Поле битвы: Смоленск
Несмотря на то, что до выборов депутатов Смоленского городского Совета остается один год, главные игроки предстоящей кампании и их мотивы известны и очевидны
Евгений Ванифатов, Максим Кузьмин
Дискуссия
Всякий разумный политик готовится к выборам заранее; политик прозорливый и успешный находится в состоянии выборов всегда. Сегодня даже по результатам поверхностного мониторинга открытых источников можно заметить серьезную активность в публичном пространстве смоленского губернатора Островского и главы администрации Смоленска Алашеева. Не меньшую активность проявляют в медиа и оппоненты: «компрометирующие» материалы на оппозиционных ресурсах, «возня» в социальных сетях — все это напрямую сигнализирует о том, что подготовка к выборному процессу не просто началась, но уже находится в активной фазе. Активность на информационном поле — это верхняя часть айсберга, при этом очевидно, что параллельно ведется кулуарная подготовка, скрытая от посторонних глаз. В надежде узнать «то, что скрыто» наш виртуальный Вопрошатель (В.) поспешил на встречу с виртуальным Экспертом (Э.)
Все на борьбу за столицу
В. — Пока спешил к вам на беседу, задумался: не рановато ли, не торопимся ли мы отмахнуть «Старт!» грядущей выборной кампании? По каким вообще признакам стоит судить о начале нового политического цикла, и насколько они выражены сегодня в Смоленской области? Борьба за мозг, сердце и прочие жизненно важные органы смоленского избирателя началась?
Э. — Скорее, борьба за столицу Смоленской области — город Смоленск. От того, кто контролирует Смоленск, во многом зависит и ситуация в регионе в целом. Прежняя региональная власть, которая вроде бы контролировала региональный парламент — областную Думу и в целом находилась в конструктивных отношениях со многими главами муниципалитетов, упустила Смоленск и в итоге, как известно, упустила все. Не стоит ждать подобных ошибок от действующей региональной власти.
Великая сила любви
В. — Кто же, на ваш взгляд, контролирует Смоленск nowadays?
Э. — Nowadays, конечно, региональная власть. Причем в полном объеме. Городская власть ни одного чиха не делает без согласования оного с региональной. И, наоборот, любой чих региональной власти ее младшая городская сестра поддерживает незамедлительно. Посмотрите на кадровый состав администрации Смоленска: он доформирован при прямом участии региона. Достаточно упомянуть персону первого замглавы Андрея Борисова — прямую креатуру Алексея Островского. Да и глава Смоленска Евгений Павлов был избран на эту должность также после согласования с региональной властью. Николай Алашеев, человек, по моим наблюдениям, достаточно прозорливый, видимо, понял, что находиться с администрацией Островского в состоянии конфликта для него не представляется возможным: либо выполнять все установки губернатора, либо работать в другом месте. Несмотря на то, что городская власть региональной не подчиняется. Поэтому корни этого ищите в неформальной плоскости их взаимоотношений.
В. — Насколько вообще хорошо, когда городская власть столь сильно «влюблена» в региональную, что не смеет ей перечить?
Э. — Вполне. Меня, правда, могут закидать камнями авторы красивых сказок про местное самоуправление и прочие прекраснодушные теории, абсолютно не приживающиеся на местной почве. Таких я отсылаю к смоленским событиям последних лет, наглядно показавшим, к чему приводит политическая независимость Смоленска — к тому, что многие вопросы городского жизнеобеспечения попросту останавливаются: вспомните непередачу объектов медицинского назначения на региональный уровень, конфликты с теплоснабжающими организациями, проблемы с вывозом мусора и прочее.
Сегодня о подобном говорить не приходится. Понятно, что проблемы с той же «Квадрой» до конца не решены, но, по крайней мере, никто не пугает горожан прекращением подачи тепла.
В. — Из ваших слов можно сделать вывод, что жизнедеятельность города Смоленска во многом зависит от персоны главы региона.
Э. — Так уж сложилось, что в России очень многое зависит от личности первого лица. Царизм нас не страшит.
Переходя на личности
В. — Хорошо, допустим, мы укрепимся в мысли о том, что региональная власть в достаточной степени контролирует городскую. Если добавить к этому факт, что один оппозиционер, ранее активно раскачивающий политическую обстановку в Смоленске, с приходом Островского ретировался в тень, а второй, получив мандат депутата Госдумы и кураторство над соседней Брянской областью, как-то вообще «выпал» из смоленского политического пространства, получим совершенно благостную картину, когда установившаяся стабильность неминуемо перешагнет и день выборов. Иначе говоря, я не вижу никаких угроз сложившемуся режиму.
Э. — Существующая стабильность довольно шаткая. Согласитесь, сложно предсказать, как будут развиваться общероссийские экономические процессы, возможно, что и не очень позитивно. Спад, рост цен, инфляция, сокращение рабочих мест — все это может быть, а повлиять на такие вещи отдельно взятая Смоленская область, естественно, не в состоянии. И с наибольшей силой негативные факторы ударят по слабым регионам вроде Смоленщины, и настроения в обществе могут ухудшиться достаточно быстро.
Что есть такое выборы в Смоленский городской Совет? Это не соревнование партий, дебатирующих свои повестки в публичном пространстве. Это соревнование персон, личностей на небольших городских округах с традиционно невысокой явкой избирателей, где очень важна активность личности. Даже если такая активность направлена в оппозиционное русло, препятствовать ей довольно сложно. Если оппозиционный кандидат выдвинут одной из парламентских партий, то снять его нельзя (если только он не будет уличен совсем уж в диком нарушении закона). Как правило, партийных кандидатов не снимают.
Данный рычаг «зачистки поля» у власти отсутствует, ей придется бороться с «неснимаемыми» кандидатами, обладающими серьезными ресурсами, как материальными, так и личностными. Есть представители оппозиционной в Смоленской области парламентской партии, есть бывший банкир, не растерявший своих политических амбиций, есть ряд иных персон, которые мало заметны в публичном пространстве, но при этом имеют определенные амбиции и интересы. Помешать им пройти в городской Совет административными, запретительными мерами практически невозможно. Их нужно побеждать, и в этом главный вызов для действующей власти.
В. — Есть же дипломатия, переговорный процесс, финансовые рычаги, в конце концов…
Э. — Рычаги есть всякие, все зависит от мотивации. Мы наблюдали за последней кампанией в областную Думу и помним, как руководитель оппозиционной партии решил, что имеет все шансы получить чуть ли не контроль над региональным парламентом. Какая в данной ситуации могла быть дипломатия? О чем говорить с человеком, уверенным в победе? Ради каких «коврижек» он откажется от своих амбиций?.. Его просто нужно победить. Что и было сделано. Нельзя исключать того, что подобная ситуация может повториться на выборах депутатов Смоленского городского Совета.
Реструктуризация «тортсовета»
В. — Вы рассуждаете так, что если городской Совет сформируют люди, не лояльные региональной власти, то чуть ли не Земля сойдет со своей оси, что от этой катастрофы город будет приходить в себя очень долго.
Э. — Зря иронизируете. При любом итоге выборов никакой катастрофы не случится — это, в первую очередь, выбор смолян, и его следует уважать. Но давайте вспомним, как «хорошо» жилось смолянам при противостоянии региональной и городской властей, когда городской Совет контролировала всем известная финансовая группа, стремившаяся к приватизации Смоленска в собственных интересах и не останавливающаяся ни перед чем: ни перед мусорным коллапсом, ни перед отключением воды и тепла ради захвата города.
Давайте вспомним…
В. — Чудится мне, многие избиратели этого, к сожалению, уже не помнят, а кое–кто, возможно, и вовсе не знал о бушующих «битвах титанов». Хотя существующий городской Совет многие называли «тортсоветом», намекая на подкуп избирателей кандидатами в депутаты, и далее — подкуп уже непосредственно избранных депутатов, мол, деньги за «правильное голосование» раздавались чуть ли не за углом. Такой информационный фон, естественно, подрывает авторитет городского Совета в глазах избирателей и нивелирует их желание участвовать в выборах.
Э. — Очень хочется верить, что не все депутаты городского Совета проданные или купленные, что не все из них получили свой мандат в результате подкупа избирателей и голосуют только за деньги. Тем более что в городском Совете прошла довольно серьезная реструктуризация. Был «снесен» глава города Данилюк, один из депутатов, Банденков, вообще оказался за решеткой, лишился мандата, отбыл наказание и в настоящее время «на свободе с чистой совестью». Думаю, это довольно серьезные сигналы для hungry for easy money.
Но если в новый городской Совет придут люди под эгидой оппозиции действующей власти, никто им не помешает занять позицию блокировки решений, позицию, направленную на ослабление региональной власти. Поэтому данные выборы крайне важны не только для горожан, которые, собственно, выбирают себе власть, но и для региона, который вроде бы формально никакого участия в этом процессе принимать не будет.
Повторится ли обман
В. — Уже известная многим статистика: средняя явка избирателей в январе 2010 года составила около тридцати процентов. Если говорить в абсолютных величинах, то в среднем за того или иного депутата городского Совета отдали свои голоса менее полутора тысяч человек — это, грубо говоря, обитатели трех–четырех многоэтажек. При этом горожан беззастенчиво обманули: изначально они голосовали за депутатов как представителей своих интересов в городской власти, а в итоге после ареста Качановского случилась мало кому объяснимая метаморфоза — мифическим образом был изменен городской Устав и эти же «трех–четырех многоэтажные» депутаты получили право избирать главу города и назначать главу администрации Смоленска.
Э. — Здесь я согласен с вами, действительно, можно говорить о прямом обмане избирателей. Быть может, хотели как лучше, все–таки с приходом в городскую администрацию Качановского в Смоленске случился настоящий «цирк». Быть может, искали меньшее из зол. Нашли, хотя и запутались окончательно. Думаю, главным образом из–за этого и случилась отставка Сергея Антуфьева с поста губернатора. Не случайно приступивший к исполнению обязанностей главы региона Алексей Островский особо пристальное внимание уделил выстраиванию управляемости городом Смоленском.
В. — Мы упомянули обман. Где гарантия, что горожан не обманут в очередной раз?
Э. — Если вы внимательно следите за политическими процессами, происходящими в Смоленской области, то знаете не хуже моего, что Островский еще никого не обманул и своему слову не изменил. Если не будет новых федеральных вводных (вроде того, что всех мэров следует избирать всенародно и никак иначе), то система формирования смоленской власти останется прежней. И сегодня все избиратели должны понимать, что осенью 2015 года будут голосовать не просто за какого–то депутата, который, возможно, отремонтирует им подъезд, они будут голосовать за человека, который имеет право от их имени назначать управляющего всем городским хозяйством. Крайне важный выбор, и для смолян, и для действующей власти.
Огласите все списки
В. — На выборах такого уровня многое зависит от личности кандидата, от его харизмы. И можно без особого труда набрать два с половиной десятка таких «крепких» личностей: из действующего депутатского корпуса и среди «потерявшихся» смоленских политиков вроде экс–губернатора Прохорова и других экс–... Первые — действующие — скорее всего попробуют свои силы в переизбрании, имея более выгодные стартовые шансы. Насколько активно, на ваш взгляд, потянутся вторые?
Э. — Потянутся очень многие, и «старая гвардия» в том числе. Вопрос в том, все ли дотянутся. Пойдет в ход упомянутая вами дипломатия: переговорная, кулуарная. Потому что задача действующей власти очевидна: зафиксировать в каждом из округов своего проходного кандидата, который будет в состоянии победить возможного кандидата от оппозиции. Каким же будет итоговый список кандидатов от власти, совершенно затрудняюсь сказать.
В. — Списки кандидатов — тема для Смоленска крайне анекдотичная. Чем ближе к выборам, тем шире народная забава: появление всевозможных списков «от…», попадание в которые якобы гарантирует победу, но всенепременно требует предоплаты. На организационные расходы, так сказать. Кстати, один из экс–губернаторов в свое время попал в смешную историю, связанную со списками: составив сообразно своим умозаключениям некий список кандидатов в депутаты городского Совета, он посчитал, что победа практически в кармане. Каково же было его удивление, когда из всего списка в депутаты прошли… два кандидата, причем, те, которые вели кампании самостоятельно и не подозревали о своем присутствии в этом списке.
Э. — Вот–вот, долгие годы в Смоленской области политическая жизнь вообще была как один сплошной анекдот. Неслучайно в вашем уважаемом издании главный жанр, привлекающий наибольшее внимание публики, был именно анекдот. Сегодня, как вижу, изданию не до анекдотов, видимо, юмористическая аура вокруг смоленской политики сошла на нет, все больше говорится о серьезных вещах: укреплении позиций действующей власти, ответственности первого лица за происходящее в регионе…
В. — …И ведь даже внутри властной конструкции возможны разные списки кандидатов: список Островского, список Алашеева, список Ляхова, наконец.
Э. — Почти со стопроцентной вероятностью берусь утверждать, что это исключено. Думаю, если Алашеев или Ляхов краем уха услышат о том, что кто–то где–то кому–то сказал о списке их имени, то предпримут все возможное, чтобы больше ни одного такого слова не говорилось. Не говоря о том, чтобы они сами начали что–либо формировать.
Перспектива выборов губернатора
В. — Помимо выборов в Смоленский городской Совет осенью следующего года могут пройти выборы губернатора. Решение о выборах глав регионов, как известно, принимается в администрации президента. Исходя из анализа последних выборных кампаний, какой набор факторов должен присутствовать, чтобы аналогичное решение было принято в отношении Смоленской области?
Э. — Знаете, лично я ничего подобного предположить не могу. Да, все возможно, все бывает. Но говорить сегодня о наличии существенных оснований для проведения досрочных выборов смоленского губернатора осенью 2015 года не стоит. Теоретически, конечно, если такие выборы проходят совместно, это очень серьезно меняет тактику и стратегию ведения избирательной кампании в Смоленский городской Совет. Выборы главы региона, безусловно, станут главными, и официальные кандидаты в депутаты будут «встраиваться» в губернаторскую кампанию, с удовольствием превращаясь в «команду Островского». В общем, это совсем иная картина, но говорить о том, что такое развитие событий вероятно в следующем году, я бы не стал.
В. — С приходом Островского в Смоленской области актуальна так называемая коалиционная модель управления. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, внедрение аналогичной парадигмы на уровне Смоленского городского Совета?
Э. — Вполне целесообразно. С точки зрения сохранения политической стабильности в регионе я высоко оцениваю коалиционную модель, она доказала свою эффективность на практике. Не сомневаюсь, что партии, входящие в региональную коалицию, так или иначе заранее договорятся о проходных фигурах по многим избирательным округам. Вот вам еще один плюс, который получает власть при наличии коалиционности. И в предстоящей битве за Смоленск это далеко не последний фактор. Хотя вряд ли решающий.