Независимое общественно-политическое издание
#13 (59)
13 августа 2012

Презумпция потребления

Евгений Ванифатов

Общество



Смоленские коллекторские агентства прекратят свою деятельность, страховые компании начнут выплачивать штрафные санкции за задержку выплат страховых премий, а недобросовестных риелторов можно будет привлечь к ответственности в соответствии с законом «О защите прав потребителей»

Вряд ли ошибётся тот, кто, перефразируя ВЦИОМ, укажет: большинство смолян, по их собственному заявлению, знает, что потребительские права защищены законом, но вот его содержание представляет лишь в общих чертах. Привычное казалось бы «потребитель всегда прав» греет своим теплом при покупке уровня не выше бытовой техники. Что касается уникальных приобретений вроде автомобиля, квартиры и других «предметов роскоши», здесь культура взаимоотношений с продавцом находится на крайне низком уровне. Во-первых, катастрофически не хватает опыта. Как собственного, так и генетического, переданного «от отца к сыну». Согласитесь, мало от кого из смолян (россиян) среднего возраста можно услышать что-нибудь в духе: «Мой прадед торговал недвижимостью, дед и отец, я этим занимаюсь и, надеюсь, дети продолжат моё дело».

Во-вторых, отсутствие опыта никак не желает компенсироваться имеющимся уровнем правовой грамотности. Обращение за юридической помощью при возврате банковских комиссий — самое простое тому подтверждение.

Спору нет, рядовой потребитель вовсе не должен разбираться в тонкостях юридических коллизий, тем паче, сколько юристов (адвокатов, судей), столько и мнений. Рынок услуг юридического сопровождения в достаточной степени развит уже и в небольших провинциальных городах вроде Смоленска. Разве только правозащитники настаивают хотя бы на поверхностном изучении тенденций в тех или иных сферах, охраняемых федеральным законом «О защите прав потребителей». Тем более, что с недавнего времени постановлением пленума Верховного Суда их перечень расширен. «До этого пленума вносились отдельные изменения по той или иной судебной практике в сфере защиты прав потребителей, — поясняет Виолетта Етишева, член Общественной палаты Смоленской области, председатель СООО «Региональный центр защиты прав потребителей». — Однако многие правоотношения нуждались в дополнительных разъяснениях, что и было сделано в феврале этого года».

Примечательно, что последний аналогичный документ Верховного Суда датируется аж… 1994-м годом, и в подзаголовок интервью вынесена лишь часть новаций, укрепляющих позиции потребителя.

— Виолетта Викторовна, каждый из нас является частью общества потребления семь дней в неделю с утра и до вечера, и по меньшей мере странно, что ведомство г-на Лебедева почти два десятилетия (!) не обобщало судебную практику по вопросам применения закона о защите прав потребителей.

— Не могу с вами полностью согласиться, Верховный Суд по мере необходимости вносил изменения и дополнения в своё постановление от 1994 года, но, к сожалению, рыночные отношения развиваются довольно быстро, а принятие каких-либо изменений в судебную практику требует от судебных органов значительно большего времени для анализа и выработки соответствующих рекомендаций.

Вообще же стимулом к появлению подобного документа, на мой взгляд, послужил январский госсовет в Саранске, полностью посвящённый теме защиты прав потребителей. На нём прозвучало очень много замечаний о том, что судебная практика по таким делам давно устарела, и, видимо, глава государства (тогда Дмитрий Медведев) дал непосредственное поручение — проработать вопрос в юридической плоскости.

Как юрист могу только приветствовать любые разъяснения Верховного Суда в отношении потребительской сферы. Российское гражданское право носит оценочный характер, и вследствие этого по многим делам защиты прав потребителей сложилась практика двойных стандартов, когда два судьи независимо друг от друга выносят взаимоисключающие решения (одно из которых, естественно, будет не в пользу потребителя).

Состоявшийся пленум даёт всем участникам — продавцам, покупателям, судьям, юристам — обильную пищу для размышлений, поскольку в конечном итоге многие судьи в своей работе ориентируются в первую очередь именно на позицию Верховного Суда (если таковая существует по данному вопросу). Возьмём, к примеру, сферу комплексного автомобильного страхования, или КАСКО. Мы вот, например, всегда считали, что раз покупаем за деньги услугу по страхованию своего авто от рисков, то наши взаимоотношения с продавцом регулируются законом о защите прав потребителей. Однако четыре года тому назад Верховный Суд дал разъяснение, дескать, на добровольное автострахование такой закон не распространяется. Как так, восклицали мы, это ведь такая же услуга, как и, скажем, покупка хлеба. Но коль скоро появилось такое решение Верховного Суда, то и последующая судебная практика пошла во вполне определённом русле.

— Да, но есть же покупатель и продавец — страховщик. В чём проблема?

— Некоторые правовые отношения в этой плоскости регулируются, в частности, законом об организации страхового дела. Не исключено, Верховный Суд посчитал, что ответственность сторон должна истекать из положений этого закона. Однако в нём, как известно, не предусматривается штрафных санкций за задержку выплат страховых премий. И каждый, кто сталкивался со страховыми случаями, знает, как непросто эту страховую премию получить: вначале вы бегаете и собираете документы, подтверждающие страховой случай, затем вам говорят «зайдите завтра», и это «зайдите завтра» может продолжаться до полугода…

Повторюсь, в законе о страховании штрафных нет санкций, страховая фирма может оставлять эти деньги у себя в обороте довольно долго, и никаких дополнительных компенсаций за задержку выплаты вы не получите.

— Случайно или нет, но после того решения четырёхлетней давности страховым компаниям (про федеральное лобби которых сказано и написано немало) стало жить ещё вольготнее, а теперь они возможно негодуют?

— Конечно, они сегодня крайне возмущены пленумом. Во-первых, отныне потребитель имеет право на альтернативную подсудность, то есть может подавать иск как по своему месту жительства, так и по месту нахождения страховщика.

Во-вторых, потребитель по таким искам освобождён от уплаты госпошлины для подачи иска в суд, и, таким образом, физлица в любой спорной ситуации могут обратиться в суд, не неся никаких финансовых затрат. Это, безусловно, станет одним из методов воздействия на страховщика. Теперь, даже имея обоснованные возражения против требований клиента, страховая компания должна обосновывать их в суде.

В-третьих, потребитель имеет право на получение дополнительно ещё пятидесятипроцентного штрафа от полученной суммы в свою пользу, а также право на взыскание морального вреда с недобросовестного страховщика. Ну и кому, скажите, это понравится? (улыбается)

— Насколько известны решения Верховного Суда по частным вопросам тому же смоленскому судейскому корпусу?

— Достаточно известны, смоленские суды уже начали выносить решения в соответствии с положениями нового пленума.

— Допустим, в тех или иных российских регионах судебная практика по одному и тому же вопросу разнится, а Верховный Суд молчит. Чем, на ваш взгляд, руководствуются судьи в такой ситуации (когда коллеги выносят решения, противоречащие друг другу)?

— Судья в соответствии с законом принимает решение сам. С учётом особенностей дела. Если говорить про Смоленский областной суд, то, насколько мне известно, он периодически проводит разъяснения по разного рода вопросам, поступающим от районных судей. На таких встречах судьи собираются и вырабатывают общую судебную позицию. Могу сказать, что в Смоленском областном суде работают судьи с огромным опытом и высочайшей квалификацией. И в отдельных случаях именно смоленские судьи формируют общероссийскую практику, ориентированную на защиту потребителя, а не продавца.

— В каких именно?

— Например, в случаях взимания незаконных банковских комиссий. С середины 2000-х годов, когда в России начался бум банковского кредитования, банки повадились брать с клиентов всевозможные дополнительные комиссии. Допустим, вы приходили и говорили: «Мне нужны сто тысяч». «Нет проблем, — отвечали вам. — Но вы заплатите нам некоторую сумму просто за то, что мы их вам дали».

— Прекрасно помним те времена: проценты за выдачу кредита, за обслуживание счёта, за досрочное погашение et cetera. В итоге эффективная процентная ставка достигала заоблачных высот.

— Совершенно верно. В нашей практике зафиксированы случаи, когда изначально потребителю декларировалась ставка в восемнадцать процентов годовых, а суммарные дополнительные платы увеличивали её до… пятидесяти-шестидесяти процентов годовых.

Что характерно, все эти скрытые ставки, как правило, прописывались в кредитных договорах. Однако 29 ноября 2009 года в постановлении Высшего Арбитражного Суда было указано, что взимание банками дополнительных комиссий с заёмщиков незаконно. После чего потребители стали обращаться в суды в надежде вернуть переплаченные средства. Так вот, Смоленская область — одна из немногих, где судебная практика сложилась чётко по образцу решения Высшего Арбитражного Суда. Напротив, судьи многих российских регионов открытым текстом заявляли, что арбитраж для них не указ. Дескать, будет позиция Верховного Суда, вот тогда и встанем на сторону заёмщиков.

Но Верховный Суд молчал. Лишь в мае прошлого года состоялось рассмотрение надзорной жалобы Сбербанка России, в том числе, и по законности взимания дополнительных комиссий. Решения вопроса ждали как все суды, так и все банки. Сбербанк, что очевидно, просил признания законности дополнительных комиссий, а также применения трёхлетнего срока исковой давности. Честно говоря, многие тогда думали, что Сбербанк пролоббирует свои интересы. Но вышло наоборот: Верховный Суд признал незаконность взимания дополнительных комиссий. После же упомянутого в начале беседы саранского госсовета, в феврале этого года Верховный Суд опубликовал обзор по делам, связанным с защитой прав потребителей, где ещё раз чётко прозвучало, что дополнительные банковские комиссии незаконны.

— А по сроку исковой давности?

— Срок исковой давности — это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Обычно для сферы гражданского кодекса он равен трём годам. Многие смоляне брали кредиты в 2005–2007 годах; эти кредиты давно погашены, и трёхлетний срок исковой давности по ним истёк. В иных условиях они не смогли бы обратиться в суд с требованием взыскания с банка переплат. Однако смоленские суды, например, восстанавливают сроки давности по таким случаям (конечно, при наличии уважительных причин пропуска данного срока).

— Многие банки прибегают в своей деятельности к услугам коллекторских агентств, в отношении работы которых, как мы понимаем, тоже есть определённые новации.

— Мы вот говорили про лобби страховщиков. Знаете, наверное, существует и коллекторское лобби. По крайней мере, когда я читала ещё лишь проект обсуждаемого постановления пленума Верховного Суда, там было чётко указано, что деятельность коллекторов незаконна в принципе. Однако в итоговом тексте документа формулировки оказались мягче*.

Что же есть такое коллекторское агентство? Это некая коммерческая организация, которой банк, грубо говоря, продаёт (переуступает) чей-то долг. Коллектор покупает долги, после чего «выбивает» их из кредитора. Не буду сейчас подробно говорить о тех методах, к которым порой они прибегают. К нам приходят смоляне (особенно потерявшие работу, а также те, у кого слабая психика), звонят и рассказывают малоприятные истории их запугивания. «Мы к вам придём…» «Мы взломаем дверь…» «Мы заберём ваших детей, ваше имущество…» «Нас не волнует…» «Ага, вы ходите по улицам в одиночестве, так имейте в виду: однажды окажетесь в лесу».

Есть, правда, агентства, действующие в рамках законодательного поля, путём взыскания долга по судебному решению, но таких на Смоленщине единицы.

— Каким же образом должна строиться работа коллекторов по решению Верховного Суда?

— Он указал, что коллекторские агентства могут действовать, но при наличии банковской лицензии. Кроме того, при заключении кредитного договора заёмщик должен дать своё письменное согласие на то, что банк вправе переуступать право долга. Понятно, что мало кто из потребителей даст согласие на такого рода действия банка, и пока не готова ответить, как будет выглядеть практика правоприменения.

По существующим правоотношениям (старым договорам, заключённым до принятия постановления) отныне банк в любом случае должен получить согласие потребителя на передачу долга третьему лицу.

— Интересно, если бы деятельность коллекторов всё-таки была признана незаконной, тогда что?

— Тогда бы продолжение их работы можно было квалифицировать как мошенничество.

— Смеем предположить, что ни одно из смоленских коллекторских агентств не имеет банковской лицензии. Что прикажете им делать?

— Закрываться. Иные рекомендации давать не собираюсь, пусть думают сами. Напомню, я прежде всего защищаю права потребителей.

— Другой из пунктов** постановления связан с государственной социальной помощью гражданам, предоставление которой теперь введено в сферу распространения федерального закона о защите прав потребителей. К чему конкретно это приведёт на практике?

— Если вам в силу того или иного льготного положения (военнослужащий, ветеран) согласно законодательства предоставляют, например, квартиру, то теперь на такую соцуслугу распространяется законодательство о защите прав потребителей. Равно как и на иную социальную помощь (в том числе — на медстрахование).

— То есть, если я получил квартиру с многочисленными недостатками, то…

— Вы можете обращаться в суд либо с требованием устранения этих недостатков, либо с просьбой замены квартиры. Что, разумеется, справедливо. В постановлении Конституционного Суда от 23.02.1999 г. «По делу о проверке конституционного положения ч.2 ст.29 ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечёт необходимость ограничивать свободу договора для другой стороны. И это справедливо, потому что хозяйствующий субъект — продавец — хорошо разбирается в своей деятельности, у него есть пространство для манёвра. Потребитель же со спецификой деятельности продавца не должен быть знаком, и поэтому его проще обмануть. Ведь на чём чаще всего «ловят» покупателя? На том, что тот, не владея предметом и не вникая в подробности, подписывает договор. Впрочем, лишь в этой недолгой беседе мы затронули несколько тем, по которым судебные органы, по идее, должны принимать сторону потребителя. Даже если он и подписал по незнанию «грабительский» договор.

— Появилось в новом постановлении и мнение судей Верховного Суда по поводу риелторских услуг.

— Верно. По мнению судей Верховного Суда отсутствие в договоре между риелторской компанией и гражданином цены за услуги не свидетельствует о недействительности этого договора, и потребитель может защищать свои права в соответствии с законом о защите прав потребителей. И вообще, отныне в случае нарушения прав потребителя со стороны риелторов последний имеет право защищать себя в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (с вытекающими последствиями). Это нововведение нас очень радует, потому что в наш центр постоянно обращаются люди с проблемами получения некачественных услуг со стороны риелторских компаний. Теперь же у нас есть все законные основания для их защиты в досудебном и судебном порядках.

— Вам не кажется, что в вопросе организации защиты прав потребителей в Смоленской области сложилась довольно странная ситуация? На уровне смоленской городской администрации есть соответствующий отдел, однако в районных центрах — крупных городах Смоленщины — ничего подобного не наблюдается.

— Кажется, и не мне одной. Действительно, такая работа в районах отдана на откуп одному лишь федеральному роспотребнадзору, специалисты которого, естественно, «задыхаются». Вы верно заметили, что в глубинке потребителю обратиться некуда, и вовсе не странно, что, скажем, в наш центр по защите прав потребителей поступает гораздо больше звонков из Вязьмы, Сафонова, Ярцева, Рославля, Дорогобужа, Велижа и других периферийных городов, чем из Смоленска.

Как изменить ситуацию? На мой взгляд, в структуре органов региональной исполнительной власти остро назрела необходимость создания соответствующей службы, которая бы занималась реализацией единой политики администрации Смоленской области по созданию условий для обеспечения жителей региона качественными услугами и товарами на потребительском рынке и формировала условия для обеспечения системной деятельности по защите прав потребителей. Понимаю, что оппоненты могут заявить, дескать, в области нет денег на создание такой службы. Но давайте не будем забывать, что мы все, наши близкие и родственники (невзирая на должности и статусы) — ежедневно являемся потребителями товаров и услуг и нуждаемся в защите своих прав, в том числе и со стороны власти.

 

* Разрешая дела по спорам об уступке требований, вытекающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), суд должен иметь в виду, что законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.
п.51 постановления пленума Верховного Cуда «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (28 июня 2012 г.)

** Права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе её реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.
п.8 постановления пленума Верховного Cуда «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (28 июня 2012 г.)

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/059/06