#6 (140)
04 Апреля 2016

Еще раз про… дороги

Леся Томашова

Главное

Руководители департамента транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, «Смоленскавтодора» и городского управления дорожного хозяйства мэрии Смоленска обсудили состояние городских дорог и ответили на вопрос, когда проезд по ним станет комфортным для автомобилистов.

Ох уж эти «заплатки»!

Дорожная тематика всегда вызывает живой интерес не только у журналистов и специалистов отрасли, но и у автолюбителей и рядовых пешеходов. Особенно много внимания этому вопросу уделяют весной, когда после холодов и снегопадов на дорогах обнажаются ямки и образуются выбоины. Именно в этот период — из года в год — начинается «бурление» на заданную тему: в соцсетях, в прессе, в курилках. И также традиционно к 1–му мая транспортные артерии приводятся в порядок (насколько это возможно в условиях отсутствия капитального ремонта), и тема «убитых дорог» теряет свою актуальность.

Так будет и в этом году. Правда, в свете создавшейся в Смоленске непростой финансовой ситуации сейчас речь идет лишь о ямочном ремонте дорожного покрытия. На капитальный просто не хватает средств.

«Да, заплатки, возможно, будут раздражать смолян, — говорит Владислав Апаков, руководитель СОГБУ «Смоленскавтодор» — предприятия, которое по контракту отвечает за ямочный ремонт дорожной сети в Смоленске. — Но необходимо понимать, что в сегодняшней финансовой ситуации нет другой возможности сделать более комфортный для горожан ремонт».

Владимир Шукалов
начальник департамента транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области:

«Мы оказываем помощь из областного дорожного фонда, стараемся привлекать федеральные средства. Обязательно окажем помощь городу, но какую — будет ясно позднее. Правительство пока не приняло решение о распределении субсидий между регионами»

Когда водитель не прав

В настоящее время на территории региона дорожники применяют пять способов проведения ямочного ремонта. Первые два используют за пределами областного центра. Ремонт холодной асфальто–бетонной смесью допустим лишь на областных дорогах, так как смесь не выдерживает проверку городскими условиями и интенсивным транспортным потоком. На федеральной трассе Москва–Минск используют очень дорогостоящий инфракрасный метод ремонта, когда участок с небольшими дефектами разогревается специальными излучателями.

Еще три технологии ямочного ремонта активно применимы непосредственно в городе Смоленске в разное время года, в зависимости от погодных условий.

Ремонт с помощью литой асфальто–бетонной смеси — единственный метод, который можно (да и нужно) использовать зимой, при низких температурах. И в этом, безусловно, его большое преимущество. Однако, вместе с тем, технология очень специфична и дорога, а, кроме того, требует специального оборудования — смесь необходимо постоянно перемешивать и поддерживать в состоянии высокой температуры 180–200 градусов.

«Смесь очень тягучая и сама расплывается, занимая все место в выбоине, но требует определенного времени для остывания. Не всегда к этому с пониманием относятся автомобилисты. Мы ставим «фишку» возле заплатки и отъезжаем, чтобы проводить работы для других участках, а в это время автомобилисты зачастую сбивают ее и наезжают на отремонтированный участок, который еще не застыл. Соответственно, там покрытие продавливается, образуется яма, и нам приходится возвращаться и делать ее заново», — рассказывает замруководителя «Смоленскавтодора» Галина Микотина.

Когда спешка не на пользу

Да, ранней весной дорожникам приходится работать в непростых условиях. С одной стороны, надо максимально быстро заделать образовавшиеся за зиму выбоины, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. С другой — асфальт нельзя укладывать в воду, которая после таяния снега неизбежно заполняет ямы. Поэтому непосредственно перед ямочным ремонтом проводятся специальные мероприятия, чтобы убрать все лишнее из полости, и на это уходит несколько дней. В помощь «Смоленскавтодору» приходят специалисты «Спецавто». Период «большой воды», когда происходит активное таяние снега, пожалуй, самый сложный для дорожников. Именно в этот момент времени на них обрушивается шквал критики со стороны смолян, которые требуют отремонтировать все и сразу.

«Во время распутицы мы практически бессильны, ведь технологии предусматривают работу на сухом асфальте. В этом году в ряде случаев мы вынуждены были аварийные ямы закладывать брусчаткой, чтобы обеспечить безопасность и безаварийный проезд транспорта. Это делается в тех случаях, когда подсушить яму невозможно из–за интенсивного транспортного потока, — поясняет Владислав Апаков. — Не все относятся к этому с пониманием».

Владислав Апаков

директор СОГБУ «Смоленскавтодор»:

«Контракт по ямочному ремонту городских дорог является для нас скорее социальным проектом, на этих работах мы практически не получаем прибыли. Поручение губернатора Алексея Островского — чтобы мы вышли на торги и достойно работали в городе — стараемся выполнять, чтобы не подвести свою организацию, главу региона и всех смолян»

Городская специфика

С наступлением теплой погоды «Смоленскавтодор» переходит на ремонт горячими асфальтобетонными смесями, и это самая распространенная технология ямочного ремонта. Единственный минус — она по регламенту применима лишь в теплое время года, когда среднесуточные температуры достигают отметки 10 градусов. Асфальт перевозят в открытых машинах, без перемешивания и подогрева. Потом его уплотняют катками.

Третья технология, которая пришла в Смоленске не так давно — струйно–инъекционный метод: на дороги выезжает установка типа «Мадпатчер», продувая ямки струей воздуха. Специальная эмульсия перемешивается в бункере с битумом и под давлением заполняет ямку. Эмульсия частично состоит из воды, и поэтому технологию можно применять и во влажной среде (не в воде, конечно, но после дождя вполне допустимо). И это еще один ее большой плюс.

«Это быстрая и высокопроизводительная технология, чтобы «залить» яму не нужно привлекать бригаду, достаточно двух человек — водителя и оператора. Да, метод недешевый, но долговечный, к тому же битумная эмульсия менее тягучая — она затекает в трещинки и не дает разрушаться ямке далее, как бы укрепляя ее», — добавляет Галина Микотина.

Технология ямочного ремонта с помощью «Мадпатчера» предполагает использование гранитного щебня. Чтобы удешевить процесс, «Смоленскавтодор» уже проводил эксперимент, применяя местный щебень. Однако, по словам специалистов, опыт оказался не совсем удачным. Городская специфика дает о себе знать, и в условиях интенсивного движения транспорта местный щебень «ведет себя» гораздо хуже, чем гранитный.

Сегодня «Смоленскавтодор» работает в Смоленске в соответствии с установленными муниципалитетом графиками и утвержденными сроками проведения ремонта. И ведет работы с применением одновременно сразу двух технологий — в целях экономии и не дожидаясь «большого тепла» предприятия перешло на ремонт улиц горячим асфальтом. Вышли на дороги и «Мадпатчеры» — пока только три установки. Но это лишь начало. Ввиду ближайших «нестабильных» прогнозов погоды предприятие пока не рискует переоборудовать большее количество единиц техники (выходящие на дороги машины универсальны, зимой они работают с песко–соляной смесью, а при более благоприятных погодных условиях трансформируются в «Мадпатчеры»).

Именно в таком режиме, с применением двух технологий, дорожники будут работать до мая и после — все лето.

Вопрос стоит остро, но денег пока нет

А потребность в ямочном ремонте в городе возрастает. Это видно даже не специалистам. Сказывается множество факторов. Основной — это погода. Вспомните нынешнюю зиму. Морозный январь, потом резкое потепление, постоянные перепады температур — когда заморозки ночью сменялись оттепелью днем, что сказывается весьма негативно. Плюс выросшая интенсивность движения на улицах и постоянное торможение транспорта из–за большого количества светофоров и лежачих полицейских. Это все приводит к сильному изнашиванию дорожного покрытия. Об этом свидетельствуют и цифры. По информации «Смоленскавтодора», за февраль–март 2015 года предприятие сделало 850 квадратных метров дороги, уложив 130 тонн асфальта в Смоленске. За аналогичный период 2016 года дорожники отремонтировали 130 «квадратов», уложив на них 250 тонн асфальта. Больше всего работ велось в Промышленном районе, в том числе и на проспекте Строителей.

«По этому объекту мы сделали смету, требуется около 30 миллионов, чтобы снять старый асфальт и положить новый», — поясняет начальник управления дорожного хозяйства администрации Смоленска Александр Петраков.

Улица 25 Сентября, как и многие другие городские магистрали, требует капитального ремонта. Однако вопрос с ним пока остается открытым.

«Город в сложнейшем финансовом положении, поэтому пришлось снизить объемы финансирования дорожных работ. Вопрос о капитальном ремонте стоит остро, но денег в городском бюджете нет», — подчеркивает Владимир Шукалов, начальник департамента транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области.

Вместе с тем, по словам Александра Петракова, сегодня половина городских дорог — а в Смоленске это почти 270 километров асфальтового покрытия — требует серьезного ремонта:

«Необходим ремонт улице Шевченко, Краснинскому шоссе, улице Гарабурды, на Кловке. Нуждается в ремонте почти весь центр города. В «не очень» хорошем состоянии находится улица Тенишевой, выезд от площади Победы на Барклая–де–Толли и далее на проспект Гагарина и до улицы Николаева. Проекты на эти улицы есть, но нет средств», — резюмирует Петраков.

Еще одна проблемная точка — Пятницкий путепровод, состояние которого сегодня вызывает беспокойство специалистов и недовольство горожан. Чтобы полностью отремонтировать объект, необходимо 240 миллионов рублей, и муниципалитет очень рассчитывает на содействие областной администрации.

Александр Петраков

начальник управления дорожного хозяйства администрации Смоленска:

«Пытаемся сэкономить, ведь литой асфальтобетон дорогой. Горячим асфальтобетоном можно выполнить объем работ в три раза больше за ту же цену. Живем по средствам. Поэтому старались распланировать работу так, чтобы как можно больше средств оставить на весну, теплую погоду, когда можно будет использовать более дешевую технологию»

Помощь будет. Вопрос лишь в объемах

Действительно, в такой ситуации вся надежда дорожников, городских властей и самих горожан на помощь извне: областных властей, федерального центра. Как считает Владимир Шукалов, такое содействие реально:

«Мы оказываем помощь из областного дорожного фонда, стараемся привлекать федеральные средства. Обязательно окажем помощь городу, но какую — будет ясно позднее. Правительство пока не приняло решение о распределении субсидий между регионами, хотя мы, конечно, направили свои заявки. Также активно работаем с Автодором, Минтрансом. Регион имеет заявку на сельские дороги на сумму порядка 140 миллионов рублей, но эти средства нельзя направлять на городские нужды.

Мы пока не можем назвать точную сумму, которую удастся направить на помощь городу. Сегодня стоит задача отремонтировать Пятницкий путепровод, который находится в плохом состоянии. Мы планируем, не распыляя средства из федерального центра, конкретно направить их на этот объект».

В апреле управление дорожного хозяйства администрации Смоленска намерено объявить аукцион на проектно–сметную документацию по ремонту Беляевского путепровода, и уже получено подтверждение о софинансировании этих работ со стороны властей региона.

Проект социальной направленности

В заключение обсуждения участники мероприятия еще раз обратили внимание прессы на то, что никто не сидит, сложа руки: область, город и дорожники держат ситуацию с состоянием транспортных магистралей под пристальным контролем. Но есть и объективные моменты, не учитывать которые просто невозможно:

«Все работают сегодня в тесном сотрудничестве и взаимопонимании, прекрасно осознавая, что на кону комфорт и безопасность горожан, — поясняет Александр Петраков. — Надо отдать должное мастерству специалистов «Смоленскавтодора» и сказать им спасибо. Это крупнейшая организация в области, и кроме нее на контракт по обслуживанию городской сети никто не заявлялся. Никто не хотел брать это на себя, ведь объемы работ большие, велика и ответственность перед городом».

«Контракт по ямочному ремонту городских дорог является для предприятия скорее социальным проектом, — подтверждает Владислав Апаков. — На этих работах мы практически не получаем прибыли. Это важный момент, и хотелось бы, чтобы граждане тоже его понимали. Поручение губернатора Алексея Островского — чтобы мы вышли на торги и достойно работали в городе — стараемся выполнять, чтобы не подвести свою организацию, главу региона и всех смолян».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/140/06