#6 (140)
04 Апреля 2016

Новый шаг к повышению качества жизни смолян

Максим Кузьмин

Власть

В очередной информационно–аналитической программе «Лицом к области», выходящей на телеканале «ГТРК–Смоленск», вместе с губернатором Алексеем Островским мы обсуждали вопросы создания и работы на территории региона сети многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению гос– и муниципальных услуг населению.

В настоящее время на Смоленщине в полном объеме действуют 19 филиалов и 68 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП). В ближайшее время прием граждан начнут еще 8 филиалов и 7 ТОСП. О том, насколько популярны МФЦ, а также о перспективах предоставления услуг смолянам в электронном виде — в интервью смоленского губернатора.

— Алексей Владимирович, мы сегодня с вами по традиции беседуем в полевых условиях. На этот раз — в помещении нового многофункционального центра, который недавно открылся в Смоленске на улице Попова. Первый вопрос у меня такой: а вы сами когда–нибудь пользовались услугами многофункциональных центров?

— Да, я воспользовался такой возможностью при открытии нового многофункционального центра в Промышленном районе, на территории которого мы находимся. Я решил оценить, насколько специалисты готовы к тому, чтобы оказывать услуги смолянам, и обратился к одной из сотрудниц с просьбой оказать мне содействие в поиске информации о наличии либо отсутствии штрафов ГИБДД на мой служебный автомобиль. Иных пересечений с многофункциональными центрами у меня не было, поскольку в этом пока нет никакой личной необходимости.

— А вот мой опыт воспользоваться услугами МФЦ случился несколько лет назад и произвел на меня неизгладимое впечатление, настолько все было четко, точно, быстро. Казалось бы, мелочь, но мы тогда к такому не привыкли, наоборот, любое получение документов связано с какими–то бюрократическими процедурами — это всегда либо очереди, либо поиск каких–либо сомнительных обходных путей. Так что, я думаю, что МФЦ — это серьезный шаг в направлении качества жизни людей. В Смоленске к МФЦ уже привыкли люди (к хорошему ведь быстро привыкаешь), а как обстоит дело в районах области?

— Для нас с вами, как и для других жителей региона, те услуги, которые можно получить в МФЦ — это такое приятное новшество, к которому даже мы — жители областного центра — и то не были готовы. Потому что привыкли и в советское время, и в современной России неделями ходить и собирать какие–то справки, а что уже говорить про жителей районных центров или сельских поселений. Вообще, мне кажется это для них какая–то фантастика, потому что они ранее не имели такой возможности получать требуемые услуги в шаговой доступности, поскольку одна организация находится в районном центре, другая — в Смоленске, и вот такие катания по области создавали огромные проблемы для людей. Поэтому, я уверен, что то решение, которое в свое время принимал наш президент о необходимости создания возможности для населения получения государственных и муниципальных услуг в шаговой доступности — это, конечно, прорывное решение для страны и для всех ее граждан, в том числе, и для наших замечательных смолян.

Сегодня у нас на территории региона открыты уже 19 многофункциональных центров, а по крупным поселениям — 68 небольших офисов, где люди также могут получать эти услуги. Если говорить про крупные райцентры, то в Сафонове, Вязьме, Рославле, Гагарине и иных крупных районных центрах — везде работают МФЦ. Совсем скоро мы приблизимся к стопроцентному охвату территории и сейчас, в последние недели, перешли за цифру 90% в рамках тех решений, которые были приняты федеральным центром, и по которым мы, собственно, двигались для оказания помощи нашим гражданам.

— А как Смоленская область выглядит на фоне других регионов? Я почему задаю вопрос: не так давно президент России лично похвалил вас за работу, но отметил некоторые недостатки в развитии системы МФЦ.

— В первую очередь, конечно, хотелось бы поблагодарить президента за высокую оценку деятельности администрации Смоленской области и меня, как ее руководителя. При этом критика главы государства была абсолютно справедливой.  При этом необходимо учитывать один момент: каждый регион работает в рамках того бюджета, который принимает депутатский корпус по инициативе главы региона. И каждый губернатор, каждая администрация должна принимать для себя решения совместно с депутатским корпусом, какие задачи считать наиболее приоритетными, направляя на них наибольшие объемы финансирования.

Поэтому, если говорить о Смоленской области, то, действительно, на момент справедливой критики президента мы выглядели чуть хуже, чем иные субъекты Федерации (с точки зрения охвата территории по предоставлению услуг по принципу «одного окна»). Зато мы тратим и тратили деньги на иные нужды, чего не хотят или не могут делать иные субъекты. Смоленская область является одним из лидеров в стране и, безусловно, лидером в Центральном федеральном округе по оказанию социальной помощи населению: на эти цели выделяется порядка 65% бюджета. И те льготы, которые приняты на региональном уровне в Смоленской области, зачастую беспрецедентны. Их нет в других субъектах Федерации: это и региональный материнский капитал — в том объеме, в котором он у нас выплачивается, и помощь ветеранам труда Смоленской области, и многие другие льготы.

Но, безусловно, после справедливых замечаний президента мы активизировали работу в данном направлении, перераспределив финансовые средства, и в марте открыли 11 новых многофункциональных центров.

На данный момент регион полностью выполняет все те постановления правительства, ту «дорожную карту», которая была определена Смоленской области. Поэтому сегодня мы даже на одну сотую процента не отстаем от других субъектов Федерации. А в ближайшие месяцы будут дополнительно открыты 8 новых многофункциональных центров и 7 офисов по поселениям. И мы выйдем на 100 процентов охвата территории нашего замечательного региона, и все смоляне без исключения смогут в комфортных условиях получать для себя эти услуги.

— Любопытно, сколько смолян воспользовались МФЦ в прошлом году, есть такая статистика?

— В прошлом году в МФЦ за теми или иными государственными и муниципальными услугами обратились 220 тысяч жителей Смоленской области — это очень значительная для нашего региона цифра, если говорить о процентном соотношении от общего количества проживающих. Заявителям было предоставлено в общей сложности 250 тысяч государственных и муниципальных услуг, но, я уверен, этот перечень будет расширяться.

— Такой массив услуг требует и существенного финансирования. Как дорого обходится МФЦ областному бюджету?

— Знаете, для такого количества открытых многофункциональных центров и офисов по поселениям, действительно, были нужны очень значительные средства. Мы за последние почти четыре года освоили 250 миллионов рублей регионального бюджета и 50 миллионов федеральных средств. Эти средства были направлены на то, чтобы открыть МФЦ, а ведь нужно еще иметь финансирование, чтобы ежегодно обеспечивать работу этих центров.

Поэтому, по состоянию на 2016 год, исходя из текущих цен, мы оцениваем содержание всей сети в 180 миллионов рублей ежегодно. Понятно, что каждый год данная цифра будет варьироваться в зависимости от экономической конъюнктуры в стране, от роста или снижения цен, но приблизительно это будет 200 миллионов в год.

— А нет ли планов перехода МФЦ на самофинансирование? Некоторые наши жители волнуются, не станут ли эти услуги платными через некоторое время.

— Ни в коем случае. По законодательству Российской Федерации, по решениям президента и правительства все услуги, которые предоставляются населению, — как государственные, так и муниципальные, являются бесплатными. В этом и есть смысл создания таких центров. Другой вопрос, что МФЦ имеют небольшие возможности для зарабатывания денег. Например, есть смоляне, которые хотят получать те же самые услуги, но на дому. Это делается на платной основе, как дополнительная услуга. В то же время, если говорить про наименее защищенные категории граждан — ветеранов войны, Героев Социалистического Труда и многих других — они могут получать и получают такие услуги с выездом специалистов на дом, естественно, на бесплатной основе.

— МФЦ предоставляет более 200 видов различных государственных и муниципальных услуг. Как осуществляется процесс взаимодействия между этими многочисленными структурами разного уровня власти, и кто координирует это?

— Очень правильный вопрос. Я хотел бы, чтобы и вы, и глубокоуважаемые смоляне понимали, что МФЦ, созданные по поручению президента для смолян администрацией региона, — всего лишь инструмент, но не конечный центр предоставления услуги. Иными словами, это лишь некий коммуникатор между жителями и теми государственными, федеральными, региональными, муниципальными структурами, которые, собственно, и предоставляют конечную услугу. Все это действует в рамках заключенных соглашений, и когда тот или иной гражданин обращается за услугой в МФЦ, его запрос уходит в федеральную, региональную или муниципальную структуру, предоставляющую необходимую информацию. А обратная связь с заявителем осуществляется через многофункциональный центр.

— А по каким критериям оценивается качество работы МФЦ, и вообще, заинтересованы ли эти учреждения в привлечении новых клиентов?

— Вне всякого сомнения, данные учреждения заинтересованы в этом, исходя из одного простого принципа. В регионе, как я смею надеяться, все чиновники или, по крайней мере, их подавляющее большинство поняли мою крайнюю требовательность к представителям власти с точки зрения интересов смолян. Кстати, во время нашей недавней встречи с Уполномоченным по правам человека в Смоленской области Александром Михайловичем Капустиным, он проинформировал меня, что за 2015 год количество жалоб со стороны жителей региона на чиновников, на органы власти уменьшилось на 30 процентов. Это очень значимая цифра, и я убежден, такой результат напрямую исходит из моего посыла, что неприкасаемых чиновников нет, и любой из них, если он дистанцируется от решения вопросов смолян либо игнорирует данную работу и об этом узнает высшее должностное лицо региона, то с таким чиновником мы будем прощаться. Ровно так же происходит и здесь, в системе МФЦ, где все понимают степень ответственности, и тот, кто хочет работать и сохранить за собой рабочее место, не потеряв его, должен крайне внимательно и бережно относиться к людям.

А если говорить про критерии оценки, то их три. Первый критерий (и самый важный), о котором я только что сказал, — это внимательное, чуткое отношение со стороны того или иного оператора к заявителю. Потому что человеку важно ощущать комфорт не только в интерьере, но и в отношении к тебе оператора. И поэтому мы ставим главную задачу перед сотрудниками МФЦ, чтобы они по–доброму, с теплотой и вниманием относились к людям.

Второй критерий — количество времени, которое затрачивает тот или иной заявитель на получение услуги. Исходя из 601–го Указа нашего президента, время ожидания не должно превышать 15 минут.

И, наконец, третий критерий — количество жалоб со стороны жителей региона на работу многофункциональных центров. В этом плане, в основном, жалобы были на то, что у людей мало возможностей для получения государственных и муниципальных услуг — это было в тот период, когда функционировало незначительное количество МФЦ. После открытия в Смоленске этого центра в Промышленном районе жалобы со стороны смолян практически исчезли. Сейчас все услуги можно получить в шаговой доступности, причем, не только жителям областного центра, но и подавляющему числу жителей муниципалитетов. И мы рады, что по всем этим критериям пока жалоб со стороны населения нет. Я уверен, что их и не будет.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/140/03