Жизнь в госдолг
Пятнадцатимиллиардный государственный долг Смоленской области серьёзно ограничивает использование кредитных средств. Ближайшие
Евгений Ванифатов
Финансы
Последние четыре года бюджет Смоленской области утверждался с предельным пятнадцатипроцентным размером дефицита. Параллельно с этим в рамках подготовки к празднованию
Такая остродефицитная политика предопределялась федеральными требованиями по увеличению расходов социальной сферы с одной стороны и местными социальными (хотя не только) новациями вроде регионального материнского капитала — с другой. В итоге смоленская экономика получила неплохую возможность погреться за счёт бюджетных инвестиций. Однако на смену такому перегреву, похоже, приходит цикл глубокого охлаждения: одним из первых публичных сигналов смоленского губернатора Алексея Островского стало заявление о печальном финансовом состоянии региона. «Предшествующая администрация набрала уже столько кредитов, что выплата процентов ложится тяжким бременем на бюджет, — подчеркнул он. — Если не пересмотреть расходы сейчас, проблемы будут нарастать, и в перспективе мы можем встать перед необходимостью сокращать финансирование социальных обязательств».
В интервью с вице-губернатором Игорем Скобелевым, отвечающим за финансовый блок, мы ищем ответ на вопрос: какова она, жизнь в госдолг, а также что ждёт смоленскую экономику и социальную сферу в обозримом будущем.
— Игорь Викторович, резкое заявление губернатора Островского относительно финансового положения Смоленской области это констатация начала переформатирования финансовой политики?
— У нас действительно есть повод задуматься о необходимости смены бюджетной политики. Несмотря на то, что нормы бюджетного кодекса дают право иметь госдолг в размере не более собственных доходов, федералы начинают сигнализировать о рискованной финансовой политике, когда он превышает половину доходной части. После этого минфин начинает наблюдение и выяснение ситуации в том или ином регионе.
Что мы имеем в Смоленской области? С учётом прогноза по неисполнению доходной части бюджета в этом году мы пересматриваем прогноз и по уровню госдолга: его относительная величина вырастет до семидесяти и более процентов доходной части (в зависимости от объёма банковских кредитов, которые мы возьмём). Ситуация, безусловно, плохая, и федералы не позволят продолжать прежнюю политику увеличения госдолга.
— На чём основана уверенность в неисполнении доходной части?
— Естественно, на темпах сбора налогов, в частности, налога на прибыль. Изначально мы поставили его амбициозный прирост в 38 процентов (к уровню прошлого года), однако по факту имеем 17 процентов. По другому важному налогу — НДФЛ — мы слегка недобираем, но
— Что представляет собой стратегия по снижению госдолга Смоленской области? Каковы её конечные показатели?
— Наша трёхлетняя бюджетная политика в данном вопросе выглядит приблизительно так. В 2013 году мы стабилизируем его относительную величину (и, возможно, немного снизим, на
— Эти
— Совершенно верно, попробуем сверстать бюджет будущего года с десятипроцентным размером дефицита. Кроме того, в 2013 году мы предлагаем рассмотреть возможность досрочного погашения федеральных дорожных бюджетных кредитов (графики их погашения рассчитаны на 2014–2015 годы, но если мы начнём этот процесс ранее, это, безусловно, снизит долговую нагрузку). На погашение будут направлены средства из регионального дорожного фонда, мы можем использовать на подобные нужды до двадцати процентов этого фонда.
— Давайте напомним историю возникновения госдолга.
— Первый этап был связан с финансовым кризисом 2008 года. Напомню, что экономика Смоленщины тогда сильно по доходам не упала, однако и не выросла; в то же время мы были вынуждены поддерживать и индексировать уровень социальных бюджетных обязательств, и правительство балансировало нас, как и многих других, бюджетными кредитами. Бюджет Смоленской области получил на балансировку около двух с половиной миллиардов рублей.
Второй этап накопления госдолга является следствием исполнения правительственного постановления о подготовке к празднованию
— Итого пять миллиардов рублей при общем объёме госдолга в пятнадцать миллиардов, прогнозируемом на 1 января 2013 года.
— Остальная серьёзная составляющая госдолга накапливалась год за годом при решении вопросов дефицита бюджета (все последние годы его размер был максимальным). Эти средства направлялись на повышение социальных обязательств бюджетной и иной сфер. Само собой разумеется, необходимость балансировки бюджета по покрытию дефицита приводила к росту госдолга за счёт новых банковских кредитов. Впрочем, нужно отметить, что тогда конъюнктура рынка позволяла пользоваться довольно дешёвыми банковскими кредитами (например, в 2011 году мы кредитовались по ставке менее шести процентов годовых).
— Четыре года вы вели такую остродефицитную бюджетную политику. Как реагировала на неё региональная экономика?
— За счёт этого имелась возможность вкладывать финансы в самих себя, в дорожную отрасль, сельское хозяйство и тому подобное.
— В связи с новыми бюджетными правилами, какие настроения прогнозируете в реальном секторе экономики?
— Понятно, что бюджетные ограничения заставляют нас выбирать, за счёт чего сокращать расходы, и поэтому наступает новая эпоха — повышения эффективности расходов. Главная задача всех бюджетополучателей — суметь добиваться результатов меньшей денежной массой.
— Вы отчасти упомянули про приоритеты расходной части бюджета следующего года. Давайте перечислим их ещё раз.
— Помимо социальной сферы, к данному моменту в качестве таковых определена дорожная сфера (в связи с ростом дорожного фонда более чем на миллиард рублей), агропромышленный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство.
— Дорожный фонд аккумулирует серьёзные средства, однако эффекта мы пока не видим.
— Думаю, уже в этом году он будет воочию заметен,
В части жилищно-коммунального комплекса ждём федеральных решений по судьбе фонда содействия реформированию ЖКХ. Со своей стороны в 2013 году профильному областному департаменту планируется выделение определённой денежной массы, которая должна быть направлена на решение инфраструктурных проблем отрасли: разработку проектно-сметной документации, замену и строительство сетей, подготовку ТЭК к осенне-зимнему периоду и тому подобное.
— Перейдём от реального сектора к социальному блоку. Год тому назад вы утверждали, что «все существующие социальные обязательства сохраняются и индексируются». Повторите такое утверждение сегодня?
— С учётом поставленных задач по поиску вариантов снижения госдолга могу сказать, что основные социальные обязательства будут сохранены и проиндексированы на уровень инфляции. Однако в целом наш дотационный регион стоит перед пониманием того, что в данное время нет возможности играть самостоятельную социальную политику, принимая эксклюзивные социальные обязательства, дозволительные регионам-донорам. Главный приоритет социальной сферы — соответствие требованиям федеральной политики.
Сразу спешу успокоить некоторые «горячие головы»: никто не собирается «срезать» педагогам, медработникам и остальным бюджетникам недавно повышенные заработные платы. Здесь всё строго. Более того, в проектировках бюджета 2013 года мы уже думаем, какими темпами продолжать такое повышение. Разговор о сокращении расходов социальной сферы может вестись исключительно в отношении отдельных обязательств, принятых Смоленской областью в индивидуальном порядке. По некоторым таким частным решениям, носящим дискуссионный характер, возможно, будут рассмотрены варианты их приостановления или отмены. Однако это будет сделано не спеша, крайне внимательно, с участием законодателя. Чтобы не навредить.
— Частные решения это, например…
— Например, выплаты жителям зоны наблюдения смоленской АЭС, выплаты по детсадам, ряд других многодесятимиллионных обязательств. Важно понимать, что перед финансистами не стоит задачи механического сокращения расходов, идёт конструктивная дискуссия, в которую позже включатся депутаты областной Думы и, думаю, конечное решение будет максимально взвешенным.
— Сегодня уже можно говорить о предварительных объёмах финансовой помощи федерального бюджета?
— Ещё сложно. Заявлено, что проект федерального бюджета появится в правительстве только в сентябре, мы пока для расчётов определили, что эта сумма будет не меньше, чем в текущем году — около трёх миллиардов рублей. Хотя здесь есть риски, итоговая сумма может быть и меньше, поскольку темпы роста налогов, влияющих на расчёт финансовой помощи, в Смоленской области достаточно высоки.
— О каких налогах ведётся речь?
— Обо всех. В расчёт определения размера финансовой помощи региону берётся так называемый индекс его налогового потенциала. Так как по темпам прироста основных бюджетных налогов — НДФЛ и НП — мы располагаемся на верхних местах в ЦФО, думаю, риск есть.
— Насколько болезненным окажется переход на новую финансовую схему для муниципальных властей?
— Два главных вопроса системы межбюджетного регулирования — это выравнивающие трансферты муниципалитетам (на поддержку уровня бюджетной обеспеченности) и субсидирование тех или иных расходов. Что касается субсидий, на комиссиях по межбюджетным отношениям мы дискутируем по многим из них, нужно ли продолжать данную конкретную субсидию или, возможно, направить эти средства на другие благие цели. Каждая субсидия должна иметь конкретный смысл и длительность (в годах). Что это значит? Вспомните, к примеру, федеральную субсидию на погашение задолженности по детским компенсациям — как только мы поставили в этом вопросе точку, она была прекращена за естественной ненадобностью.
В Смоленской области довольно много субсидий для муниципалов, и ряд их подлежит детальному обсуждению на предмет рациональности.
Следующая инновационная возможность повышения эффективности бюджетных расходов связана с отменой части налоговых льгот бюджетным организациям. Прорабатывается вопрос отмены льгот таким бюджетополучателям всех типов по транспортному налогу и поэтапно — по налогу на имущество. Считаю, это должно подтолкнуть руководство данных учреждений к более эффективному использованию вверенного имущества, заставить задуматься, взглянуть на хозяйство взором экономиста. Не используешь имущество — сдай в аренду. То же касается земельных участков, автомобилей.
Понимая, что на эти учреждения ляжет нагрузка по отмене льготы имущественного налога, мы думаем растянуть эту отмену на три года, ежегодно повышая налог примерно на треть. Отказываясь от налоговых льгот бюджетным учреждениям региона, мы решили заплатить за них земельный налог в соответствующие местные бюджеты.
Позволю заметить, что федеральный центр считает большой объём налоговых льгот в регионе неэффективным решением. Планка — пять процентов от суммы налоговых поступлений. На Смоленщине такая планка выше, что в конечном итоге не позволяет нам включиться в ряд федеральных каналов финансирования.
— Один из инструментов погашения госдолга, к которому вы собираетесь прибегнуть — выпуск ценных бумаг. Решение о выпуске миллиардного облигационного займа уже принято, при этом его сторонники приветствуют диверсификацию кредитного портфеля Смоленской области (мол, негоже всё у банков заимствовать), а противники указывают на тот факт, что обслуживание займа, выплата процентов по нему обойдётся гораздо дороже бюджетных кредитов.
— Хочу обратить внимание упомянутых вами противников на то, что многие регионы ЦФО уже не первый год успешно работают на рынке ценных бумаг с аналогичными инструментами. В нашем случае речь ведётся об облигациях с купонным доходом, или процентом. Пока не состоялось размещение займа, размер купонного дохода неизвестен, лишь цена размещения покажет, проигрываем мы в обслуживании по сравнению с банковским кредитом или нет. Эксперты прогнозируют купонный доход восемь-одиннадцать процентов годовых, что сопоставимо с банковским кредитованием. При этом, однако, как вы отметили, в займе есть чёткая финансовая логика — диверсификация кредитного портфеля Смоленской области. Сегодня в нём одни лишь банковские кредиты, и это влечёт за собой ограничения в кредитовании и зависимость от банковских ставок.
— На каком этапе процесс размещения?
— К этому времени можно отметить, что состоялся собственно конкурс на размещение займа, победителем которого стала управляющая компания «Тройка Диалог» (подразделение Сбербанка). В настоящий момент идёт процесс необходимых согласований с минфином, после чего, в ноябре—декабре состоится размещение. Одновременно с этим другая компания должна установить экономический рейтинг Смоленской области. Надеемся, он будет примерно таким же, что и у коллег по ЦФО, ведущих активную политику на рынке ценных бумаг (например, Ярославская область).
— И кого видите в числе потенциальных покупателей?
— Вообще, разговор идёт о том, что наши облигации должны купить инвесторы, которые такой покупкой хотят участвовать в экономической жизни региона.
— Миллиард это пробный шар?
— Да, это пилот, это понимание рынка. Далее, при нормальной ситуации можно идти по этому пути, уменьшая долю банковских кредитов в портфеле. Допустим, уже упомянутая Ярославская область размещается на рынке ценных бумаг серьёзными объёмами финансовых средств.
— О каких новациях федерального бюджета на будущий год известно к данному моменту?
— Федеральный центр, похоже, намерен изменить политику предоставления субсидий регионам. Не исключено, что их объём по тем или иным направлениям (целевым программам) будет «слит» в рамках компетенций правительственных министерств в одну субсидию. Если так оно и случится, это будет очень неплохая новация, она позволит нам перераспределять финансы внутри отдельно взятой отрасли. Например, по линии минздрава бюджет получает средства на ветеранов, инвалидов и так далее, и постоянно мы сталкиваемся с тем, что
Вторая безусловная новация — переход на программный бюджет; федеральный бюджет полностью переходит на эту схему с 2014 года.
— То есть бюджет будет представлять собой простую совокупность целевых программ?
— Практически так. По сути, это серьёзнейшая ломка существующего положения вещей, при переходе на программный бюджет контроль за бюджетами всех уровней будет состоять в мониторинге за динамикой целевых показателей по разного рода программам. Работа законодателя, в принципе, сведётся к адекватному выбору этих целевых показателей. Это очень здорово, если мы принимаем, что финансы должны тратиться с максимальной эффективностью.
Третья новация — выраженный тренд в работе федеральных структур по переходу на так называемый электронный бюджет, стандартизуемый процедуры отчётности. Если подобная практика распространится на региональный и местный уровни, в недалёком будущем бюджет любого уровня можно будет запросто посмотреть в электронном виде, не путаясь и не сбиваясь. Сейчас же подобные финансовые документы выглядят, мягко говоря, хаотично.
— Игорь Викторович, наша беседа увидит свет в дни празднования двухсотдесятилетия российского министерства финансов — своего рода юбилея финансовой системы государства. Кто он — российский финансист двадцать первого века?
— Знаете, термин «финансист» в чистом его понимании не
Современный финансист мало похож на образ двадцати-тридцатилетней давности. У нас не так много бухгалтерской работы. Гораздо важнее ориентация в отраслевом законодательстве, умение быстро принимать нестандартные решения в части балансировки и исполнения бюджета. Также мы следим за налоговыми доходами, вносим свои предложения по координации работы федеральных структур; финансисты районного уровня «бьются» за местные бюджеты, пытаясь найти пути повышения доходной части.
— Где сегодня интереснее смоленскому финансисту: на госслужбе в ранге вице-губернатора или в бизнесе на должности финансового директора?
— Это
Как бы то ни было, с удовольствием констатирую, что финансовая система Смоленской области находится под контролем высокопрофессиональных работников, и это не только восемьдесят сотрудников профильного департамента областной администрации, но и районные, и поселковые финансисты. Ну и, конечно же, поздравляю всех смоленских финансистов с профессиональным праздником, желаю им хорошего настроения, оптимизма, а также счастья личного, наличного и безналичного.