружающей среды. Поэтому мы будем создавать природоохранную зону, оборудовать инфраструктуру, делать все возможное для того, чтобы смоляне могли здесь отдыхать, и чтобы Красный бор варварски не застраивался, не уничтожался, не вырубался, не захламлялся и так далее.
— Как раз вопрос по застройке. Этот природоохранный статус подразумевает полный запрет на новую застройку и как быть с теми строениями, которые здесь уже построены, но этому статусу не соответствуют?
— Очень правильный вопрос, потому что он волнует и тех, кто хочет здесь отдыхать, и тех, кто имеет на данной территории свои частные домовладения и земельные участки. Конечно, закон обратной силы не имеет, поэтому все, что здесь в рамках действующего законодательства построено, сносу не подлежит. Другой вопрос, что те полномочия, которые получает администрация региона, дирекция особо охраняемых парков, созданная при департаменте по природным ресурсам и экологии, позволяют нам не давать возможность строить здесь новое жилье или какие–то производственные площади. Есть небольшие ограничения — если эти земли были заранее зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, тогда на них что–то делать возможно. Если же разрешения были выданы ранее, то отменить их мы уже не сможем. Но ничего нового с «нуля», безусловно, здесь строить теперь не позволим и остановим тот беспредел, который долгие годы в отношении этого замечательного места продолжался.
— Еще один вопрос, который не могу не задать. Сама формулировка — памятник природы — несколько настораживает. И даже наши телезрители уже волновались и задавали такие вопросы: «А можно ли будет отдыхать в Красном бору?» Есть много любителей посидеть у костра, пожарить шашлыки. Будут ли для этого оборудованы специальные места?
— Хочу расстроить вас, Максим Николаевич, и дорогих моему сердцу смолян: здесь категорически, исходя из законодательства, нельзя жечь костры. Об этом будут предупреждать соответствующие информационные щиты. Другой вопрос — на этой территории будут созданы специальные условия для отдыха в рекреационной зоне на берегах трех замечательных озер: Ключевого, Кривого и Дубровенки. В специально оборудованных местах смоляне, конечно, смогут и шашлыки жарить, и общаться, и наслаждаться природой, но, конечно, будут и определенные ограничения. Потому что памятник природного парка включает в себя три зоны: зону сохранности лесонасаждений, зону сохранности водных объектов и, собственно, памятник «Гнездовские курганы», который нам также необходимо сохранить для потомков. В общем, сейчас мы законодательно получили такую возможность. Поэтому будем ради смолян защищать это прекрасное место.