Независимое общественно-политическое издание
#15 (61)
10 сентября 2012

О Фениксе и Феликсе

Анна Резник

Знаки отличия

И вот уже пятый кинофестиваль «Золотой Феникс» превратился в пепел, то есть закончился, чтобы уже в следующем году возродиться, то есть повториться вновь. Главным впечатлением этих сентябрьских дней, проведённых смолянами без горячей воды, но в кинотеатрах, стали гости фестиваля. Гости эти поражали величием как своих дел, так и своих лет: Владимир Меньшов, Вера Алентова, Андрей Смирнов, Аркадий Арканов, Лариса Голубкина… В Смоленск приехали легенды, и их суждения поразили нас своей прямотой, простотой и искромётностью. Народный артист и ярый антикоммунист Андрей Смирнов рассказал, что из смоленской художественной галереи до кинотеатра он шёл пешком по Октябрьской революции, пересёк Дзержинского, при том, что сама галерея находится на Коммунистической. «Разве годы советской власти были самыми счастливыми для этого города?» — искренне подивился Смирнов. Публика в зале смеялась. Золотой Феникс, как и Железный Феликс, стал неотъемлемой частью истории этого города.

Андрей Смирнов и карамель

На встрече с журналистами Андрей Смирнов рассказал о своём отце, писателе Сергее Сергеевиче Смирнове, из-под чьего пера вышло множество классической советской литературы. «Были периоды, когда отец был неимоверно популярен. К нему подходили, брали автографы. Я был юн, меня это раздражало», — признался Смирнов. Может быть, это раздражение положило начало стойкому антикоммунистическому духу, которым артист пропитан, словно бисквит коньяком. Смирнов окончил режиссёрский факультет и долгое время снимал кино, в актёрском амплуа попробовал себя много позже. Однако роли его необычайно интересны. Например, он работал с Андреем Звягинцевым в фильме «Елена» (сыграл там отравленного мужа). Журналистам о том, как его утверждали на роль, рассказал не без юмора. «Пришёл ко мне в десять утра Звягинцев и поставил передо мной бутыль замечательного Кальвадоса…» В это время Смирнов работал над собственным фильмом, но родные уговорили его сняться в «Елене». Саму эту картину Смирнов, вздрагивая, оценил словами: «гениально, но мрачновато». Хотя сам привёз показать смоленскому зрителю ещё более мрачноватое собственное кино «Жила-была одна баба». После вопроса о цензуре в современной России Андрей Смирнов вспылил. «Любые попытки сказать, что сейчас хуже, чем было при советской власти, для меня пусты. Путин и Медведев это всё карамель!»

У Смирнова, кстати, четверо взрослых детей, сын и три дочери. Фильм «Кококо», который отличился на «Золотом фениксе», режиссировала одна из них — Авдотья Смирнова. Но это совсем другая история.

Лариса Голубкина и халат

Актриса театра и кино Лариса Голубкина с мягким юмором рассказывала о «Гусарской балладе», Андрее Смирнове, а также российских поездах и гостиницах. О последних высказалась, может быть, эмоциональнее всего, но тут же осеклась: «Знаю, что нельзя жаловаться, ведь обязательно скажут — мол, приезжала Голубкина, и всё ей было не так, ишь, звезда…» С нежностью она рассказала эпизод из жизни гениального Андрея Миронова. «Когда я пришла к нему в гости в первый раз, он открыл мне в халате. Я так оскорбилась, что отказалась зайти. Но, погуляв полчасика, конечно, пришла снова. В этот раз он открыл дверь в смокинге, а уголки его воротника стягивала изящная бабочка…» Актриса с удовольствием представила своих сценических партнёров, среди них оказался даже Тихон Хренников, правнук того самого Хренникова, который написал музыку для «Гусарской баллады».

Станислав Говорухин и масло

В художественной галерее тем временем открылась выставка картин легендарного режиссёра, руководителя предвыборного штаба Владимира Путина Станислава Говорухина. На открытии счёл своим обязательным долгом присутствовать губернатор Алексей Островский. Таким образом он ещё раз подтвердил, что помнит, кому обязан своим губернаторством. Он от души приветствовал виновника собрания, который, как оказалось, всерьёз увлекается живописью и с удовольствием рисует шаржи на своих друзей. На открытии выставки Говорухин был очень немногословен, он только пригласил гостей осмотреть свои работы, и более никаких ответных речей не произносил. И только уже внутри зала Станислав Сергеевич скупо рассказал журналистам, что здесь представлены работы, созданные им за последние пятнадцать лет. Преимущественно это картины, написанные маслом. На вопрос, почему было выбрано именно масло, ответил: «Проще всего. Не понравилось — соскрёб». К сожалению, выудить ещё что-либо из мэтра не удалось. Оно и понятно — мэтр.

Владимир Меньшов и Вера Алентова

Режиссёр всеми любимой Москвы, которая слезам не верит, Владимир Меньшов признался журналистам, что американский «Оскар» вряд ли является самой ценной для него наградой. «Тут надо подумать, вспомнить, прежде чем сказать, какая награда самая ценная была», — задумчиво сказал режиссёр. И тут же согласился со своей супругой Верой Алентовой, что, конечно, она и является его основным достижением, в том числе и в киноискусстве. Алентова, в свою очередь, рассказала, что для неё был очень важным тот факт, что «Москва слезам не верит» стал обладателем награды американской Киноакадемии. «Знаете, наш фильм очень не понравился советским критикам, несмотря на то, что зрители его полюбили сразу. Хотелось дать ответ тем, кто плохо писал или высказывался о картине, но не своими, конечно, словами».

Аркадий Арканов и оранжевое небо

Писатель-сатирик Аркадий Арканов рассказал, как на Украине после Оранжевой революции ему всерьёз собирались присудить звание Народного артиста за песню «Оранжевое небо» из детского мультика. Он приехал в Смоленск со своими коллегами Михаилом Ашумовым и Анатолием Трушкиным. Они вместе и попытались рассказать смоленским журналистам, отчего все писатели-сатирики так печальны. Сатирики признались, что с неохотой отдают читать свои произведения современным исполнителям разговорного жанра. «Актёры высокого уровня, какие были раньше, кончились», — посетовал Аркадий Арканов. Причём, многие современные артисты сознательно упрощают себе задачу в чтении монолога: расчерчивают текст разными цветами, обозначающими ту или иную эмоцию зала. «И я говорю артисту (не хочу называть его фамилию) ну как же так, Евгений Ваганыч…», — недвусмысленно намекнул на личность исполнителя Михаил Ашумов. На вопрос о том, как именно пишется рассказ, и что главное — упорство в этом деле или вдохновение, писатели вывели общую формулу: «Вдохновение подходит к восьми утра, когда я сажусь за письменный стол». И конечно, на встрече был рассказан анекдот. Звучал он следующим образом: «Почему Константин Эрнст не попадёт в рай? Потому что Апостол Пётр скажет ему: «Вы не наш формат».

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/061/01